КВН
учебно-методический материал по развитию речи по теме

Пискова Наталья Анатольевна

Речевое развитие дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn0.0.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                 КВН  «Речевое развитие дошкольников»

 Цель: Привлечь внимание педагогов к проблеме речевого развития детей.                                                Способствовать творческому поиску, совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах речевого развития детей, умение работать в командах.                                                                      Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; развивать педагогическую рефлексию.                                                                                                                            Стимулировать развитие инициативы творчества; формировать творческий подход к организации творческой деятельности.

 Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, призванное обеспечить своевременное психическое развитие ребенка.

Актуальность данной проблемы очень велика. Она ориентирована на развитие мышления, воображения, общения дошкольников.

Важно подчеркнуть, что культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Плодотворно работать над речью детей может только воспитатель, владеющий собственной речью и неустанно заботящийся об её усовершенствовании. Его речи должны быть присущи абсолютная грамотность, четкость, выразительность, точность и правильность словесных обозначений.

Сегодня мы проведем КВН по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста».                          Сейчас у вас будет прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие способности, теоретические и практические знания, объективно оценить знания своих коллег по данной теме.

                                                                                                                                                                                                 

Для начала я вам представляю команды:

 встречайте Команда «Колокольчик»

 и команда «Подсолнух»                                                                                                                                        Представление жюри.                                                                                                                                                 Первый конкурс так и называется: «Приветствие».

 Команды говорят свой девиз.

1Конкурс вопросов:                                                                                                                                                                         1вопрос команде «Колокольчик»

1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста

•Словарная работа (понимать и называть слова).

•Звуковая культура речи.

•Формировать грамматический строй речи.

•Развивать связную речь

2. Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи дошкольников?

•Работу над морфологией (изменение по родам, числам, падежам), лексикой (образование одного слова на базе другого), синтаксисом (построение простых и сложных предложений

3. Что такое диалог?

•Диалог - это разговор двух или нескольких лиц на тему, связанную с какой - либо ситуацией.

1 вопрос команде «Подсолнух»

1.Каковы задачи словарной работы?                                                                                                •Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.                                                                                            2.Какую работу с семьей по пропаганде познавательно-речевого развития вы проводите? 

Формы работы:

тематические развлечения;

фольклорные праздники;

 анкетирование;

тестирование;

КВН;

вечер вопросов и ответов

3. Что такое монолог?

•Монолог - это речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

 В дошкольном возрасте ребенок старается подражать взрослым. Для педагога выразительное чтение – это не простое умение, это мастерство, оказывающее значительное воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и дает им образец правильной и образной художественной речи.

И сейчас мы проведем 2-й конкурс.

Вам нужно произнести скороговорку: 1 команда «Колокольчик»: «Проворонила ворона вороненка»

2 команда «Подсолнух»: «Дарья дарит Дине дыни»

С  интонацией передавая разное отношение к случившемуся.

1.- констатация факта

2- сожаление

3- радость

4- злость

5- удивление.

3-й конкурс спортивный  и на логическое мышление.                                                                 

 «Восстанови пословицу»

Век живи                                                                                    

Дарёному коню

Как аукнется,

Любишь кататься,

Не зная броду,

Чем дальше в лес,

 Лес рубят —

Делу время —

Не в свои сани

Поспешишь —

Лучше поздно,

Семь раз отмерь,

Мели, Емеля,

В гостях хорошо,

 твоя неделя.

а дома лучше.

чем никогда.

щепки летят.

век учись

в зубы не смотрят

щепки летят.

век учись

в зубы не смотрят.

не суйся в воду.

тем больше дров.

так и откликнется.

люби и саночки возить.

потехе час.

не садись.

людей насмешишь.

один раз отрежь.  

                                                                                                                                                                                        4 конкурс «Что было потом?» 

Это задание помогает детям в развитии творческого воображения, научит анализировать, сочинять, рассказывать.                                                                                                                                                 Я предлагаю вам придумать продолжение к известной сказке.

1 команда «Колокольчик»: «По щучьему велению»

2 команда: «Подсолнух»: «Дюймовочка»                                                                                                 Участники команд приседают за столы и  думают.

Время – 5 минут.

1.Музыкальная пауза - Дети с музыкальным номером.

5 Конкурс капитанов «Объясните поговорку.»                                                       Капитан команды «Колокольчик» - «Слово – не воробей, вылетит - не поймаешь». Что это значит? (Ответы)

 Капитан команды «Подсолнух» - «Поспешишь – людей насмешишь». Как объяснить эту поговорку? (Ответы)

6 конкурс Домашнее задание.

Педагоги показывают пособие по развитию речи и представляют  его  в форме рекламы для родителей, чтобы их заинтересовать.

 Игра «Волшебная шляпа».

Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента педагогам. (5 мин)

Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «педагоге ». Тот «педагог», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!

7 конкурс Блиц-опрос по теме «Русские народные игры» и «Русские народные сказки».

Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе поочереди.

Викторина:

1- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)

2- Главная роль в народной игре? (водящий)

3- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

4- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

5- Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

6- Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)

7- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)

8- Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)

Ну конечно вспомним русские народные сказки:

9. Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки.)

10. Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)

11. Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)

12. Что разбудило Финиста — Ясного сокола от сна колдовского? (Гребень, вынутое из волос перо, горючая слеза.)

13.Кто сломал теремок? (Медведь.)

14Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)

15. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ЫI-Яги? ( «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)

16.На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.)

17.Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)

18. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как

лист перед травой».)

19.Какие реки в сказках текут? (Молочные.)

20.Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост).

8 конкурс Домашнее задание.

Одна  команда представляет мнемотаблицу стихотворения, а другая команда  рассматривает и читает стихотворение.  5 минут-готовимся

2. Музыкальная пауза

9Конкурс

 Проиграть ситуацию и найти пути решения проблемы

 (2 ситуации, вытягивают капитаны команд) Жюри оценивает точность, правильность и методическую грамотность.

1 ситуация: Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?

 1 команда «Колокольчик»: Первые слова ребенка разобрать трудно. Сумев что – то понять, взрослый с радостным видом должен повторить за ним произнесенные слова. Это поощряет к дальнейшему разговору. Ребенку будет приятно узнать, что взрослый его понимает.

Вопрос: Как вы думаете, взрослый должен повторять слова ребенка или произносить слова правильно?

Ответ: Взрослый должен произносить слова правильно и чисто. Ребенок, даже зная слово правильно, не сразу может его проговорить из - за несовершенства речедвигательного аппарата.

2 ситуация: Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа? Действия воспитателя.

2 команда «Подсолнух»:  Как должно осуществляться общение с ребенком 2 – 3 лет во время умывания, чтобы:

• Расширить его словарный запас.

• Воспитывать положительное отношение к водным процедурам?

Ответ: Во время умывания воспитатель должен «озвучить» процесс умывания так, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции. Например, «Моем ручки водичкой тепленькой. Она журчит, льется. Мыло пенится. Ручки будут чистые» и т. д. Так как это происходит регулярно, то словарный запас ребенка расширяется. А эмоционально – окрашенная речь воспитывает положительное отношение к водным процедурам.

Время 5-7минут Игра со зрителем по сказкам:

1.Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки.)

2.Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать?

(Можно стать козленочком.)

 3. Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)

4. Что разбудило Финиста — Ясного сокола от сна колдовского? (Гребень, вынутое из волос перо, горючая слеза.)

5.Кто сломал теремок? (Медведь.)

6Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)

7. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ЫI-Яги? ( «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)

8.На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.)

9.Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)

10. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как

лист перед травой».)

11.Какие реки в сказках текут? (Молочные.)

12.Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост).

 

 Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин)

Игра проводится под релаксационную музыку.

– Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале. Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, вашим воспитанникам, родителям.

Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд).

Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…

А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале.                                                                                   Внимание Волшебный  ящик. (Звучит музыка, ассистент вносит «волшебный  ящик»)

 Команда «Колокольчик»

Раньше этот предмет был свинцовым. Вся беда в том, что он пачкал руки. Он прошел хорошую стадию своего обновления и доработки. Его наряд растет у нас в Сибири. Им пользуются все взрослые и дети. (Карандаш).

Команда «Подсолнух»

 В черном ящике предмет, который у сибирских шаманов олицетворял строение мира. У нас в детском саду он используется исключительно в области физкультуры. Что же это? (БУБЕН)

10 конкурс «Умный словесник»                                                                                                                          Примерный перечень заданий:

1. Фуражка без козырька (Матросская бескозырка)

2. Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой (Бутерброд)

3. Большая разливательная ложка (Половник, поварешка, черпак)

4. Блюдо для сухарей (Сухарница)

5. Сосуд для соуса (Соусник)

6. Кувшинчик для молока (Молочник)

7. Тушит пожар (Пожарный)

8. Лечит домашних животных (Ветеринар)

9. Ухаживает за телятами (Телятница)

10. Назови врача, делающего операции (Хирург)

11. Назови помощника врача (Медсестра)

12. Назови зубного врача (Стоматолог)

13. Кто нам хлеб выпекает? (Пекарь)

14. Кто печет торты? (Кондитер)

15. Как назвать прием пищи? (Еда)

16. Дневной прием пищи (Обед)

17. Где живет лошадь? (В конюшне)

18. Где живет свинья? (В свинарнике, в сарае, в хлеву)

19. Где живет корова? (В коровнике, в сарае)

20. Где живет собака? (В конуре, в будке, в доме)

11конкурс Объясните значение слов:                                                                                                                                                 

для 1-й команды «Колокольчик»:

 для 2-й команды «Подсолнух»:

десница  (правая рука)

 уста (губы)

чертог      (дворец)

 Очи (глаза)

чело (лоб)

 длань (ладонь)

челобитная (прошение)

 кафтан (верхняя мужская одежда)

Обмен мнениями. Голосование.

- Уважаемые коллеги, прошу вас проголосовать за наше методическое мероприятие в целом.               Если вы получили какую-то полезную информацию, и считаете что не зря потратили ваше время – проголосуйте «ЗА» - улыбающийся смайлик, если «НЕТ» - грустный смайлик.