Картотека игр и упражнений
картотека по развитию речи по теме

Цыганкова Людмила Александровна

Развивать словарь детей необходимо не только колличественно, но и качественно. Для этого очень хорошо подходят игры и упражнения. Хочу представить вам подборку игр для развития качественного и колличественного словаря детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

 ДЛЯ РАЗВИТИЯ

КАЧЕСТВЕННОГО И  КОЛЛИЧЕСТВЕННОГО

СЛОВАРЯ  ДЕТЕЙ

2 – 3 ГОДА

«Подбери пёрышки петушку»

Цель: учить детей активизировать в словаре прилагательные.

«Поручение»

Цель: учить детей выполнять определённые поручения. Соотносить слова с действием.

«Большие и маленькие ножки»

Цель: Активизировать в речи прилагательные, обозначающие величину.

«Чудесный мешочек»

Цель: Активизировать в речи слова существительные.

«Кто как кричит»

Цель: Способствовать умению детей сопоставлять звук и существительное, которому принадлежит этот звук.  

3 – 4 года

«Чудесный мешочек»

Цель: Научить соотносить название слов с конкретным примером.

«Что звучит?»

Цель: Научиться соотносить звук и предмет, который к этому относиться.

«Кто как кричит»

Цель: Учить соотносить звук и предмет, который к этому относится.

«Чья мама?»

Цель: Закрепить название домашних и диких животных.

«Угадай игрушку»

Цель: Формировать умение находить предметы, ориентируясь на его признаки и действия.

«Про кого я говорю?»

Цель: Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого предмета.

«Кто больше увидит и назовёт»

Цель: Выделять и обозначать словом,  внешние признаки предмета.

«Скажи какой»

Цель: Учить выделять и называть признаки предмета.

«Вершки – корешки»

Цель: учить различать съедобное и несъедобное, обогащать словарь существительными.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображённых на рисунке признаков знакомых объектов и называть их.

«Какая кукла»

Цель: Учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или  объекта.

«Сравни кукол»

Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

«Сравни мишку и мышку»

Цель: Учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

«Кто лучше похвалит»

Цель: Учить называть признаки животных по образцу взрослого.

«Куклы рисуют и гуляют»

Цель: Обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.

«Кукла весёлая и грустная»

Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: весёлый – грустный.

«Назови одним словом»

Цель: Закрепить представления детей об обобщающих словах.

« В гости к кукле Тане»

Цель: учить детей составлять рассказы повествовательного типа, подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы), образовывать имена в уменьшительно-ласкательной форме.

4 – 5 лет

«Новоселье»

Цель: диффиренцация понятий «одежда», «обувь».

«Четвёртый лишний»

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов – обобщений.

«Продолжи ряд»

Цель: Активизировать словарь по теме «Растения».

Лото «В мире растений»

Цель: Закрепление слов – обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды. Активизация словаря по данным темам.

«Как сказать по-другому»

Цель: Учить детей заменять многозначные слова в словосочетаниях. 

«Что можно гладить»

Цель: Познакомить детей с многозначным глаголом гладить.

«Ручка – ножка»

Цель: Познакомить детей с разными значениями слов: ручка, ножка.

«Кто заблудился»

Цель: Образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

«Кто больше скажет слов»

Цель: Назвать качества, признаки, действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

«Какие бывают иголки»

Цель: Дать детям представление о многозначном слове игла, упражнять в подборе однокоренных слов, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе, падеже.

«Назови одним словом»

Цель: Учить детей группировать предметы.

5 – 6 лет

«Чьи покупки?»

Цель: Закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.

«Скажи наоборот»

Цель: Расширение словаря антонимов.

«Что вы видите вокруг?»

Цель: Уточнить представление детей о названии предметов».

«Семейная олимпиада»

Цель: Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

«Скажи какой»

Цель: Учить детей называть не только предметы, но и его признаки, качества; обогащать речь именами прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

«Найди по цвету»

Цель: Закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

«Найди точное слово»

Цель: Учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

«Подбери словечко»

Цель: Расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

«Кто заметит больше?»

Цель: Обогащение словаря прилагательными.

«Кто скажет иначе?»

Цель: Расширить словарь синонимов.

6 – 7 лет

«Это правда или нет»

Цель: Учить находить неточности в стихотворном тексте.

«Путешествие по городу»

Цель: Активизация приставочных глаголов, обозначающих движения.

« Верно ли это?»

Цель: Развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.

«Эстафета»

Цель: Активизация глагольного словаря.

«Найди другое слово»

Цель: Учить точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы.

«Назови одним словом»

Цель: Учить находить слова, точно оценивающие ситуации

«Придумай рассказ»

Цель: Учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение, и переносить их в связное высказывание.

«Скажи точнее»

Цель: Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

«Летает – не летает»

Цель: Дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».

«Грузчики» ролевая игра

Цель: Дифференциация понятий «мебель» и «электроприборы».

«Можно ездить или нет»

Цель: Правильно произносить определённые звуки в словах, отчётливо выговаривать эти звуки в словах.

«Угадай-ка»

Цель: Развитие памяти, способности к анализу и синтезу, выделению существенных признаков в предметах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека: "Этюды и упражнения по психогимнастике"

Хорошая картотека психогимнастики, можно использовать, как один из приемов нетрадиционной работы....

картотека игр и упражнений по экологическому воспитанию

в картотеке расписаны цель, оборудование, ход игры и рекомендации к проведению. собраны разнообраные дидактические и подвижные игры....

Учебно-методическое пособие "Картотека игр и упражнений со счетными палочками"

 Картотека заданий и упражнений со счетными палочками позволит детям закрепить знания о форме, величине, пространственном положении предметов, овладеть навыками композиции сюжетного рисунка. Задания с...

Картотека игр и упражнений на дыхание

Приведенные методический материал способствует формированию правильного певческого дыхания...

Комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов. (Картотека игр и упражнений)

Картотеки игр, упражнений являются хорошим подспорьем в работе учителя - логопеда. В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при включении которых возрастают ...

Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям

Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям для детей старшего дошкольного возраста. ...

Картотека "Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины. Упражнения для профилактики плоскостопия"

Картотека "Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины. Упражнения для профилактики плоскостопия"...