Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
В жизнидеятельности человека речь играет важную роль на протяжении всей его жизни.Тренировка пальчиков у детей благотворно влияет на артикуляционный аппарат,что позволяет ребенку овладеть правильной речью.Малый жанр устного народного творчества- потешки для младшего дошкольного возраста играют важную роль в развитии речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_poteshki_v_rechevom_razvitii_mladshih_doshkolnikov.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников». Богатейшим материалом ,основой для игры, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор. Потешки- малый жанр устного народного творчества. Основную роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка . Активизирующее взаимодействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов , оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушиваться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков. В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач: - воспитание звуковой культуры речи; потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребёнка: умение слушать, различать звукиЮ близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, её интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса. – обогащение словаря; фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Ещё ценность потешек в том , что слово можно соединить с действием ребёнка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действиями. – формирование грамматического строя речи - развитие монологической и диалогической речи - развитие мелкой моторики Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано ,что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует её темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребёнку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Вот проект для второй младшей группы. Цель - развитие речевого общения. Потешки используем не только в режимных моментах, но и в организованной образовательной и совместно - партнёрской деятельности. Методы и приёмы, используемые при реализации проекта: - обыгрывание сюжета потешки. В ходе ООД с детьми используются наглядные средства ( игрушки, картинки, иллюстрации и т. д.) с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий. Одним из главных примеров наглядности является приём инсценировки произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Приём инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы. Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадётся лиса, топает бычок, скачет и падает козлик, осторожно ходит котик, как музыканты играют на разных музыкальных инструментах ( балалайке, дудочке, гармошке) и т.д. – словесные игры «Доскажи словечко» - подвижные и хороводные игры (У медведя во бору)
- пальчиковая гимнастика
- чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций
- логоритмика (методика Железновой)
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, для работы с родителями по этой теме запланировано: Формы сотрудничества с семьёй - Наглядная агитация (консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Что мы учим») - Информационно-аналитическая (анкетирование «Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста») - Познавательная (круглый стол»Традиции семейного воспитания», беседы)
Благодаря данному проекту, диагностика уровня речевого развития показала хорошие результаты у детей нашей группы.
Многие дети без помощи взрослого самостоятельно рассказывают стихи, потешки. Таким образом, этой проект показывает, что целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:
- родным языком;
- разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие);
- первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.
Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, Т.е. всесторонне развивает ребенка. Наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация "Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников"
Данная консультация предназначена для родителей младшей группы. Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех ее аспектах, является русский...
Материал на стенд для родителей «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.Особую роль в развитии детей младшего дошкольного в...
Консультация для воспитателей на тему: «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»
Подготовила и провела консультацию на тему: " Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников" для педагогов - воспитателей в своём коллективе 9 человек....
«Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников».
Очень важно развивать красиую и грамотную речь ребенка. на помощь приходит русское народное творчество....
Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.Потешки - малый жанр устного народного творчества. ...
«Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.Потешки – малый жанр устного народного творче...
Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор....