Игры, упражнения с целью обучения диалогической речи. Средняя группа.
картотека по развитию речи (средняя группа) по теме
Игры, упражнения и коммуникативно-речевые ситуации с целью обучения диалогической речи
Возрастная группа: средняя группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – упражнение ”У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН” (1 вариант)
Цель: акцентирование внимания детей на речевом взаимодействии.
Материалы и атрибуты: два телефонных аппарата.
Ход игры:
*Воспитатель берет трубку одного телефона и говорит:
- У меня зазвонил телефон. Дзинь! Алло?!
- (в трубку другого телефона) Здравствуйте. Это магазин?
- Да, мы вас слушаем.
- Скажите, пожалуйста, вам привезли свежий хлеб?
- Да, приходите, пожалуйста.
- Спасибо. (Весь диалог ведет один воспитатель.)
* Воспитатель предлагает ребенку роль покупателя, сам берет роль продавца и ведет ролевой диалог по телефону, побуждая ребенка к ответным высказываниям с помощью сопряженной речи.
*Ребенку предлагается ведущая роль в диалоге по телефону с взрослым.
*Воспитатель предлагает одному ребенку быть продавцом, а другому покупателем и вести телефонный диалог между собой.
Игра – упражнение ”У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН” (2 вариант)
Цель: знакомство с различными вариантами ведения ролевого диалога.
Материалы и атрибуты: три телефонных аппарата.
Ход игры:
Участники игры рассаживаются в кружок, воспитатель вводит смысловую ситуацию и предлагает роли двоим, вовлеченным в игру детям: “Давайте опять поиграем в телефон, только по-другому. Здесь как будто ваши дома. У каждого телефон, а это мой телефон. Это у меня больница. Я доктор. Вы как будто заболели. Давайте, вы мне позвоните, чтобы вызвать врача».
Дзинь...
- У меня телефон звонит. Алло! Это доктор у телефона. Кто мне звонит?.. - Больная девочка?
- Что у тебя болит?
Воспитатель развертывает диалог с одним ребенком, а затем переходит к взаимодействию с другим участником, строя диалог аналогичным способом, но несколько изменяя содержание своих вопросов и реплик в зависимости от ролевых высказываний ребенка.
Подвижная игра «ГУСИ – ЛЕБЕДИ»
Цель. Развивать диалогическую речь. Развивать физические качества детей, внимание, слух.
Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»
Ход игры:
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
- Гуси-гуси! (хозяин)
- Га-га-га. (гуси)
- Есть хотите? (хозяин)
- Да, да, да. (гуси)
- Гуси-лебеди! Домой! (хозяин)
- Серый волк под горой! (хозяин)
- Что он там делает? (гуси)
- Рябчиков щиплет. (хозяин)
- Ну, бегите же домой! (хозяин)
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Русская народная игра «ПОЧТА»
Цель. Развивать диалогическую речь. Развивать физические качества детей, воображение, артистичность.
Правила игры. Тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант.
Ход игры:
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь! - Кто там? - Почта! - Откуда? - Из города... - А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант.
Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.
Подвижная игра «КОРШУН»
Цель. Развивать диалогическую речь. Развивать физические качества детей, память, внимание, слух.
Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.
Ход игры:
Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные — цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова:
Вокруг коршуна хожу, По три денежки ношу, По копеечке, По совелочке.
Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:
Коршун, коршун, что ты делаешь? Ямку рою. На что тебе ямка? Копеечку ищу. На что тебе копеечка? Иголочку куплю. Зачем тебе иголочка? Мешочек сшить. Зачем мешочек? Камешки класть. Зачем тебе камешки? В твоих деток кидать. За что? Ко мне в огород лазят! Ты бы делал забор выше,
Коли не умеешь, так лови их.
Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!»
Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.
Использование русского фольклора, с целью обучения диалогической речи.
Инсценировка детьми переклички «Курочка-рябушечка»
Два ребенка обыгрывают перекличку:
-Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
-На речку.
-Курочка -рябушечка,
Зачем пошла?
-За водичкой.
-Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
-Цыпляток поить.
-Курочка-рябушечка
Как цыплятки просят пить?
-Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!
Инсценировка детьми переклички «Кисонька - мурысонька»
Два ребенка обыгрывают перекличку:
-Кисонька-мурысонька, Где ты была?
-На мельнице.
-Кисонька-мурысонька, Что там делала?
-Муку молола.
-Кисонька-мурысонька, Что из муки пекла?
-Прянички.
-Кисонька-мурысонька, С кем прянички ела?
-Одна.
-Не ешь одна! Не ешь одна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/07/picture-226797-1365320507.jpg)
Игры и игровые упражнения для развития связной диалогической речи у старших дошкольников
Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидак...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/07/picture-502273-1415384184.jpg)
Перспективное планирование игр и упражнений на формирование грамматического строя речи (средняя группа)
В планировании представлены игры и упражнения на формирование грамматического строя речи для детей среднего дошкольного возраста....
Картотеки упражнений на развитие звуковой культуры речи средняя группа
Картотеки упражнений на развитие звуковой культуры речи средняя группа...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/09/picture-1180952-1691607768.jpg)
Картотека. игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи Средняя группа
ЗК речи— понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию....
Квест-игра «Путешествие по карте» по развитию речи средней группе
Квест игра для средней группы...
Игры и упражнения направленные на развитие диалогической речи дошкольников
Игры и упражнения направленные на развитие диалогической речи дошкольников, тема "Знакомство"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/27/picture-1499769-1706384192.jpg)
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи. (Средняя группа)
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, з...