мнемотехника
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Мнемотехника – «Искусство запоминания», т.е. это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Данный метод в настоящее время широко используется в современной дошкольной педагогике. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал, в форме мнемотаблиц и схем моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; наличие зрительного плана – схемы делает печатный материал, необходимый для запоминания чётким, связным и последовательным.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы можно использовать с детьми самого разного возраста, начиная с младшего. Адаптировать их к разным уровням развития детей позволяют различные способы представления информации. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. память в этом возрасте образная; в более старшем возрасте картинки можно заменить символами, словами, отдельными буквами, цифрами.
Занятия по мнемотаблицам обычно проходят в несколько этапов.
Первый этап, где воспитатель в форме игры знакомит детей с новой для них информацией, рассматривает таблицы и разбирает то, что на ней изображено конкретно, в каждом квадрате.
Дети и сами могут объяснить или угадать значение того или иного символа или картинки.
Осуществление перекодирование информации: образы в символы.
Следующий этап – это пересказ материала с опорой на мнемотаблицу (на конкретные символы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Далее изученный материал неоднократно повторяется с опорой на составленную ранее схему.
Материал, который можно запоминать с помощью мнемотаблиц, разнообразен, в частности, в своей работе мы используем мнемотаблицы при заучивании стихов по разным разделам программы. Дети любят стихи, слушают их с удовольствием. Но не все могут быстро их запомнить, у некоторых детей заучивание стихов вызывает трудности, и как следствие, нежелание учить и рассказывать стих.
Мы разработали ряд схем, используя приём мнемотехники, направленный на наглядно-образное мышление детей дошкольников.
В мнемотаблицах схематично изображены герои, явления природ, действия, главное – чтобы изображения были просты и понятны детям. Мнемотаблица помогает детям запомнить логическую последовательность символов, позволяет быстро заучить стихотворение. Кроме того данный метод мы используем, чтобы закрепить с детьми правила поведения на прогулке, где важную роль играет не только изображение – символ, но и цвет карточек, где этот символ изображён (зелёный – разрешающий, красный – запрещающий).
Будем рады поделиться своими наработками с коллегами-воспитателями. И желаем всех успехов в воспитании подрастающего поколения.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Описание зимней одежды»
Программное содержание:
Учить описывать предметы зимней одежды.
Учить правильно называть предметы зимней одежды, знать их назначение.
Упражнять в образовании относительных прилагательных; умении согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.
Учить выделять и правильно произносить звук “ж”.
Развивать фразовую речь; слуховое внимание, память.
Воспитывать интерес к занятию; бережное отношение к одежде.
Оборудование:
подиум; большой мяч;
магнитофон; аудиокассета с записями детских песен.
Демонстрационный материал:
иллюстрации из серии “Одежда” (5-6 иллюстраций);
модели зимней одежды.
Раздаточный материал:
тетрадь №1 для подготовки руки к письму А.Н.Матвеевой;
цветные карандаши.
Словарная работа: одежда, зимняя, ткань, воротник, рукава; чтобы было тепло.
Предварительная работа воспитателя:
приготовить одежду;
подобрать слова для игры.
Предварительная работа с детьми:
беседы о сезонных изменениях;
наблюдения за людьми;
опыты с тканью.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Методические приёмы: словесный, игровой, практический.
Структура:
1. Вводная часть – 3 минуты:
А) Игра на слуховое внимание.
Б) Игра на развитие памяти.
2. Основная часть – 15 минут:
А) Беседа на тему “Одежда”.
Б) Игра “Спрошу – ответь” на активизацию имеющихся у детей знаний.
В) Игра с мячом “Что можно делать с одеждой?”.
Г) Физкультминутка.
Д) Игра “Показ зимней одежды”.
3. Заключительная часть – 2 минуты:
А) Игра “Дорисуй”.
Б) Итог.
Организация детей:
1 — 2 – за столами
2 (В) – на ковре
2 (Д) – у подиума
3 – за столами
Ход занятия
1 часть.
А) Дети входят в группу. Игра на слуховое внимание.
Воспитатель: Дети, сегодня у нас занятие по развитию речи. На занятии мы будем учиться правильно называть предметы зимней одежды, описывать её. Узнаем, для чего нужна зимняя одежда. Слушайте меня внимательно.
- Сейчас на своё место сядет тот, на ком надета жёлтая футболка и чёрные шорты (садятся дети в жёлтых футболках и чёрных шортах).
- Теперь сядут дети, одетые в платья (садятся дети, одетые в платья).
- А теперь садитесь все остальные.
Б) Игра на развитие памяти: “Запомни слова”.
Воспитатель: Я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Позже мы проверим, кто сколько запомнил слов. Будьте внимательны.
- Шапка, шуба, шарф, штаны, варежки
Воспитатель спрашивает двух – трёх детей.
2 часть.
А) Беседа на тему “Одежда”. На магнитной доске иллюстрации зимней одежды.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы на ней видите? Скажите, о чём мы будем разговаривать сегодня?
Дети: “О зимней одежде”.
Воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети называли цвет, отдельные качества, назначение. Например:
“Какое это пальто? (зимнее, тёплое). Какая куртка? (меховая). Какого цвета? Что есть у пальто? Что есть у куртки? (воротник, рукава, карманы, пуговицы). Для чего нужен шарф? (чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы холод не забирался по шее). Про что скажем “пушистый”, “меховой”, “мягкий”?” и т. д.
Б) Игра “Спрошу – ответь” на активизацию имеющихся у детей знаний.
Вопросы воспитателя:
- Из чего шьют одежду? (из ткани).
- Ткань из шёлка, какая ткань? (шёлковая) платье? (шёлковое).
- Ткань из кожи, какая ткань? (кожаная) плащ? (кожаный).
- Ткань из меха, какая ткань? (меховая) манто? (меховое).
- Ткань из джинсы, какая ткань? (джинсовая) брюки? (джинсовые).
- Ткань из драпа, какая ткань? (драповая) пальто? (драповое).
В) Игра с мячом в кругу “Что можно делать с одеждой?
Дети образуют круг в игровой зоне. Воспитатель берёт в руки мяч, и становиться в центр круга.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Я брошу мяч, а поймавший скажет, что можно делать с одеждой.
Воспитатель бросает мяч в руки детям по очереди. Дети отвечают: покупать, терять, мять, рвать, чинить, дарить, вешать, складывать, стирать, прятать и т.д.
Воспитатель убирает мяч.
Г) Физкультминутка: как мы идем гулять зимой?
Дети имитируют одевание.
Воспитатель: Поможем друг другу завязать шарф. Наденем варежки. Скажите правильно, что вы надели?
Дети хором: варежжжки.
Воспитатель: Посмотрите, какой липкий снег! Поиграем “в снежки”? (дети “лепят” и “бросают снежки”). Пошёл снежок! Подуем на снежинку (имитация).
Д) Показ зимней одежды.
Воспитатель: Ребята, моделями будете вы сами. Нужно рассказать о той вещи, которая на вас надета: что это, из какой ткани, какого цвета, что есть у вещи, для чего нужна эта вещь? Воспитатель: Занимайте места в “зрительном зале”.
(Дети садятся на стульчики около подиума. Воспитатель готовит “моделей”).
Воспитатель: Итак, встречаем модель…(имя ребёнка.”
Воспитатель включает магнитофон с записями детских песен. Ребёнок выходит на подиум, и рассказывает об одежде на фоне звучащей музыки. Воспитатель в случае затруднения задаёт наводящие вопросы.
Выслушивается 2 – 4 рассказа.
3 часть.
А) Игра “Дорисуй” — закрепление новых слов.
Воспитатель: На этом наш показ закончен. А сейчас назовите слова, которые вы запоминали в начале нашего занятия.
Воспитатель спрашивает 2 – 3 детей.
Воспитатель: Скажите, какая из игр на занятии вам понравилась? Почему? Чему вы научились сегодня на занятии? Что узнали нового?
Ответы детей.
Б) Итог . Работа в тетрадях.
Воспитатель: У вас на столе лежат тетради с рисунками зимней одежды. Цветными карандашами раскрасьте одежду так, как вам нравится”. (Рисунок2)
Самостоятельная работа детей за столами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotekhnika.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника – «Искусство запоминания», т.е. это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Данный метод в настоящее время широко используется в современной дошкольной педагогике. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал, в форме мнемотаблиц и схем моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; наличие зрительного плана – схемы делает печатный материал, необходимый для запоминания чётким, связным и последовательным.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы можно использовать с детьми самого разного возраста, начиная с младшего. Адаптировать их к разным уровням развития детей позволяют различные способы представления информации. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. память в этом возрасте образная; в более старшем возрасте картинки можно заменить символами, словами, отдельными буквами, цифрами.
Занятия по мнемотаблицам обычно проходят в несколько этапов.
Первый этап, где воспитатель в форме игры знакомит детей с новой для них информацией, рассматривает таблицы и разбирает то, что на ней изображено конкретно, в каждом квадрате.
Дети и сами могут объяснить или угадать значение того или иного символа или картинки.
Осуществление перекодирование информации: образы в символы.
Следующий этап – это пересказ материала с опорой на мнемотаблицу (на конкретные символы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Далее изученный материал неоднократно повторяется с опорой на составленную ранее схему.
Материал, который можно запоминать с помощью мнемотаблиц, разнообразен, в частности, в своей работе мы используем мнемотаблицы при заучивании стихов по разным разделам программы. Дети любят стихи, слушают их с удовольствием. Но не все могут быстро их запомнить, у некоторых детей заучивание стихов вызывает трудности, и как следствие, нежелание учить и рассказывать стих.
Мы разработали ряд схем, используя приём мнемотехники, направленный на наглядно-образное мышление детей дошкольников.
В мнемотаблицах схематично изображены герои, явления природ, действия, главное – чтобы изображения были просты и понятны детям. Мнемотаблица помогает детям запомнить логическую последовательность символов, позволяет быстро заучить стихотворение. Кроме того данный метод мы используем, чтобы закрепить с детьми правила поведения на прогулке, где важную роль играет не только изображение – символ, но и цвет карточек, где этот символ изображён (зелёный – разрешающий, красный – запрещающий).
Будем рады поделиться своими наработками с коллегами-воспитателями. И желаем всех успехов в воспитании подрастающего поколения.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Описание зимней одежды»
Программное содержание:
Учить описывать предметы зимней одежды.
Учить правильно называть предметы зимней одежды, знать их назначение.
Упражнять в образовании относительных прилагательных; умении согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.
Учить выделять и правильно произносить звук “ж”.
Развивать фразовую речь; слуховое внимание, память.
Воспитывать интерес к занятию; бережное отношение к одежде.
Ваш ребенок плохо или мало говорит?
И вы беспокоитесь?
Тогда вам на нашу
Мастер группу по развитию речи!
Оборудование:
подиум; большой мяч;
магнитофон; аудиокассета с записями детских песен.
Демонстрационный материал:
иллюстрации из серии “Одежда” (5-6 иллюстраций);
модели зимней одежды.
Раздаточный материал:
тетрадь №1 для подготовки руки к письму А.Н.Матвеевой;
цветные карандаши.
Словарная работа: одежда, зимняя, ткань, воротник, рукава; чтобы было тепло.
Предварительная работа воспитателя:
приготовить одежду;
подобрать слова для игры.
Предварительная работа с детьми:
беседы о сезонных изменениях;
наблюдения за людьми;
опыты с тканью.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Методические приёмы: словесный, игровой, практический.
Структура:
1. Вводная часть – 3 минуты:
А) Игра на слуховое внимание.
Б) Игра на развитие памяти.
2. Основная часть – 15 минут:
А) Беседа на тему “Одежда”.
Б) Игра “Спрошу – ответь” на активизацию имеющихся у детей знаний.
В) Игра с мячом “Что можно делать с одеждой?”.
Г) Физкультминутка.
Д) Игра “Показ зимней одежды”.
3. Заключительная часть – 2 минуты:
А) Игра “Дорисуй”.
Б) Итог.
Организация детей:
1 — 2 – за столами
2 (В) – на ковре
2 (Д) – у подиума
3 – за столами
Ход занятия
1 часть.
А) Дети входят в группу. Игра на слуховое внимание.
Воспитатель: Дети, сегодня у нас занятие по развитию речи. На занятии мы будем учиться правильно называть предметы зимней одежды, описывать её. Узнаем, для чего нужна зимняя одежда. Слушайте меня внимательно.
- Сейчас на своё место сядет тот, на ком надета жёлтая футболка и чёрные шорты (садятся дети в жёлтых футболках и чёрных шортах).
- Теперь сядут дети, одетые в платья (садятся дети, одетые в платья).
- А теперь садитесь все остальные.
Б) Игра на развитие памяти: “Запомни слова”.
Воспитатель: Я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Позже мы проверим, кто сколько запомнил слов. Будьте внимательны.
- Шапка, шуба, шарф, штаны, варежки
Воспитатель спрашивает двух – трёх детей.
2 часть.
А) Беседа на тему “Одежда”. На магнитной доске иллюстрации зимней одежды.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы на ней видите? Скажите, о чём мы будем разговаривать сегодня?
Дети: “О зимней одежде”.
Воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети называли цвет, отдельные качества, назначение. Например:
“Какое это пальто? (зимнее, тёплое). Какая куртка? (меховая). Какого цвета? Что есть у пальто? Что есть у куртки? (воротник, рукава, карманы, пуговицы). Для чего нужен шарф? (чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы холод не забирался по шее). Про что скажем “пушистый”, “меховой”, “мягкий”?” и т. д.
Б) Игра “Спрошу – ответь” на активизацию имеющихся у детей знаний.
Вопросы воспитателя:
- Из чего шьют одежду? (из ткани).
- Ткань из шёлка, какая ткань? (шёлковая) платье? (шёлковое).
- Ткань из кожи, какая ткань? (кожаная) плащ? (кожаный).
- Ткань из меха, какая ткань? (меховая) манто? (меховое).
- Ткань из джинсы, какая ткань? (джинсовая) брюки? (джинсовые).
- Ткань из драпа, какая ткань? (драповая) пальто? (драповое).
В) Игра с мячом в кругу “Что можно делать с одеждой?
Дети образуют круг в игровой зоне. Воспитатель берёт в руки мяч, и становиться в центр круга.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Я брошу мяч, а поймавший скажет, что можно делать с одеждой.
Воспитатель бросает мяч в руки детям по очереди. Дети отвечают: покупать, терять, мять, рвать, чинить, дарить, вешать, складывать, стирать, прятать и т.д.
Воспитатель убирает мяч.
Г) Физкультминутка: как мы идем гулять зимой?
Дети имитируют одевание.
Воспитатель: Поможем друг другу завязать шарф. Наденем варежки. Скажите правильно, что вы надели?
Дети хором: варежжжки.
Воспитатель: Посмотрите, какой липкий снег! Поиграем “в снежки”? (дети “лепят” и “бросают снежки”). Пошёл снежок! Подуем на снежинку (имитация).
Д) Показ зимней одежды.
Воспитатель: Ребята, моделями будете вы сами. Нужно рассказать о той вещи, которая на вас надета: что это, из какой ткани, какого цвета, что есть у вещи, для чего нужна эта вещь? Воспитатель: Занимайте места в “зрительном зале”.
(Дети садятся на стульчики около подиума. Воспитатель готовит “моделей”).
Воспитатель: Итак, встречаем модель…(имя ребёнка.”
Воспитатель включает магнитофон с записями детских песен. Ребёнок выходит на подиум, и рассказывает об одежде на фоне звучащей музыки. Воспитатель в случае затруднения задаёт наводящие вопросы.
Выслушивается 2 – 4 рассказа.
3 часть.
А) Игра “Дорисуй” — закрепление новых слов.
Воспитатель: На этом наш показ закончен. А сейчас назовите слова, которые вы запоминали в начале нашего занятия.
Воспитатель спрашивает 2 – 3 детей.
Воспитатель: Скажите, какая из игр на занятии вам понравилась? Почему? Чему вы научились сегодня на занятии? Что узнали нового?
Ответы детей.
Б) Итог . Работа в тетрадях.
Воспитатель: У вас на столе лежат тетради с рисунками зимней одежды. Цветными карандашами раскрасьте одежду так, как вам нравится”. (Рисунок2)
Самостоятельная работа детей за столами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»
АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...
Выступление на педагогическом совете: «Мнемотехника как прием обучения связной речи» на тему: «Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику».
Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику....
Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...
Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"
Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...