Роль потешки в речевом развитии дошкольников
проект по развитию речи (младшая группа) на тему
Развитие речи и культурно-гигиенических навыков младших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_poteshki_v_rechevom_razvitii_mladshikh_doshkolnikov.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»
Из опыта работы воспитателей второй младшей группы №4
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №23 «Дельфинёнок» Карташовой Марии Витальевны
Ищенко Оксаны Евгеньевны.
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.
Потешки - малый жанр устного народного творчества
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
1. Воспитание звуковой культуры речи.
Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
2. Обогащение словаря.
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Развитие монологической и диалогической речи.
5. Развитие мелкой моторики.
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Мы разработали долгосрочный проект для детей второй младшей группы «Потешки – помощники».
Целью проекта является облегчение процесса адаптации детей к условиям детского сада и развитие речевого общения.
ПРОЕКТ «Потешки - помощники»
На подготовительном этапе работы нами было сделано следующее:
• подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;
• составлена картотека потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов;
• подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.
На основном этапе организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.
Например, при умывании:
Водичка, водичка,
Умой Насте (Леше) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели.
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
При кормлении:
Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
При подъёме:
Потягушечки, потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся.
При одевании на прогулку: (слайд)
Вот они, сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Наденем сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот — с правой ножки.
Реализация проекта
во второй младшей группе
Потешки используем не только в режимных моментах, но и в организованной образовательной и совместно-партнерской деятельности.
Методы и приёмы, используемые при реализации проекта:
1. Обыгрывание сюжета потешки.
В ходе ООД с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.
Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д.
2. Словесные игры или игры «Доскажи словечко»
3. Подвижные и хороводные игры (У медведя во бору)
4. Пальчиковая гимнастика
5. Чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций
6. Логоритмика (методика Железновой)
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, для работы с родителями по этой теме запланировано:
Формы сотрудничества с семьёй:
- Наглядная агитация (консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Что мы учим»)
- Информационно-аналитическая (анкетирование «Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста»)
- Познавательная (круглый стол «Традиции семейного воспитания», беседы)
Благодаря данному проекту, диагностика уровня речевого развития показала хорошие результаты у детей нашей группы.
Многие дети без помощи взрослого самостоятельно рассказывают стихи, потешки.
Таким образом, этот проект показывает, что целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:
• родным языком;
• разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие);
• первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.
Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение наших детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.
Наблюдая за игрой детей, мы заметили, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.
В конце второй младшей группы планируем защиту проекта – праздник для детей и их родителей.
Используемая литература:
- Астахова Н. Топ-топ, топотушки. Игры, забавы, прибаутки, пестушки. – М.: Белый город, 2009. – 50 с.
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
- Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация "Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников"
Данная консультация предназначена для родителей младшей группы. Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех ее аспектах, является русский...
Материал на стенд для родителей «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.Особую роль в развитии детей младшего дошкольного в...
Консультация для воспитателей на тему: «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»
Подготовила и провела консультацию на тему: " Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников" для педагогов - воспитателей в своём коллективе 9 человек....
Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников
В жизнидеятельности человека речь играет важную роль на протяжении всей его жизни.Тренировка пальчиков у детей благотворно влияет на артикуляционный аппарат,что позволяет ребенку овладеть правильной р...
«Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников».
Очень важно развивать красиую и грамотную речь ребенка. на помощь приходит русское народное творчество....
Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.Потешки - малый жанр устного народного творчества. ...
«Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.Потешки – малый жанр устного народного творче...