Речевой материал по лексическим темам для воспитанников старшей группы
картотека по развитию речи (старшая группа) по теме
Представлен речевой материл, необходимый для усвоения воспитанниками С ОНР 3уровня в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna.doc | 138.5 КБ |
vodoplavayushchie_ptitsy.doc | 127.5 КБ |
vremena_goda.doc | 242.5 КБ |
griby.doc | 118.5 КБ |
derevya.doc | 295 КБ |
detenyshi.doc | 104.5 КБ |
domashnie_zhivotnye.doc | 92 КБ |
zhivaya_nezhivaya_priroda.doc | 247.5 КБ |
zima.doc | 45 КБ |
kakikh_zhivotnykh_na_risunke_ty_vidish.doc | 118 КБ |
kto_gde_zhivet_zhilishcha.doc | 243 КБ |
kustarniki.doc | 98.5 КБ |
lesnye_zveri.doc | 114.5 КБ |
nazovi_i_raskras_vsekh_ptits.doc | 168.5 КБ |
nazovi_i_raskras_domashnikh_zhivotnykh.doc | 125 КБ |
nazovi_i_raskras_zhivotnykh_zharkikh_stran.doc | 142 КБ |
nazovi_i_raskras_zhiteley_severa.doc | 111 КБ |
nazovi_i_raskras_lesnykh_zverey.doc | 113.5 КБ |
nasekomye.doc | 138 КБ |
obitateli_morya.doc | 130.5 КБ |
osen.doc | 103.5 КБ |
frukty_ovoshchi_yagody.doc | 258.5 КБ |
tsvety.doc | 124 КБ |
chto_na_kazhdoy_kartinke_lishnee.doc | 119 КБ |
chto_nepravilno_izobrazil_khudozhnik.doc | 93 КБ |
chi_sledy_kto_chto_lyubit.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
дни становятся длиннее и теплее. На деревьях почки, из-под земли пробивается трава — начи-растений. Возвращаются птицы, которые на зиму аркие страны.(Раскрась,выучи пословицы).
Предварительный просмотр:
Рассмотри картинку. Что общего у этих птиц?
Назови части тела птицы, расскажи чем питаются эти птицы. Расскрась.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рассмотри картинку и раскрась грибы. Какие из них съедобные? Помни, что мухомор и бледная поганка — это ядовитые грибы.
Глубоко был спрятан он, Раз-два-три — и вышел вон, И стоит он на виду. Белый, я тебя найду! (Боровик)
В роще у березки Повстречались тезки! (Подберезовики)
Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом Очень дружные сестрички Золотистые — ...(лисички).
Он в лесу стоял, никто его
не брал,
+В красной шапке модной, Никуда не годный.
(Мухомор)
«Грибы»
- Где растут грибы? Какие грибы ты знаешь? Какие из них съедобные, а какие несъедобные? Что может произойти, если съесть несъедобный гриб? Что можно приготовить из грибов?
- Назови части гриба:…(шляпка, ножка, грибница) ;
- Как называются люди, которые собирают грибы?
- Как называются грибы, которые растут под березой-
под осиной-
на пеньках-
с маслянистыми шляпками-
грибы, название которых похоже на лесного зверя (лисичку),
на домашнее животное (свинью);
грибы, которые судя по названию, можно есть сырыми;
грибы, которые морят мух;
нехорошие грибы или «поганые»?
5. Назови грибы ласково – боровичок, мухоморчик, опеночек, сыроежечка, подосиновичек…,
а потом со словом «много» - много подосиновиков, лисичек, опят, сыроежек, мухоморов…
Предварительный просмотр:
С какой ветки
«Лес, деревья»
- Что растет в лесу? Кто живет в лесу? Какие бывают леса? Какие деревья растут в лиственном лесу, какие в хвойном?
- Назови, из каких частей состоит дерево? Назови деревья ласково: березонька, осинка, елочка, сосенка… Со словом много: много берез, осин, дубов, елей, сосен, лип, каштанов…
- Роща, где растут осины (какая?) – осиновая,
тополя – тополиная, березы – березовая,
клены - … , липы - … , дубы - …
- Бор, где растут ели (какой?) – еловый, сосны – сосновый.
- Скажи со словом «лесной»: зверь (лесной зверь),
Птицы… озеро… поляна… ягоды… опушка… ручей… деревья… кустарник… орехи… тропинка… цветы… чаща…
Предварительный просмотр:
Соедини стрелками животных с их детенышами.
Предварительный просмотр:
Назови и раскрась домашних животных
Предварительный просмотр:
Это все природа. Она бывает живая и неживая. Растения, животные, человек — это живая природа. Солнце, небо, облака, камни, вода, дождь, снег — это неживая природа.
Раскрась на этих картинках все то, что относится к живой природе, а потом все то, что относится к неживой природе обведи по контуру.
Предварительный просмотр:
«Зима»
- Вспомнить и назвать основные признаки зимы: солнце греет мало, дни короткие, ночи длинные, очень холодно, земля, деревья и крыши домов покрыты снегом, деревья стоят голые, перелетные птицы улетели в теплые края, люди одеты в теплую одежду.
- скажи: Какой? Какая? Какое? Какие? Зимой ? …
- снег -… мороз … погода…
- небо … деревья … ветер…
- Скажи наоборот: холодный – теплый,
солнечный - … ясный - …
- Вспомнить и назвать зимующих птиц. (снегири, воробьи, вороны, сороки, дятлы, совы, тетерева, синицы…)
- рассказать, как приспосабливаются дикие животные в лесу к зиме. «Кто где зимует?» - медведь в берлоге, лиса в норе, белка в дупле, волк в логове, …
- Вспомнить и назвать, чем можно заниматься зимой: кататься с горки, кататься на коньках, на санках, лепить снеговика, играть в снежки…
- заучи зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
- Игра «Бывает, не бывает?» -
- зимой дети катаются на санках;
- зимой мы собрали полную корзину грибов;
- в январе шел сильный дождь;
- дети лепят снеговика; ребята катаются с горки;
- на деревьях полно разноцветных листьев.
Предварительный просмотр:
Каких животных на рисунке ты видишь?
Предварительный просмотр:
Кто где живет? Соедини стрелками.
Предварительный просмотр:
А это кустарники. Они отличаются от деревьев тем, что имеют не один твердый ствол, как у дерева, а несколько тонких ветвистых стеблей.
Соедини названия кустарников с их изображениями и раскрась. Подумай, как будет называться варенье из малины? Смородины? Крыжовника? Напиток из шиповника?
смородина крыжовник
малина шиповник
Предварительный просмотр:
На этой страничке изображены лесные звери. Как ты думаешь, чем они отличаются от домашних животных? Назови лесных животных, раскрась их. Назови части тела животных. Какие отличительные особенности есть у лося, ежа, зайца, лисы?
Предварительный просмотр:
Назови всех птиц и раскрась только зимующих (дятел, сова, синица, снегирь, воробей, ворона, голубь).
Найди и обведи по контуру зимующих птиц.
Назови, кого ты обвел(а).
«Зимующие птицы»
- Назови зимующих птиц.
Почему их так назвали?
Какие из них живут в городе, в лесу?
Чем питаются птицы зимой?
Как называется большая группа птиц?
Когда у птиц появляются птенцы?
- Расскажи, как выглядит (отличительные особенности)
Синица –
Снегирь -
Ворона –
сорока –
воробей –
- Стая воробьев (какая?) – воробьиная, ворон - …, голубей - …
- Сравни, кто меньше, кто больше: воробей и голубь,
ворона и синица,
дятел и сова,
сорока и снегирь.
- составь рассказ – описание о зимующей птице
по плану: части тела птицы
где обитает (лес, город)
чем питается
какую пользу приносит?
Предварительный просмотр:
Назови и раскрась домашних животных.
«Домашние животные»
- Какие животные называются домашними? Почему их так называют? Вспомни, кто чем питается? Как называется большая группа лошадей, овец и баранов? Чем покрыто тело овцы, свиньи?
- Расскажи о том, какую пользу приносит человеку каждое животное.
- Назови ласково домашних животных (кошечка, собачка, коровка…), как называются их детеныши? А если их много? (щенок – щенята, ягненок – ягнята…)
- назови семью животных:
кот, кошка, котенок; собака, пес, щенок;
баран, овца, ягненок; коза, козел, козленок;
лошадь, конь, жеребенок; свинья, хряк, поросенок…
- игра «Один – много» - лошадь – много лошадей, конь – много коней, овца – много овец, корова – много коров, кошка – много кошек, собака – много собак…
- игра «Чья, чьё, чей, чьи?» -
Чьё ухо?
Корова - коровье.
Заяц - заячье.
Овца - овечье.
Лошадь - лошадиное.
Кошка - кошачье.
Коза - козье.
Поросёнок - поросячье.
Чей хвост?
Корова - коровий.
Заяц - заячий.
Овца - овечий.
Лошадь - лошадиный.
Кошка - кошачий.
Коза - козий.
Поросенок - поросячий.
Чья голова?
Корова - коровья.
Заяц - заячья.
Овца - овечья.
Лошадь - лошадиная.
Кошка - кошачья.
Коза - козья.
Поросёнок - поросячья.
«Домашняя птица» - закрепление
- Для чего люди разводят домашнюю птицу?
Как называется помещение, где живут куры, утки, индюки?
Чем питаются эти птицы?
Кто из них кудахчет, крякает, гогочет, кукарекает, шипит?
- Как называются птенцы утки, гусыни, курицы, индюшки?
- «Назови ласково» - утка – уточка, курица – курочка, утенок – утеночек, цыпленок – цыпленочек, гусеночек, индюшоночек…
- «Один – много» - назови каждую птицу, как будто их много: куры, петухи, индюки, гуси, утки.
- назови семью:
петух, курица, цыпленок; утка, селезень, утенок,
гусь, гусыня, гусенок; индюк, индюшка, индюшонок.
Дорисуй или подбери, вырежи и вклей картинки домашних птиц (курицы, петуха, индюка, утки…) к домашним животным.
Предварительный просмотр:
Назови и раскрась животных жарких стран
«Дикие животные Африки»
- Назови животных, обитающих в Африке.
- Вспомни как называются их детеныши.
- вспомни, кто из них живет на деревьях, в воде, на земле? Какие птицы обитают в жарких странах?
- Чем питается обезьяна, верблюд, жираф, тигр.
- Почему носорога так называют?
- Какие звери приносят пользу людям?
- Как передвигается жираф, крокодил, кенгуру, черепаха, обезьяна, тигр, зебра?
- А знаешь ли ты что:
- верблюд может не есть и не пить целую неделю, потому что пища откладывается у него в горбах
- кенгуру носят своих детенышей в кармане на животе
- черепахи и змеи, чтобы вывести детенышей, откладывают яйца.
- Кто еще так делает?
- Тело черепахи покрыто прочным панцирем. Для чего?
Предварительный просмотр:
Назови и раскрась жителей Севера.
Жители Севера.
- назови обитателей Севера (морж, северный олень, песец, тюлень, горностай, белый медведь).
- Вспомни, кто чем питается?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Назови детенышей моржа, тюленя, белого медведя, оленя…
- Расскажи, как приспособились эти животные к суровому климату Севера.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Предварительный просмотр:
Назови и раскрась лесных зверей
«Дикие животные»
- Назови диких животных. Вспомни, как называются их жилища: (нора, дупло, берлога, логово…)
- игра «Кто где живет?» - (белка в дупле, лиса в норе, волк в логове…)
- Чем питается каждое животное?
Белка -…
Заяц -…
Медведь - …
Волк - …
Лиса - …
Рысь -…
Еж - …
Лось - …
- Как называются их детеныши?
У лисы –
У волка –
У медведя –
У белки –
У рыси –
У ежа –
У лося -
- игра «Чей хвост, чья лапа, чьё ухо, чья голова, чьи глаза?»
у волка – лапы волчьи, ухо волчье, голова волчья, глаза…
у лисы - лапы лисьи, ухо …
у медведя - лапы медвежьи, ухо …
у белки - лапы беличьи, ухо беличье, голова…
у зайца – лапы заячьи, ухо заячье, голова…
Предварительный просмотр:
Назови и раскрась всех насекомых.
«Насекомые»
- Назови насекомых, которых ты знаешь?
Кто из них ползает, летает, прыгает?
Ползает - …
Летает - …
Прыгает - …
Какие насекомые приносят людям пользу, а какие вред?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
Кто из них кусается, кто жалится?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Назови части тела насекомого.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Назови ласково насекомых:
Муха - …
Паук –
Жук –
Стрекоза –
Гусеница -
- Со словами «один», «два», «пять».
Один паук, жук, скорпион, одна гусеница, муха, стрекоза
Два жука, паука, скорпиона, две …
Пять …
Предварительный просмотр:
Назови и раскрась обитателей моря
«Рыбы»
- Где живут рыбы?
- Чем они питаются?
- Каких рыб ты знаешь?
Какая рыба самая хищная?
Как называются детеныши рыб? из чего они выводятся?
Чем покрыта кожа рыб?
- рыбы, живущие в море – морские,
в реке - … ,
в озере - … ,
в аквариуме - …
- котлеты из рыб – рыбные,
суп - ..,
икра - …,
заливное - …,
салат - …
- А знаешь ли ты, что…
- дельфины и киты не рыбы, а морские животные;
- есть рыбы, похожие на зверей: рыба-жаба, рыба-кролик, рыба-дракончик, рыба-собака, рыба-попугай.
Предварительный просмотр:
Осенью дни становятся короче и холоднее. Растения больше не цветут, с деревьев опадают листья. На деревьях и кустарниках много плодов и ягод. Урожай собрали и поля вспахали. Многие животные готовят запасы на зиму. Большинство птиц улетает в теплые края.
«Осень»
- Вспомните и назовите основные признаки осени: (становится холоднее, идут дожди, колхозники убирают урожай овощей и фруктов, перелетные птицы улетают в теплые края…) Как изменяется температура воздуха? Как изменяется цвет травы и листьев на деревьях? Что изменилось в одежде людей?
- запомни осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.
- подберите слова, обозначающие действия:
листья – что делают? – растут, летят, кружатся, опадают, краснеют, желтеют..
тучи – что делают? – собираются, плывут, летят…
дождь – что делает? – льет, идет, крапает, хлыщет…
- Какой день называют дождливым, ветреным? Почему птицы улетают в теплые края? Чем отличаются ранняя и поздняя осень?
- Скажи со словами «Мой, моя, моё, мои» - зонт, сапоги, плащ, куртка, шапка, сумка, ведро, лопатка, грабли, гриб.
Предварительный просмотр:
«Овощи – фрукты»
- Назвать овощи: …
- Назвать фрукты: …
- Рассказать, где произрастают овощи…, фрукты… (в саду, в огороде)
- игра «4 – лишний»:
апельсин, мандарин, лук, яблоко;
баклажан, редис, груша, репа;
картофель, абрикос, гранат, персик;
лимон, апельсин, яблоко, кабачок…
- «Приготовим сок, компот»- из апельсинов – сок апельсиновый, из яблок – сок яблочный, из абрикосов – сок абрикосовый, из мандаринов – сок мандариновый, из слив – сливовый, из груш – грушевый…
- «Приготовим салат» - из моркови – салат морковный, из свеклы – салат свекольный, из капусты – салат капустный, из огурцов – салат огуречный…
«Ягоды»
- Какие ягоды растут в саду…
в лесу…
на болоте…
Когда созревают ягоды?
Какие ягоды появляются первыми, какие – последними?
Кто из зверей любит лакомиться ягодами?
Какие ягоды называются лечебными, а какие нельзя есть?
(ядовитые).
- назови все ягоды ласково…
- а потом со словом «много»…
- скажи со словом «ягодный» - кисель,
варенье компот джем
повидло начинка мармелад
мороженое сок. желе
- Варенье из малины: малиновое,
из ежевики- .. , вишни - … , смородины - …, клубники - … , облепихи - … , черники - …, рябины - … , калины - … , клюквы - … .
- Чем отличается малина от ежевики, черешня от вишни, клубника от земляники, смородина от рябины.
Предварительный просмотр:
Это цветы, которые растут в поле, на лугу, в лесу.
Колокольчик
Незабудки
Василек
В поле такого цветка не найду —
Он на кустах расцветает в саду.
Он розовый, он красный
И разных сортов,
Его называют царицей цветов.
(Роза)
Колосится в поле рожь. • Там, во ржи, цветок
найдешь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не
душистый (Василек)
«Цветы»
- Для чего выращивают цветы? Из каких частей они состоят? Как надо ухаживать за цветами?
- Где растут садовые цветы, полевые, комнатные цветы? Какие цветы растут у тебя дома?
- Назови свои любимые цветы…
- Какие цветы любит твоя мама?
- Какого цвета бывают розы, гвоздики, тюльпаны, лилии, ирисы, маргаритки, астры, мимозы?
- Назови цветы со словами «1, 2, 5»
- «Скажи ласково» - цветок- … , цветы - … , стебель - … , лист - … , листья - … букет - …
- как можно назвать букет ромашек – ромашковый,
васильков - … , астр - … , гвоздик - … , маков - …
- Скажи со словом «цветочный» : аромат, клумба, магазин, ларек, семена, лепестки, рынок, поле, выставка, витрина, горшок, венок, луг, мед, улица.
- Придумай название улице, на которой растет много васильков (Васильковая),
Ромашек - , роз- , фиалок- , тюльпанов- , гвоздик- , клевера- , незабудок- …
Предварительный просмотр:
Кто на каждой картинке четвертый лишний? Раскрась.
Предварительный просмотр:
Что неправильно изобразил художник? Расскажи, что неправильно.
Предварительный просмотр:
Чьи следы? Соедини их стрелками с животными
и птицами.
Кто что любит? Соедини стрелками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой материал по лексическим темам для воспитанников старшей группы
Речевой материал по основным лексическим темам для работы с воспитанниками -логопатами...
Речевой материал по лексическим темам для детей с нарушениями речи
Учителя-логопеды детских садов знают, что иногда трудно подобрать материал для заучивания с детьми, у которых нарушены звуки. За многолетнюю практику накопилась подборка коротеньких стишков, в которых...
Консультация для родителей Закрепление речевого материала по лексической теме «Новый год»
Консультация для родителей...
Речевой материал по лексическим темам.
Данный материал помодет учителям-логопедам в составлении недельного плана по каждой лексической теме....
Речевой материал по лексической теме «Одежда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Речевой материал по лексической теме «Одежда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...
Коррекционно-просветительская работа в ДОУ. Практический материал для воспитателей. Речевые пятиминутки по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. ...
Картотека речевого материала по лексической теме: "Зима. Зимние забавы".
Данный речевой материал поможет вам, уважаемые коллеги, подобрать художественное слово, загадки, пословицы и поговорки о зиме, зимних месяцах и забавах. А также в данной картотеке вы найдете игры с ре...