Педагогический совет по развитию речи дошкольников в свете ФГТ
методическая разработка (развитие речи) по теме
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая работа | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Берёзка» с приоритетным осуществлением художественно-эстетической деятельности воспитанников г. Новотроицка Оренбургской области
Составил:
Ст. воспитатель Чумакова С.В.
г. Новотроицк
2013
Тема «Развитие речи дошкольников в свете ФГТ»
Цель: В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме развития речи детей в соответствии с ФГТ.
Задачи:
- Познакомить педагогов с программными задачами по программе «От рождения до школы».
- Познакомить с методами, повышающими речевое развитие детей.
Подготовка к педсовету
- Создание инициативной группы по проведению педсовета.
- Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
- Посещение открытых мероприятий с целью просмотра работы педагогов по развитию речи воспитанников.
- Анкетирование родителей.
План педсовета
- Теоретическая часть для педагогов и родителей.
Ответственные: старший воспитатель
- Деловая игра.
Ответственные: старший воспитатель
- Итоги тематического контроля
Ответственные: заведующая
- Практическая часть «Как повысить речевое развитие детей»
Ответственные: учитель – воспитатели старшей группы
- «Речевой уголок» обзор выставки игр, пособий.
Ответственные: воспитатели групп
- Итоги анкетирования родителей.
Ответственные: старший воспитатель
Ход педсовета
1. Упражнение для педагогов «Подарок»
- Сейчас мы будем делать друг другу подарки. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).
2. Теоретическая часть.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование его как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Исходя из анализа диагностика за 2012- 2013учебный год проблема развития речи является одной из актуальных в нашем ДОУ.
Причины низкого уровня развития речи:
Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.
Недостаточная подготовка к занятию.
При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.
Образовательная область «Коммуникация».
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Согласно Федеральным государственным требованиям и стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи; произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Коммуникация (общение) с взрослыми и сверстниками является неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игры, труда, продуктивной деятельности и др.), а также самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.
Специфика модели интеграции образовательной области «Коммуникация» в том, что решение основных психолого-педагогических задач осуществляется во всех других образовательных областях. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других образовательных областей в процессе развития ребенка невозможна без полноценной коммуникации.
Коммуникация как главное средство и условие реализации содержания, обозначенного в Федеральных государственных требованиях, наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса - совместной деятельности взрослого, детей и самостоятельной деятельности детей.
Поскольку Федеральные государственные требования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках речевой работы, значительно повышается роль создания речевой развивающей среды.
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Таблица 4. Примерные виды интеграции образовательной области
«Чтение художественной литературы»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | |
«Коммуникация» | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи |
«Познание» | Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей |
«Социализация» | Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений |
«Художественное творчество» | Развитие детского творчества |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса | |
«Музыка» | Использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений |
«Художественное творчество» | Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области «Чтение детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений |
Юмористическая пауза. Переведите пословицы на русский язык
Сын леопарда - тоже леопард (Африка)
/яблоко от яблони недалеко падает/
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/
Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
/Слова - серебро, а молчание - золото/
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
/Язык до Киева доведет/
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/
Практическая часть.
«Разработать рекомендации по формированию речи ребенка»
Для 1 команды
«Памятка для педагогов»
Для 2 команды
«Памятка для родителей»
На задание дается 3 минуты.
2. Деловая игра «Речевичок»
Проводит старший воспитатель
3. Итоги тематического контроля
заведуюшая
4. Практическая часть «Как повысить речевое развитие детей»
Проводит учитель – воспитатели старшей группы
5. «Речевой уголок» обзор выставки игр, пособий.
Обзор проводят педагоги, подготовившие игры.
- Итоги анкетирования родителей.
Итоги подводит старший воспитатель.
Заключительная часть
Всем участникам предложено ответить на вопрос: «Как повысить уровень речевого развития детей»
Примерное решение педсовета
1. Вести систематическую работу по развитию речи детей на занятиях и вне занятий. Ответственные: воспитатели всех групп. Срок: постоянно.
2. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:
- пополнить группы дидактическими играми по развитию речи.
Ответственные: воспитатели групп. Срок: до 10.03.2013г.
3. Оформить стенды для родителей «Развитие речи дошкольника:
Ответственные: воспитатели всех групп. Срок: до 10.03.2013г.
4. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию речи детей. Ответственный: старший воспитатель, анализ календарных планов. Срок: ежемесячно.
Литература
- Голицина Н.С. «Система методической работы с кадрами в ДОУ» - Изд. Скрипторий: Москва 2011 г.
- Елжова Н.В. «Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ» - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2012 г.
- Ребенок в детском саду №3 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие речи дошкольников в свете ФГТ»
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие речи дошкольников в свете ФГОС"...
Семинар "Развитие речи дошкольников в свете Федеральных Государственных Требований"
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном у...
Педагогический совет: "Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи"
Цель педагогического совета: создание информациооного пространства для обмена опытом и повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию речи детей....
Семинар для воспитателей МДОУ "Психолого-педагогическая работа по развитию речи дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Семинар для воспитателей МДОУ "Психолого-педагогическая работа по развитию речи дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"...
Выступление на педагогическом совете по развитию речи " Основные задачи развитие речи дошкольников"
quot; Основные задачи развитие речи дошкольников"...
Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...
Педагогический проект по развитию речи дошкольников 2 младшей группы «Подснежники». Тема проекта: « Логоритмика для малышей».
Проводя мониторинг в начале учебного года, пришла к выводу, что в группе из 30 человек «чисто» говорящих детей всего 12 человек в наше время это результат недостаточного вниман...