Конспект НОД "Пересказ рассказа "Как заяц зимует"
план-конспект занятия по развитию речи по теме

Пономаренко Инна Анатольевна

Конспект НОД по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_dlya_detey_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.          ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «КАК ЗАЯЦ ЗИМУЕТ» ПО МОТИВАМ РАССКАЗОВ Е. ЧАРУШИНА, Н. СЛАДКОВА, И. СОКОЛОВА-МИКИТОВА, М. ПРИШВИНА.

Цели.

  1. Обучение составлению вопросительного плана.
  2. Пересказ рассказа по плану.

3.        Обогащение речи антонимами и родственными
словами.

4.        

Оборудование

Предметные картинки: заяц серый, заяц белый. Мяч.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I.        Отгадывание загадки

Скачет по лесу трусишка                                                                          Всером летнем армячишке.                                                                             А зима придёт —                                                                                        Шубку белую найдёт.

II.        Образование родственных слов к слову-отгадке заяц.

Подсказка:

Назови зайца ласково — зайка, зайчик, заинька, заюшка, зайчишка.

Детёныши зайца — зайчонок, зайчата.

Мама у зайчат — зайчиха.

Хвост у зайца — заячий.

Избушка у зайца - заюшкина.

Капуста у зайки — зайкина.

III.        Упражнение в употреблении антонимов — игра «Скажи наоборот».

Образец:

        У зайки короткие уши. — Нет, уши у зайки длинные.

        У зайца большой длинный хвост. -

У зайца короткие слабые задние ноги. —

У зайца плохое зрение. —

Заяц медленно ходит. —

Заяц — могучий, сильный зверь. —

Заяц хитрый и злой. —

Заяц очень храбрый. —

Заячья шуба жёсткая и холодная. —

IV. Чтение или рассказывание рассказа «Как заяц зимует».

Заяц к зиме не готовится. Нет у него ни норы, ни гнезда. Ляжет под куст или в овражек. Шубка у зайки тёплая-тёплая, пушистая-пушистая, белая-белая. Лежит заяц в снегу под кустом. Тепло ему в такой шубке и на снегу его не видно. Такая шубка и от мороза спасёт и от охотников и лисы скрывает.

Днём заяц спит. Но глаза у него открыты и зорко следят: нет ли врага поблизости.

И уши навострил во сне. Одно ухо торчит вверх, другое прижал к голове и прислушивается: не подкрадывается ли кто к заиньке.

А ночью выходит заяц погулять и покормиться. Питается заяц зимой в основном корой деревьев. Подбежит к дереву, станет на задние лапы и обгложет кору. Любит заяц погрызть молодые веточки кустарников. Когда снега мало, и он неглубокий заяц  разрывает лапками снежные сугробы на полях и лакомится зелёной озимью.

Врагов у зайца много: лисицы, совы, волки, люди — все охотятся за зайцем.

Заяц всех боится и спасается бегством. Зайца спасает его тонкий слух, острое зрение и сильные, быстрые ноги.

V. Обучение ведению диалога по содержанию рассказа, представлениям детей о зайце из прочитанных ранее рассказов и сказок и картинкам «Заяц серый», «Заяц белый».

Проблемные вопросы логопеда:

Почему заяц спит с открытыми глазами?

 Почему заяц чутко и внимательно прислушивается во сне?

Зачем природа дала зайцу тёплую, пушистую шубку?

Зачем зайцу белая шубка зимой?

Почему заяц летом серый, а зимой белый?

Поисковые и репродуктивные вопросы помогает детям ставить логопед

  1. Повторное чтение (рассказывание) с установкой на запоминание и пересказ, выбор картинки с изображением зайца к тексту рассказа.
  2. Коллективное составление и заучивание вопросительного плана.

Подсказка в виде        опорных слов:

Зимует    —        Как заяц зимует!

Шубка    —        Какая у зайца шубка!

Спит       —        Как и когда заяц спит!

Питается —        Чем заяц питается!

Враги     --        Кто у зайца враги!

Спасается —        Как заяц спасается от врагов?

VIII.        Третье чтение (рассказывание) с интонационным выделением частей рассказа и повторение плана.

  1. Пересказ по плану по цепочке (не менее 2 раз).
  2. Итог. Что интересное и новое вы узнали о зайце.

Игра в мяч—припоминание 10 родственных слов к слову заяц.

                                                  Закрепление вне занятия

                  Тема: Дикие животные

  1. Рассказать, как заяц зимует.
  2. Образование родственных слов к слову заяц (и другим названиям диких животных по образцу)

      Подсказка:

Назови зайца ласково — зайка, зайчик, заинька, заюшка, зайчишка.

Детёныши зайца — зайчонок, зайчата.

Мама у зайчат — зайчиха.

Хвост у зайца — заячий.

Избушка у зайца - заюшкина.

Капуста у зайки — зайкина.

      3.  Игра «Скажи наоборот».

Образец:У зайки короткие уши. — Нет, уши у зайки длинные.

        У зайца большой длинный хвост. -

У зайца короткие слабые задние ноги. —

У зайца плохое зрение. —

Заяц медленно ходит. —

Заяц — могучий, сильный зверь. —

Заяц хитрый и злой. —

Заяц очень храбрый. —

Заячья шуба жёсткая и холодная. —

     Лев смелый, а заяц... (Трусливый.)
Медведь большой, а ежик... (Маленький.)
Заяц бегает быстро, а еж…        (Медленно.)
У лисицы шерсть гладкая, а у ежа иголки … (колючие.)

Волк злой, а заяц... (Добрый.)

      Олень рогатый, а волк... (Безрогий.)

Заяц ловкий, а медведь... (Неуклюжий.)

У волка хвост опущен вниз, а у белки... (поднят вверх.)

4.  Подбор прилагательных к существительным по теме: Волк — какой? Белка — какая? Заяц — какой? и т.д.

5.Аппликация из геометрических форм «Заяц под кустом».

       6.Рисование «Зайчата».

       7. Слепить из пластилина диких животных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Беседа о диких животных севера. Чтение рассказа "Как заяц зимует"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие»Образовательная область ...

Занятие ИЗО "Заяц зимой"

Рисование зайца...

Конспект занятия по развитию речи "Заяц зимой" в старшей группе

Данное занятие направлено на развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста, учит детей составлять творческий рассказ, опираясь на серию схематических катринок....

Образовательная деятельность по речевому развитию по рассказу Г. Скребицкого, В. Чаплиной «Как заяц зимой живет».

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка Аппликация- заяц зимой для средней группы с использованием нетрадиционной техники.

Аппликация развивает художественное воображение и эстетический вкус; - развивает конструкторское мышление – из частей собрать целое; - развивает моторику и тактильные ощущения, особенн...

Конспект НОД по аппликации "Заяц зимой"

Конспект НОД по аппликации в нетрадиционной технике....

Конспект ООД по речевому развитию пересказ рассказа М.Пришвина "Как заяц зимует"

Продолжать учить пересказывать литературные произведения с опорой на символические изображения. Пополнять знания о жизни диких животных зимой....