РОЛЬ КНИЖКИ-САМОДЕЛКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме
Рекомендации для родителей, воспитателей и педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_knizhki-_samodelki_dlya_razvitiya_rechevogo_detskkogo_tvorchestva.docx | 399.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила Прилуцкая А.В.
Роль книжки-самоделки для развития речевого детского творчества.
Для развития речевого детского творчества можно использовать такой вид работы как книжка-самоделка ,но для этого необходима кропотливая повседневная, планомерная работа как со всей группой так и индивидуально .Необходимо учить детей составлять творческие рассказы, рисовать, изготавливать книжки- самоделки, чтобы они получали удовлетворение от своей работы, чтобы их тянуло к карандашу ,книге, бумаге и другим предметам для детской творческой деятельности. Только систематическая работа сделает их рассказы содержательными, рисунки к ним яркими и разовьет в них вкус, чувство прекрасного в жизни.
Рекомендации для воспитателей:
-заинтересовать детей книгоиздательской деятельностью ,используя для начала рассматривание различных книг и книг самоделок других детей.
-организовать в группе вместе с детьми уголок книгоиздательской деятельности,
-сделать вместе с детьми первую книжку-самоделку,
-провести занятие по типу « Открытие» Как родилась книга.
-привлечь родителей к этой работе ,собрать фотографии и сделать книгу-альбом « Мы и наша группа».
-предложить детям самим сделать книгу с иллюстрациями и рассказами о своем дне рождения
или любой другой темой близкой для детей
-поддерживать интерес детей к этой творческой деятельности ,используя различные методы и приемы, описанные выше.
Различные тексты детей на свободную тему имеют коммуникативную функцию. Они их придумывают не просто так .а им хочется рассказать взрослым или сверстникам о чем -либо для них интересном значительном .Задача взрослого услышать и записать за ребенком рассказ, сохранить его, помочь оформить или показать как это делается. Такая форма работы позволяет сделать детям - целую серию открытий.
Первое открытие : любое сообщение можно записать .
Второе открытие - записанное сообщение никуда не пропадает ,его можно сохранить и многократно возвращаться к нему, перечитывать дома, в детском саду .показать друзьям и знакомым по поводу и без повода.
Постепенно у детей формируется представление об их личных достижениях и успехах и это третье открытие для ребенка - дошкольника. Он начинает понимать ,что своим сочинительством может быть интересен для сверстников и взрослых .Что бы произошло это открытие очень важно как относятся взрослые к творческой деятельности ребенка - что бы почувствовать себя более уверенным и взрослым нужно научиться самостоятельно решать свои проблемы т.е. учиться грамоте ,чтобы записать свой рассказ ,научиться пользоваться различными приспособлениями для оформления произведения т.е нарисовать иллюстрации, подобрать картинки , фотографии ,аккуратно наклеить или вырезать, создать композицию и т.д. Следующее открытие уже относится ко взрослым -чтобы не тратить неимоверно много усилий для развития у детей умения составлять логически последовательно выдержанный рассказ нужно идти вслед за ребенком ,всячески поощрять его интересы к различной деятельности: рисование, ручной труд конструирование и создавать условия для творческой деятельности ребенка.
Что необходимо для начала работы с детьми по изготовлению книжек -самоделок?
1. Создание условий для организации работы по книгоиздательству и детской журналистике.
2. Знание методики развития связной речи у детей дошкольного возраста.
3. Желание, энтузиазм ,терпение взрослых.
Создание условий для организации работы по изготовлению книжек - самоделок;
-линованная и белая бумага разного формата;
-изобразительные и пишущие средства;
-пишущая машинка:
-заготовки обложек;
-картонные рамки для формирования будущих книг
-дырокол, степлер, шнурки, тесемки, ленточки для скрепления листов;
-клей ,ножницы, блокнот журналиста
-полка для хранения готовых книг;
-образцы книг разного вида-цветная бумага ,картон, трафареты т.д. Материальные условия являются частью необходимой, но не достаточной для начала работы. Немаловажное значение имеет содержательная сторона жизни ребенка в группе и дома ,её наполненность яркими, эмоционально насыщенными событиями и делами .Яркие впечатления для детей это неожиданные праздники .экскурсии ,встречи с разными людьми, необыкновенные дела, наблюдения с привлечением образного слова, что содействует появлению выразительных описаний в собственном детском словесном творчестве. Наблюдения обогащают детей свежими жизненными впечатлениями , к которым дети смогут обратиться при выполнении творческих заданий ,как по речевому творчеству так и изобразительному .Для того, что бы углублять представления детей, создавать у них интерес к теме предстоящей деятельности наблюдения жизни дополняются художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина становятся важным источником речевого и изобразительного творчества. Дети любят иллюстрировать сказки, различные истории .Они отражают в рисунках свои переживания, мысли, чувства .Дети никогда не рисуют молча , рисунки они дополняют рассказом .поэтому так важно и нужно соединить изобразительное и литературное творчество детей и трудовую деятельность.
Такое сочетание увеличивает возможности творческой деятельности ребенка. Для воспитателя появляются такие нетрадиционные формы работы с детьми ,как книгоиздательство и журналистика и новая тема в работе с семьей т. к можно предложить родителям сделать книжку - самоделку дома . Предметом создания этих книг могут стать различные домашние события ,и в её изготовлении могут принять участие все родственники ,а ценителями домашнего шедевра близкие родственники и дети в группе.
Дети привлекаются не только к изготовлению книг-самоделок , но и к разработке их содержания. Дети узнают , что книги могут быть разными не только по оформлению ,но и по содержанию: книга сказок , куда записываются сказки и волшебные истории ,придуманные детьми и рисунки детей к ним ; книга загадок с текстовыми загадками или рисунки-загадки; книга увлечений -заполняется по мере увлечения детей группы чем либо, календарики, вкладыши, марки; справочник, книга открытий куда можно заносить открытия сделанные ребенком в центре
экспериментирования и в повседневной жизни (первый цветок мать-и -мачехи тоже открытие) книга лекарственных растений и красная книга природы, книга со смешными высказываниями детей групповая книга-альбом с фотографиями и стихами и т.д.
Такая работа по творческим разработкам содержания книг способствует знакомству детей с различной литературой ,повышает их читательский интерес ,а так же желание не только узнать о чем книга, но и как она сделана ,как сочетаются иллюстрации и текст книги. Поскольку становление речевого творчества взаимосвязано с целым рядом психических процессов (мышление, память , воображение ,восприятие ,речь - целесообразно применять в работе различные методы и приемы усложняя их по мере овладения:
-красочные обложки
-пятистишия
-игра «На что похоже» это прием из мнемотехники, на одной половинке страницы можно нарисовать что-то, а на второй на что это похоже (лента похожа на речку, речка похожа на дорогу и т.д.)
-игра «Превращалки» ( пояс можно превратить в обруч, обруч в солнышко, солнышко в цветок
одуванчика и т.д.
-игра «Допиши две строчки» (Косолапые медведи размечтались на обеде Дайте меду с курагой мы из клетки ни ногой.)
-игра «Перевертыши»
-«Перевирание сказок» (Жили-были дядя с тетей. Нет, бабушка с дедушкой и т.д.)
-придумывание историй с обязательными словами (предложить придумать историю в которой есть такие персонажи -Маша ,велосипед ,медведь , грибы, заяц , конфета.
-«Салат из сказок» (в сказке встречаются герои из разных сказок и приключения их зависят от фантазии и творчества детей)
-оживление обычных предметов ( можно оживить самые различные предметы .которые окружают нас - стол, пылесос, ложку ,вилку ,мыло и др.)
-введение в сказку ребенка (наша Маша вместе с Крошечкой-Хаврошечкой пошли пасти коровушку и что с ними случилось дальше )
-что было бы ,если бы -игра «Вопрос-ответ»( учит быстро находить ответ на любой вопрос)
-игра «Доскажи словечко»
Книги могут быть разными. По форме это – стандартная, книга– свиток, книга – блокнот, книга-гармошка, разной формы (животные и т. д.), книга с закладками, книга – коробка, книга с “колесами”; по тематике: праздники, зоопарк, театр, игрушки, все наоборот, каникулы, кулинарные рецепты, загадки, увлечения, пожелания, стихи. Это могут быть и истории о разных предметах как сказочных, так и предметах ближайшего окружения, перевертыши, придумывание сказок, придумывание историй с обязательными словами, “салат” из сказок, что было бы, если бы…., вопрос – ответ, составление рассказов по схеме (с использованием технологии – мнемотехника) и др..Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями. А возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить условия для достижения эффективных результатов. В нашей работе мы основываемся на следующих принципах:
- Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
- Это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
- Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
- Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми”
- Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.
Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами в воспитании детей.
Такая система работы помогает лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.
Мы не останавливаемся на достигнутом и постоянно совершенствуем формы работы между родителями и дошкольным учреждением, чтобы создать для своих детей обстановку, стимулирующую их полноценное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
В консультации раскрывается тема развития речи детей через театрализованную деятельность. Предложены варианты изготовления театра из подручных средств...
Консультация для родителей "Роль театрализованных игр в развитии речевой деятельности детей младшего возраста"
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мыш...
Роль игры в процессе развития навыков изобразительного творчества дошкольников
В статье рассматривается вопросы развития навыков изобразительного творчества у детей дошкольного возраста....
«Роль межличностного общения в развитии речевой культуры ребенка»
В данной статье говорится о том, какую важную роль в жизни каждого человека играет межличностное общение, и как оно влияет на развитие речевой культуры ребенка....
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка...
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка.
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка....
Книжки-самоделки как средство развития речевого творчества старших дошкольников
Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика, ее удовлетворение дает ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс. Процесс творчества у ребенка сопровождается наи...