Картотека игр и упражнений
картотека по развитию речи по теме
Развивать словарь детей необходимо не только колличественно, но и качественно. Для этого очень хорошо подходят игры и упражнения. Хочу представить вам подборку игр для развития качественного и колличественного словаря детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_kachestvennogo_i_kollichestvennogo_slovarya_detey.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
КАЧЕСТВЕННОГО И КОЛЛИЧЕСТВЕННОГО
СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ
2 – 3 ГОДА
«Подбери пёрышки петушку»
Цель: учить детей активизировать в словаре прилагательные.
«Поручение»
Цель: учить детей выполнять определённые поручения. Соотносить слова с действием.
«Большие и маленькие ножки»
Цель: Активизировать в речи прилагательные, обозначающие величину.
«Чудесный мешочек»
Цель: Активизировать в речи слова существительные.
«Кто как кричит»
Цель: Способствовать умению детей сопоставлять звук и существительное, которому принадлежит этот звук.
3 – 4 года
«Чудесный мешочек»
Цель: Научить соотносить название слов с конкретным примером.
«Что звучит?»
Цель: Научиться соотносить звук и предмет, который к этому относиться.
«Кто как кричит»
Цель: Учить соотносить звук и предмет, который к этому относится.
«Чья мама?»
Цель: Закрепить название домашних и диких животных.
«Угадай игрушку»
Цель: Формировать умение находить предметы, ориентируясь на его признаки и действия.
«Про кого я говорю?»
Цель: Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого предмета.
«Кто больше увидит и назовёт»
Цель: Выделять и обозначать словом, внешние признаки предмета.
«Скажи какой»
Цель: Учить выделять и называть признаки предмета.
«Вершки – корешки»
Цель: учить различать съедобное и несъедобное, обогащать словарь существительными.
«Исправь ошибку»
Цель: учить видеть несоответствие изображённых на рисунке признаков знакомых объектов и называть их.
«Какая кукла»
Цель: Учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
«Сравни кукол»
Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.
«Сравни мишку и мышку»
Цель: Учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
«Кто лучше похвалит»
Цель: Учить называть признаки животных по образцу взрослого.
«Куклы рисуют и гуляют»
Цель: Обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.
«Кукла весёлая и грустная»
Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: весёлый – грустный.
«Назови одним словом»
Цель: Закрепить представления детей об обобщающих словах.
« В гости к кукле Тане»
Цель: учить детей составлять рассказы повествовательного типа, подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы), образовывать имена в уменьшительно-ласкательной форме.
4 – 5 лет
«Новоселье»
Цель: диффиренцация понятий «одежда», «обувь».
«Четвёртый лишний»
Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов – обобщений.
«Продолжи ряд»
Цель: Активизировать словарь по теме «Растения».
Лото «В мире растений»
Цель: Закрепление слов – обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды. Активизация словаря по данным темам.
«Как сказать по-другому»
Цель: Учить детей заменять многозначные слова в словосочетаниях.
«Что можно гладить»
Цель: Познакомить детей с многозначным глаголом гладить.
«Ручка – ножка»
Цель: Познакомить детей с разными значениями слов: ручка, ножка.
«Кто заблудился»
Цель: Образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.
«Кто больше скажет слов»
Цель: Назвать качества, признаки, действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
«Какие бывают иголки»
Цель: Дать детям представление о многозначном слове игла, упражнять в подборе однокоренных слов, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе, падеже.
«Назови одним словом»
Цель: Учить детей группировать предметы.
5 – 6 лет
«Чьи покупки?»
Цель: Закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.
«Скажи наоборот»
Цель: Расширение словаря антонимов.
«Что вы видите вокруг?»
Цель: Уточнить представление детей о названии предметов».
«Семейная олимпиада»
Цель: Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
«Скажи какой»
Цель: Учить детей называть не только предметы, но и его признаки, качества; обогащать речь именами прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.
«Найди по цвету»
Цель: Закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
«Найди точное слово»
Цель: Учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
«Подбери словечко»
Цель: Расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
«Кто заметит больше?»
Цель: Обогащение словаря прилагательными.
«Кто скажет иначе?»
Цель: Расширить словарь синонимов.
6 – 7 лет
«Это правда или нет»
Цель: Учить находить неточности в стихотворном тексте.
«Путешествие по городу»
Цель: Активизация приставочных глаголов, обозначающих движения.
« Верно ли это?»
Цель: Развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.
«Эстафета»
Цель: Активизация глагольного словаря.
«Найди другое слово»
Цель: Учить точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы.
«Назови одним словом»
Цель: Учить находить слова, точно оценивающие ситуации
«Придумай рассказ»
Цель: Учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение, и переносить их в связное высказывание.
«Скажи точнее»
Цель: Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.
«Летает – не летает»
Цель: Дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».
«Грузчики» ролевая игра
Цель: Дифференциация понятий «мебель» и «электроприборы».
«Можно ездить или нет»
Цель: Правильно произносить определённые звуки в словах, отчётливо выговаривать эти звуки в словах.
«Угадай-ка»
Цель: Развитие памяти, способности к анализу и синтезу, выделению существенных признаков в предметах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека: "Этюды и упражнения по психогимнастике"
Хорошая картотека психогимнастики, можно использовать, как один из приемов нетрадиционной работы....
картотека игр и упражнений по экологическому воспитанию
в картотеке расписаны цель, оборудование, ход игры и рекомендации к проведению. собраны разнообраные дидактические и подвижные игры....
Учебно-методическое пособие "Картотека игр и упражнений со счетными палочками"
Картотека заданий и упражнений со счетными палочками позволит детям закрепить знания о форме, величине, пространственном положении предметов, овладеть навыками композиции сюжетного рисунка. Задания с...
Картотека игр и упражнений на дыхание
Приведенные методический материал способствует формированию правильного певческого дыхания...
Комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов. (Картотека игр и упражнений)
Картотеки игр, упражнений являются хорошим подспорьем в работе учителя - логопеда. В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при включении которых возрастают ...
Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям
Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям для детей старшего дошкольного возраста. ...
Картотека "Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины. Упражнения для профилактики плоскостопия"
Картотека "Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины. Упражнения для профилактики плоскостопия"...