Роль сказки в НОД при проведении занятий.
статья по развитию речи по теме

Никитина Галина Михайловна

 Сказка - одно из средств формирования познавательных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_skazki_v_nod_pri_provedenii_zanyatiy.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сказки в НОД при проведении занятий.

 Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых – помочь ему развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Одним из средств формирования познавательных способностей, мы считаем сказку. Потому что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности дошкольном возрасте. Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка.

 Для развития познавательного интереса у дошкольников можно использовать такую  нетрадиционную форму проведения занятия, как занятие-сказка. Отличительной особенностью данной формы занятия является то, что не практические задания и игры объединены общей лексической темой, одними персонажами, а в процессе чтения сказки дети выполняют практические действия с наглядным материалом, опытным путём находят решения, обсуждают  прочитанное, анализируют все варианты ответов в поиске верного.

 Таким образом, жанр сказки позволяет соединить в себе занимательность и проблемную ситуацию. Сам сюжет, любимые сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, каждый ребёнок как бы становится её действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на неё. Живой интерес, который возникает у детей, способствует повышению эффективности обучения.

При чтении сказки, нельзя торопить события и давать готовый ответ, важно направлять поисковую деятельность детей, тогда  дети научатся рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений, применять свои знания и умения. Там где ребенку предполагается помочь героям выполнить то или иное задание, необходимо делать паузы в чтении, регулируя время в соответствии с темпом работы детей.

Так же в занятия может включаться посещение сказочного героя, которому необходима помощь. С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями.

В трудной, но занимательной, интересной ситуации концентрируется внимание, активизируются психические процессы – память, мышление, то есть умственная деятельность. Радость от игровой деятельности постепенно перейдет в радость от обучения. Когда учиться интересно – хочется учиться.

Так как память ребенка носит избирательный характер: лучше запоминается то, что привлекательно, забавно, интересно, то, что произвело впечатление. Сказка помогает поддерживать интерес ребенка к его деятельности на протяжении всего занятия. Кроме этого  сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.

Формируя через сказку необходимые навыки, приемы, действия и умения, у детей вызывается заинтересованность не столько конечным результатом, сколько самим процессом решения возникшей проблемы или творение новых образов. Используя сказку в процессе развития ребенка можно в полной мере использовать все способы, методы и приемы, формирующие как познавательные способности, так и творческие качества личности: воображение, наблюдательность, способность к импровизации, сравнительно – оценочную деятельность, то есть все то, что образует творческий потенциал личности. Сказка помогает нам заинтересовать детей, сохранить этот интерес, а вместе с ним и внимание в течение длительного времени.

Основываясь на свой опыт, мы можем сказать, что лучшим мотивом является игровая деятельность, где цель запомнить и припомнить для ребенка имеет конкретный смысл. Учитывая эту особенность памяти, на занятиях и мы создаем игровые ситуации со сказочными героями, в которых дети, сознательно помогая сказочным героям, стараются запомнить, а потом как можно точнее воспроизвести нужный материал.

Подготовила воспитатель

                                                                                     I категории

                                                                                           Никитина Г.М.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения занятия-досуга во 2 младшей группе по русской народной сказке «Рукавичка»

Цель: участвовать в совместных играх, изображать характерные особенности поведения персонажей.Задачи: Уметь изображать повадки животных. Знать кто как кричит.Воспитывать дружеские отношения, уметь дей...

Конспект проведения занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме: "Путешествие по сказке"

В ходе путешествия по сказке "Гуси - лебеди" дети уточняют счет предметов в пределах 10, умение соотносить количество предметов с цифрами, упражняются в умении двигаться в заданном направлении и в соо...

Конспект проведения занятия в младшей группе ясельного возраста по сказке «Репка»

В конспекте материал по проведению занятия в младшей группе ясельного возраста по сказке"Репка"...

Конспект проведения занятия в первой группе ясельного возраста по сказке «Теремок»

В конспекте материала по проведению занятие в первой группе ясельного возраста по сказке"Теремок"...

Конспект Проведения занятия Во 2 младшей группе По физкультуре на тему « В гостях у сказки »

Цель.  Удовлетворение естественной потребности детей в движении, совершенствование координации движений дошкольников.Задачи:- Учить детей спрыгивать с предметов высотой 15 см.- Закреплять основны...

Роль наглядности в организации проведения занятия по изобразительной деятельности.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности является наглядность....

«В гостях у сказки» платная услуга по проведению занятий по развитию театральных способностей у детей.

laquo;В гостях у сказки» платная услуга по проведению занятий по развитию театральных способностей у детей....