«Чего себе не хочешь, того и другим не делай»
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) по теме

Воспитывать уважение к старшим, показать детям возможные варианты культурных поступков, побуждать к доброжелательному отношению, к правильному осознанию своего поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chego_sebe_ne_khochesh.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Чего себе не хочешь, того и другим не делай»

Цели: воспитывать уважение к старшим, показать детям возможные варианты культурных поступков, побуждать к доброжелательному отношению, к правильному осознанию своего поведения.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы помните, что сегодня к нам в гости снова придет Медвежонок? Что-то он задерживается. А пока его нет, разделимся на три группы.

    Тему нашего занятия я записала на доске. Но пока нас не было, кто-то стер половину записи. Догадайтесь, что я написала.

Дети: Здесь было записано слово «уважение».

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о том, что такое уважение и почему необходимо уважать других людей.

В класс заходит Медвежонок.

Медвежонок: Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Здравствуй, Медвежонок. Ты почему опоздал? Что случилось?

Медвежонок: Я еле-еле убежал. Иду к вам на занятие, а тут мальчишка из рогатки стреляет. Знаете, как больно!

Воспитатель: Наверное, ты встретил по дороге Вову из рассказа Е. Пермяка. Как, вы не знаете, кто такой Вова? Ну, если вы, ребята, с ним не знакомы, тогда слушайте.

Прослушивание записи рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».

    Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

     Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да не долго.

     Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его – и все.

     Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

     Кинулся тогда Вова к Пушку, а то на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

     Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

     Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

     Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один – одинешенек!

ИГРА

«Шапка вопросов»

Учитель: Вот он какой, этот Вова. И у нас к нему много вопросов. На ваших столах стоят «шапки» с вопросами. Достаньте их, прочтите и обсудите в группах.

   1.Как Вова относился к товарищам?

   2.Как Вова общался с девочками?

   3.Как вел себя Вова с взрослыми?

   4.Почему Пушок не любил Вову?

   5.Как Вова относился к Мурзею?

   6.Как Вова вел себя с бабушкой?

   7.Как ребята относились к Вове?

   8.Как животные относились к Вове?

   9.Почему Вова остался один?

   10.Можно ли Вову назвать храбрым?

   11.Что должен сделать Вова, чтобы исправиться?

(Ответы детей.)

Давайте выберем из нашего словаря названия тех чувств, которые испытывали люди и животные при общении с Вовой.

     Словарь:

Страх, радость, гордость, обида, боль, разочарование, спокойствие, равнодушие, возмущение, гнев, счастье, раскаяние, умиротворение, растерянность, стыд.

ИГРА

«Зернышко»

     А теперь попробуем поставить себя на место детей, взрослых и животных, которых обижал Вова. Давайте «оживим» отрывки из этого рассказа. Вам предстоит «вырастить» нужное чувство и передать его жестами и мимикой.

(Каждой группе достается по две карточки:

  • «Товарищей он бил».
  • «В девочек из рогатки стрелял».
  • «Взрослым рожи строил».
  • «Даже бабушке своей грубил».
  • «Собаке Пушку на хвост наступил».
  • «Колючего ежика под шкаф загонял».

Дети распределяют роли и показывают отрывки пантомимой. Зрители определяют показанный отрывок текста.)

    Итак, Вова остался один. Не зря говорят: «Как аукнется, так и откликнется». А теперь попробуйте представить себе, что почувствовал мальчик в этот момент?

Дети (отвечают, используя слова-подсказки, висящие на доске): Растерянность, страх, стыд, раскаяние.

Воспитатель: Как же Вове быть? Как нужно относиться к окружающим, чтобы они от тебя не отвернулись?

ИГРА

«Помощник»

Задание в группах осталось то же, но показать нужно противоположное. Представьте, что наш Вова исправился. Что мы теперь покажем?

Дети: С товарищами он дружил. Девочкам помогал нести портфель. Здоровался со взрослыми. Помогал дома бабушке. Гулял с собакой Пушком. Колючего ежика кормил молоком. Дети распределяют роли и инсценируют придуманные отрывки. 

Воспитатель: А что чувствуют окружающие теперь?  Найдите  на доске нужные слова. Расскажите мне, как изменилось их настроение. (Ответы детей.)

Как нужно относиться к окружающим нас людям?

Дети: Надо уважать всех.

Воспитатель: А что значит уважать? Что означает слово «уважение»?  Сейчас мы ответим на этот вопрос. У нас по всей группе сегодня разлетелись бумажные улыбки. Найдите их, соберите на один стол, составьте предложения из слов, записанных на этих веселых улыбках, и прочитайте их. (Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств. Уважать – относиться с уважением, считаться, принимать во внимание и соблюдать чьи-нибудь интересы. С. И. Ожегов. Словарь русского языка.

        Уважать – почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства, ценить высоко. В. Даль. Толковый словарь русского языка. Современная версия.)

Медвежонок: Как жаль, что этого Вовы не было на нашем занятии. Он бы понял, что животным не надо грубить, надо разговаривать с ними вежливо. А людей нельзя под шкаф загонять и усы им выдергивать.

Воспитатель: Ты ничего не перепутал, Медвежонок? Ребята, как нужно относиться к людям и животным?

     Домашнее задание

  • Дома расскажите о нашем занятии.
  • Нарисуйте свою семью и подготовьте рассказ о ней к следующему занятию. (Рисунки детей собираются заранее и анализируются педагогом – психологом.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду?

Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду?Когда карапуз полутора лет от роду выхватывает у другого лопатку из рук, он не совершает никакого преступления...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Прежде чем что-то категорично заявить своему ребенку о последствиях; не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.»

Уважаемые родители!         Задумывались ли вы, какие установки дали вам ваши родители не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненна пути?Внимате...

как научить ребёнка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду.

Как помочь детям раннего возраста понять, что такое "моё" и что такое "чужое"? На этот вопрос родители получат исчерпывающий ответ, прочитав этот материал....

Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду

Когда карапуз полутора лет от роду выхватывает у другого лопатку из рук, он не совершает никакого преступления: в столь нежном возрасте он еще не имеет и не может иметь никакого представления о том, ч...

«Что нужно делать для того, чтобы ребёнок начал играть? С чего нужно начинать учить ребёнка играть?

Долгое время игра рассматривалась, как процесс самореализации ребёнка, развёртывающейся спонтанно самостоятельно. Главным фактором игры считались внутренние задатки ребёнка и самопроизвольное развитие...

Что нужно делать в период активной циркуляции возбудителей гриппа, коронавирусной инфекции и других возбудителей острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) для того, чтобы предотвратить собственное заражение и обезопасить окружающих, если заболели вы?

Что нужно делать в период активной  циркуляции возбудителей гриппа, коронавирусной инфекции и других возбудителей острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) для того, чтобы предотвратить собст...

Почему ребенок плохо ведет себя с мамой, а с другими хорошо?

Почему ребенок плохо ведет себя с мамой, а с другими хорошо?Родители для маленького ребенка — не только самые близкие люди, но и целый мир. Однако многие семьи сталкиваются с такой проблемой: ма...