Некоторые особенности восприятия и мышления у детей 3-го года жизни
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему
Некоторые особенности восприятия и мышления у детей 3-го года жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_osobennosti_vospriyatiya_i_myshleniya_u_detey_tretego_goda_zhizni.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые особенности восприятия и мышления у детей третьего года жизни.
Детей после полутора лет начинают знакомить в доступной форме с элементарными признаками (вкус, цвет, форма, размер) и назначением предметов, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни.
Ответы ребенка могут быть в форме движения, действия и в форме высказываний. «Двигательные» ответы, например, помогают проверить, как ребенок различает цвета.
Необходимо избегать в разговоре с ребенком употребления однообразных, изо дня в день повторяющихся слов, выражений, фраз. Например, вместо обычной фразы «горячо», можно сказать: «Суп горячий, надо есть осторожно», или: «Подожди немного, суп горячий, не обожгись и т. п. Одни и те же мысли, по-разному выраженные взрослыми, не только обогащают словарь ребенка, но и расширяют, углубляют его представления об окружающем. Он начинает сравнивать, сопоставлять различные явления, устанавливать их связь, причину, искать объяснения, т. е. мыслить.
Любое требование, указание надо объяснить «Надень рукавички, потому что холодно».
Это приучает и ребенка мотивировать свои просьбы, желания: «немножко поиграю, потом – гулять».
В НОД и в самостоятельных играх нужны специальные игрушки-пособия. В этом возрасте ребенок не довольствуется тем, что снимает, нанизывает, открывает, закрывает, вкладывает – это пройденный этап. Ему уже интереснее подбирать игрушки по цвету и размеру.
Важную роль выполняют лото, картинки, особенно такие, по поводу которых можно «рассуждать». Вот на картинке две девочки: плачущая и смеющаяся. Почему она плачет? Что случилось? Взрослый тут же придумает подходящий ответ: «Девочка плачет потому, что щенок утащил и разорвал ее куклу; радуется девочка красивому мячику, который ей купила мама».
Постепенно дети и сами начинают придумывать сюжет.
Взрослый кладет перед ребенком одну за другой две картинки. На одной девочка везет мишку и куклу, на другой – только куклу. «Что случилось? Кого потеряла девочка? – спрашивает воспитатель.
Для ребят после 2 лет нужны и доступны такие книжки, где сюжет развертывается не на одной, а на нескольких картинках («Теремок», Курочка Ряба»). Хороши также альбомы и наборы отдельных картинок на определенные темы: о временах года, животных, жизни на даче, способах передвижения.
В те моменты, когда взрослый не может принять участие в рассматривании картинок, высказывания детей могут быть более примитивными.
Если взрослый в НОД и в повседневном общении с ребенком полутора-двух лет не ограничивался называнием предметов и действий, а объяснял признаки, назначение предметов, связи и отношения между ними, то вид предмета вид предмета вызывает ребенка третьего года жизни на более распространенные высказывания, чем только называние предмета и действия.
Дима, увидев на картинке чайник, отдергивает руку и произносит: « А ребятки обожгутся, как я обжегся».
Рассказы взрослого о предмете настолько ярки, интересны для ребенка, что иногда он вспоминает их даже быстрее, чем название самого предмета.
Диме показывают чашку и спрашивают: «Что это?» Он отвечает – не «чашка», а «чай пить, водичку».
Совершенствуется анализаторная деятельность. Ребенок второго года жизни, например, все цветы называл «цветочек». На третьем году он узнает и называет некоторые цветы, контрастные по виду, например, ромашку и мак. По– разному называет сходные предметы мебели, одежды, посуды (стул и кресло, хозяйственная сумка и школьный портфель, зимняя шапка и панамка).
Усугубляются знания детей о животных, их повадках, о том, что они едят, где живут, о видах пищи, образе жизни. При этом возможно и нужно усложнять ориентировочную деятельность детей, вплоть до решения ими доступных возрасту проблемных задач. Так, при наблюдении за живым объектом дети получают задание положить перед ним кусочки разной пищи. Это помогает им усвоить, что кролик грызет морковку, а конфету не ест. Котенок лакает молоко, но равнодушен к сладкому.
В конце третьего года жизни дети начинают понимать юмор, смешное. Чаще всего смешным для них бывает то, что выходит за рамки обычных представлений. Например, дети хорошо знают, что собака лает, стережет дом. А если она, одетая в юбочку, танцует перед ними на задних лапках, то это вызывает смех.
Дети третьего года жизни овладевают умением понимать вопросы «где? Какой? Откуда.7 куда? Зачем?» и отвечать на них. Они могут отгадывать простые загадки, если в тексте содержится более или менее точное содержание отгадки («Кто рано встает, ку-ка-ре-ку поет, деткам спать не дает?», «хвостик крючком, ушки торчком, у дверей она лежит, Вовин домик сторожит»).
На третьем году эмоциональная жизнь детей значительно разнообразится. Радость, чувство удовлетворения вызывает у них удачное движение, действие, выполнение поручения взрослого, помощь, оказанная другому ребенку.
У них развивается понимание красивого. Вызывает приятные чувства новое платье, бант, красивый букет цветов, праздничное убранство группы.
При правильном воспитании у детей появляется желание помочь, участие, жалость. Для воспитания верного отношения к плохому и хорошему, для развития у детей сложных чувств немаловажное значение имеют объяснения взрослого при показе картинок, рассказы, показы инсценировок, если им придается соответствующая эмоциональная окраска.
На примере развития понимание речи видно, что на третьем году жизни ребенок проходит большой путь развития. Он вступает в период формирования представлений о мире, об особенностях окружающих его предметов, их назначении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальности у детей 7-го года жизни в процессе восприятия музыки
ВведениеОсобую актуальность приобретает проблема развития музыкальности у детей дошкольного возраста. Научные исследования свидетельствуют о том, что искусство в частности музыка, играет огромную роль...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...
Влияние игр и занятий изодеятельностью на развитие восприятия цвета у детей 3-го года жизни
Данное сообщение, из опыта работы, может быть полезно воспитателям групп кратковременного пребывания...
Развитие зрительного восприятия детей 1-го года жизни
Что видит грудной ребенок, когда он смотрит на окружающий мир? Ощущает ли он лишь хаос пятен различного цвета и яркости, или он воспринимает и различает определенные формы предметов? Ученые разработал...
Формирование духовно-нравственных качеств личности детей 4-го года жизни через восприятие музыки
Духовно-нравственное воспитание - длительный процесс, который предполагает, внутреннее изменение каждого участника, но результат его может найти отражение не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо по...
Родительское собрание-практикум во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 4-го года жизни. Формирование социальной компетентности родителей в формировании основ здорового образа жизни»
Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи здорового образа жизни детей....
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 6-го года жизни. Формирование социальной компетентности родителей в формировании основ здорового образа жизни»
Родительское собрание поможет выделить основные направления в формировании здорового образа жизни на данный возрастной период; показать роль семьи в формировании здорового образа жизни; повысить урове...