Фольклор в познавательном развитии детей дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме
В сообщении рассказывается о произведениях фольклора, которые помогают раскрыть причинно-следственные связи в окружающей природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 10.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Произведения фольклора открывают в воспитании дошкольников широкие возможности. Произведения устного народного творчества, расширяя знания ребенка об окружающем мире, имеют огромные познавательные значения.
При отборе фольклорных произведений я опираюсь на следующие принципы:
- Доступность содержания детям дошкольного возраста.
- Познавательная и нравственная значимость.
- Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.
Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Поэтому устное народное творчество включает в себя большое количество жанров: пословицы, поговорки, частушки, приметы, сказки и т.д.
Значительный потенциал познавательной деятельности заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией представлений русского народа. В них заключен практический опыт, всевозможные знания и миропонимание в красочной и лаконичной форме.
Пословицы и поговорки надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путем наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов. Например:
- вода с гор потекла, весну принесла.
- октябрь, что март: то плачет, то смеется.
- береги нос в большой мороз.
- весна да осень - на дню погод восемь.
- зима красна снегом, а осень хлебом.
Некоторые пословицы и поговорки помогают раскрыть причинно - следственные связи в природе: «Красна ягода, да на вкус горька». Целесообразно порассуждать о прямом и переносном смысле этой пословице. Например, в беседе о ядовитых ягодах. Или: не учи рыбу плавать. Эту поговорки можно использовать для проверки знаний и наблюдательности при рассматривании или беседе ор рыбах.
Значительно значение на развитие наблюдательности, умении сопоставлять, анализировать, делать выводы оказывает знание и использование приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время. Например, самая простая примета, это дым костра. Глядя на дым, можно точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер, или солнце и полное безветрие. Солнечную погоду предсказывает вечерняя роса. Чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.
Это все несложные предметы, но есть приметы и посложнее. Например, на рыбалке, если в безветренный день вдруг рыба перестает «клевать» - это верный признак близкого и длительного ненастья. В работе с детьми можно использовать и такие приметы:
1 .Ласточки и стрижи летают низко - скоро начнется дождь.
- Воробьи купаются в пыли - к дождю.
- Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующий день мороза.
- Соба в негу валяется - не за горами вьюга.
Наблюдения, связанные с приметами можно зарисовывать: что ожидать, что было на самом деле. Может быть кому - то из детей удастся самому «открыть» приметы погоды.
Заклички, приговорки. Их обычно произносят, когда что - то делают, обращаются к кому - то. Заклички были преисполнены глубочайшей верой наших предков во
всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: помогали легче перенести невзгоды, надежду на хороший урожай и т.п.
В детском саду заклички и приговорки используют, прежде всего, как игровой прием. Например, наблюдая за радугой, можно попросить ее напоить землю. Когда дождь идет долго и дети не могут выйти на улицу, они призывают солнышко, например:
Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить.
Солнышко, солнышко Выгляни в окошко,
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
К весне, которую все ждут с нетерпением, обращаются с разными закличками. В одних просим, чтобы быстрее растаял снег:
Весна, весна красная,
Приди, весна ясная.
Солнце весело печет.
Снег водою с крыш течет.
В других, чтобы был богатый урожай. Холодно на дворе. Надо песенку - закличку спеть морозу, чтобы он не морозил людей. Люди всегда обращались к морозу, чтобы он не злился, был добрым.
Ты, мороз - мороз - мороз, не показывай свой нос!
Уходи скорей домой, стужу уводи с собой.
Мы саночки возьмем и на улицу пойдем.
Использование в работе с детьми закличек, приговорок помогает педагогу не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.
Потешки. В работе со старшими дошкольниками потешки облегчают процесс ознакомления с окружающем миром. Например:
Травка - муравка со сна поднялась,
Птица - синица за зерно взялась.
Или:
Ледоход: лед идет. Вышел на берег народ,
Смотрит, как река играет, лед в кусочки разбивает.
Среди потешек - прибауток много небылиц. Их можно использовать для игр типа «Бывает - не бывает». Например:
Думали - думали, как повеселиться Думали - думали на рыбах покататься.
В сани рыб запрягли, погоняли, чем могли.
Длинным шестом, рыбьим хвостом.
Кнутом. А потом сапогом да пирогом!
Ехали, катались, пели да смеялись.
Долго веселились, да в сугроб свалились.
Барахтались, встали.
Кругом поглядели - рыбы улетели,
А сани остались, славно покатились.
Небылицы, перевертыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснить их через «критику» содержание потешек. Старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие характерные признаки предметов или явлений, непосредственно окружающих человека в быту, в природе, отличающее его от других и по которым необходимо его правильно найти через сравнение их с отдаленно сходными. Например, «без рук, без ног, а рисовать умеет». Причем нужно сконцентрировать все свои знания, выделить в них самое главное и точно определить предмет, описываемый в загадке. Отгадать загадку - значит найти решение логической задачи, произвести довольно сложную мыслительную операцию при отгадывании такой загадки, которая строится на перечислении признаков предмета или явления, важно произвести анализ (т.е. выделить все признаки) и синтез, т.е. объединить их в одно целое и отнести их к тому или иному предмету или явлению, характеризующемуся в загадке.
Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания и загадывания загадок, формирует у ребенка познавательный интерес к миру вещей и явлений. Загадки заставляют ребенка задуматься над вопросом: что из чего состоит? Для чего используется? На что похоже? и т.п., подводя тем самым к пониманию сущности предмета или явления самостоятельным выводам.
- Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (весна)
- Сидит - зеленеет, падает - пожелтеет, лежит - почернеет, (лист)
- Слышать слышу, а видеть не вижу.
- Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно, (лед)
Работу по ознакомлению с фольклором необходимо проводить одновременно с расширением знание детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить к ней на помощь, участвовать в трудовой деятельности (по уходу за растениями, животными, наведение порядка на участке).
ЛИТЕРАТУРА:
- Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей» М., 1997 г.
- // Дошкольное воспитание «№ 1, 2 2000 г. № 7 2004 г.
- Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей» Ярославль, «Академия развития», 1996 г.
- Веретейникова С.А., Клыков А.А. «Четыре времени года» М., П., 1971.
- Аверина Т.В. «Первоцвет», Самара, 2000 г.
- Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с литературой». М., ТВ Центр Сфера, 1998 г.
- Васильева Н.Н., Новотворцева Н.В. «Развивающие игры для дошкольников» Ярославль, 1996 г.
- Козлова С.А. «Мой мир», М. 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стратегический план проекта «Наследие» (Использование фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста).
Проект для детей среднего дошкольного возраста...
Технологическая карта проекта "Наследие" (Использование фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста).
Технологическая карта проекта...
Реализация проекта "Наследие" (Использование фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста).
Мероприятия проведенные в ходе реализации проекта...
Роль фольклора в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.
Статья о важности использования фольклора на музыкальных занятиях....
консультация для родителей "Фольклор в познавательном развитии детей дошкольного возраста"
Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимост...
Роль фольклора в познавательном развитии детей дошкольного возраста"
Фольклор является необходимым фактором воспитания личности дошкольника, он способствует формированию образного мышления,обогащению речи, воспитанию любви к родному краю, пониманию собственной принадле...
Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ познавательного развития средний возраст
Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ ...