Обучение дошкольников связной речи
учебно-методический материал по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Обучение детей связной речи. Пересказ.
Правила пересказа текста.
1) Выбор произведения.
А) На начальном этапе работы используются небольшие тексты с последующем увеличением.
В) Отбираем тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий.
Г) Начинаем с текстов повествовательного характера, только на втором году жизни используем описательный текст.
2) Кол-во занятий.
А) обучение пересказу на материале каждого произведения целесообразно проводить на двух занятиях, при усложнении выполняемых заданий — на трех.
3) Структура занятий.
А) Подготовительный этап.
(Отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте; демонстрация соответствующих картинок, чтение сказки, разбор текста: «языковой» и «содержательный». Текст прочитывается дважды с перерывом.)
- Загадки о героях.
- Чтение сказки интонационно грамотно. Использование диафильма при обучении пересказу способствует повышению интереса к занятиям.
- Беседа по содержанию. Рекомендуется использовать поощрение. В виде бонусов. Вопросы задаём чётко по тексту, соблюдая временную последовательность.(вопросы типа: Кто главный герой сказки? Какие герои встретились ещё? Что с ними случилось? Что он сделал? Зачем? Что было сначала, что потом? Чем всё закончилось? ) Маленькие дети отвечают односложно, большие полным предложением.
- Выставление картинок в логической последовательности.
- Языковой разбор. Рекомендуется игра с мячом. Вспоминаем слова признаки: какой герой? Какие камни? Какие жёлуди? И т.д. Слова действия: Что ёжик сделал? Лёг, услышал, испугался, вышел, увидел, зашёл и т.д. Слова предметы: кто? Что? Подбираем слова синонимы. ; вспоминаем конкретный лексический материал текста в форме игры-упражнения «Кто лучше запомнил?»
- Повторное чтение рассказа. Рекомендуется прием завершения детьми отдельных, не законченных педагогом предложений.
- Деформированный текст. Чтение деформированного отрывка из текста, где нарушена логическая последовательность и чтение нормативного отрывка. Проводится сравнение.
Б) Основной этап.
- Пересказ текста. Первоначально используются приемы пересказа «по цепочке», по одному фрагменту текста; затем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. Используются наводящие вопросы и картинки. Только в подготовительных группах используется пересказ без опоры на демонстрационный материал. Рекомендуется, например, такая форма работы, при которой пересказ одного иллюстрирует другой ребенок, подбирая из расположенных перед ним картинок те, которые относятся к данной части рассказа.
- Использование рисунка. После разбора и пересказа текста по вопросам логопеда на отдельном (воспитательском) занятии детям предлагается выполнить рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка.
- Наглядная схема. На втором году обучения рекомендуется также прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее составления используются блоки-квадраты, размещенные на штативе, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов. Хорошо использовать доску с маркерами или мелом.
- Пересказ текста с изменением: лица (он, я, она), времени.
Примерный перечень авторов:
В.Сутеев, В.Бианки, Е.Чарушин, М.Пришвин, И.Соколов-Микитов, Н.Сладков, К.Д.Ушинский, Л.Н.Тольстой, К.И.Чуковский, Л.Е. Улицкая, Г.М. Цыферов, сказкам братьев Гримм, Русские народные сказки.
Литература.
1. Глухов В.П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
2.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Подготовлено учителем-логопедом Светашовой И.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных компетенций у старших дошкольников с ОНР при обучении детей связной речи.
В последнее время в логопедии резко вырос интерес к использованию народного творчества в коррекционно-развивающей работе с детьми. Связано это с тем, что для формирования языковой компетенции ре...
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Комплексный подход к организации обучения детей дошкольного возраста связной монологической речи...
Тематический план логопедических занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений, навыков звукового анализа, обучению грамоте, связной речи с детьми 6-7 лет. I период обучения. (октябрь-декабрь), 38 ч.
Тематический план предназначен для работы в логопункте ДОУ для детей с ОНР...
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ...
Семинар - практикум «Современные подходы в обучении дошкольников связной диалогической речи»
Семинар-практикум для педагого дошкольного учреждения содержит основные понятия по теме "Развитие диалогической речи дошкольников"; правила ведения диалога; цель и задачи обучения детей диал...
Обучение развитию связной речи старших дошкольников.
Обучение родному языку, в частности развитие связной речи - одна из главных задач подготовки детей к школе....