«Играем пальчиками и развиваем речь»
статья по развитию речи (младшая группа) по теме
На развитие речи ребенка оказывает влияние уровень развития общей и мелкой моторики. В данной статье даны практические рекомендации для родителей младших дошкольников по развитию мелкой моторики, а так же предлагается несколько пальчиковых игр для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи через пальчиковые игры. | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Играем пальчиками и развиваем речь
Воспитатель ГБДОУ №118 Фрунзенского района
г. Санкт – Петербурга Вахромеева Елена Петровна.
“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля.
По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
До сих пор недостаточно осмысленно взрослыми значение игр «Ладушки», «Коза рогатая» и др. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от раннего детства. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения можно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук:
- развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
«Солнце»
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть
II группа. Упражнения для пальцев условно статические:
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
«Человечек»
«Топ-топ-топ!» - топают ножки,
Мальчик ходит по дорожке.
Указательный и средний пальцы «ходят» по столу.
III группа. Упражнения для пальцев динамические:
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
«Посчитаем»
Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Все такие нужные…
Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
«По кругу»
Покажи уменье другу,
Покружись-ка ты по кругу!
Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.
«Здравствуй пальчик, старший брат»
По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.
Барсик сунул к мышкам нос.
«Мышки, есть один вопрос:
Может, знает кто из вас,
Скоро ль будет тихий час?»
На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим по порядку вперед и назад. После двустишия – смена руки.
С какого возраста можно начать выполнять эти упражнения?
Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6 – 7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:
- поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;
- разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперёк;
- растирать пальчики спиралевидными движениями.
Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнении участвовали все пальчики.
Примерно с десяти месяцев, кроме пассивных упражнений III и II групп, ребёнка нужно учить:
- катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.
Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы.
После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений III и II групп, но уже в активной форме, то есть, все упражнения ребёнок выполняет сам.
Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-х лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.
Пальчиковая гимнастика:
1.Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
2.Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после того – двумя одновременно.
3.Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый – самый легкий.
4.Сначала покажите ребёнку и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.
Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:
1.Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
Н а п р и м е р: «Коза» - «Улитка». Ребенок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3 – 4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счёт «раз-два». Или: «Вилка» - «Кольцо» - «Заяц». Можно предлагать любую последовательность упражнений.
2. «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.
Н а п р и м е р: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке плыл пароход (изображаем «пароход»), он сильно гудел, и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение «дерево») и т.д.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Помогите своему ребёнку развить тонкую моторику рук и быстрее научиться правильно, красиво, говорить.
Список использованной литературы.
Анищенко. Е.С Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенко – М.: Астрель, 2006 г.
Узорова.О.В, Нефедова. Е.А Пальчиковая гимнастика /О.В.Узорова, Е. А. Нефедова – М. Астрель, 2004 г.
Поваляева. М.А “Справочник логопеда” Р.на Д. – 2003 г.
Цвынтарный. В “Играем пальчиками и развиваем речь” / Цвынтарный. В СПб.: Лань, 1996 г.
Петербургский научно-практический журнал “Дошкольная педагогика” № 7 – 2008 г., № 3 – 2005 г.
Рыжанкова Е.Н. “Пальцы развиваем, буквы составляем” М.: Сфера, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Играем пальчиками и развиваем речь"
Подолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речь , способствуя её развитию : мелкую моторику рук , память , мышление , оптико-пространственное восприятие , воображение ....
"Играем пальчиками и развиваем речь". Консультация для родителей.
Упражнения, которые приводятся в этой статье, можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т. п.)...
Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста в рамках работы клуба «Семейная академия» по теме: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Мастер-класс для повышения компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях....
Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»
Занятие развивает у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию. Развивает мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение. Закре...
Конспект занятия по развитию речи "Играем пальчиками и развиваем речь"
Коррекционно-образовательные задачи: учить детей слушать сказку, понимать её содержание. Коррекционно-развивающие зазадачи.: продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием р...
Занятие по развитию речи в младшей группе тема «Играем пальчиками и развиваем речь».
Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...