Развитие речи средствами малых жанров УНТ
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа) по теме

Кубышкина Яна Вячеславовна

Работая над проектом  "Развитие речи средствами малых жанров УНТ", я разработала методическое пособие (книгу-игрушку) для закрепления полученных знаний и умений детей младшей группы. В ней находятся материалы для закрепления пальчиковых игр, повторения заученных потешек, песен, закличек, небылиц, диалогов подвижных игр и пр. Статья по работе с книгой информирует о назначении материалов. Фотоматериалы книги расположены в альбоме "Книга" моего мини-сайта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchit_rebyonka_lyubit_literaturu22.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

     Как научить ребёнка любить литературу? Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

     Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:

- формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;

- обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;

- учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;

- помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;

- помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;

- помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.

      Созданная нами книжка-игрушка, направленная на решение этих задач, учитывает, что ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра. Поэтому их осуществление оптимально именно в игре. Книжка-игрушка – это своеобразное синтетическое явление: и книжка и игрушка… Оно должно вбирать в себя всё лучшее, что несёт детская книга, дополнив чтение увлекательной умной игрой.

     А игра на каждой странице своя. Для иллюстрации народной песенки «Заинька, попляши» выполнен зайчик-дергунчик. Если потянуть за ниточку, он смешно дрыгает лапками – танцует. А пока он танцует, детки напевают слова уже знакомой им песенки.

     В иллюстрации к заученной наизусть потешке «Кисонька-мурысенька» использованы элементы набивной игрушки – кошечки. Рассматривая картинку, дети могут погладить мягкие детали, эмоцианально соотнеся мягкость шёрстки кошки и ласковость слов-обращений  «кисонька-мурысенька».

     Чтобы освежить в памяти потешку к подвижной игре «Гуси, гуси…», рассматриваем картинку с изображением гусей:

- Гуси, гуси!

- Га-га-га.

- Есть хотите?

- Да-да-да.

- Так летите.

-Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой!

Половинка страницы приоткрывается, а там изображён серый волк. Элемент неожиданности побуждает снова и снова повторять диалог.

     Так и при повторении любимой заклички про Морозушку-мороза, отворяя ставни у окна, малыши обнаруживают сказочный ледяной узор, который там оставил мороз.

     Очень любят ребята рассматривать в книге свои фотографии, на которых они во время режимных моментов, игр и праздников. И с удовольствием сопровождают их речевым фольклорным материалом соответствующей тематики: потешки для режимных моментов, «Каравай,каравай», колядки, заклички и т.п. Это позволяет не забывать заученные ранее произведения фольклора.

     Иллюстрация к закличке «Солнышко-колоколнышко» даёт схему заучивания (а затем повторения) стихотворного произведения, т.к. каждая картинка соответствует одной строке. Этот мнемический приём позволяет очень быстро заучивать материал.

     Для обыгрывания песенки «Петушок, петушок» мы сшили на руку игрушку петушка типа би-ба-бо. Она крепится к книге на липучке и легко снимается. А на следующей странице кармашек с рисунками для раскрашивания с изображениями дымковских петушков и лошадок.

     К потешке «Расти, коса, до пояса» изготовлена кукла с косичками из ниток, которые можно заплетать, завязывать бантики.

     Для того, чтобы вспомнить пальчиковую игру «Весёлая мышка», изготовлена перчатка на руку с нашитыми на пальчики изображениями мышей.

Весёлая мышка перчатку нашла,  (раскрываем ладошку, пальцы растопырены, поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх)

Гнездо в ней устроив,  (складываем ладоши "ковшом")

Детей позвала. (сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест))

Им корочку хлеба дала покусать,  (кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.)

Погладила  всех  (большим пальцем гладим остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

И отправила спать. (ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку).

     Изученные пословицы и поговорки мы вспоминаем при помощи традиционных народных картинок – лубка (Например, «Любишь кататься, люби и саночки возить», «нет друга – ищи, а найдёшь – береги»).

     Рассматривая картинки-загадки, на которых девица-морковка, дедушка-лук и т.п., дети загадывают их друг другу.

    Очень любят малыши рассматривать иллюстрации к небылицам. Они с удовольствием находят на них то, чего не может быть.

    Технически книга задумана так, что в неё можно добавлять новые страницы с изучаемыми произведениями фольклора. Мы планируем предложить родителям присоединиться к изготовлению этой книги, придумать свои варианты игр, забав, чтобы наши дети тоже стали соавторами этой работы.

     В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги.  И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.

     Младший дошкольный возраст - важнейший период в развитии дошкольника. При знакомстве ребенка с литературными текстами особенно важна эмоциональность  и яркая красочная наглядность. Важно эмоционально, красочно, наглядно донести до детей содержание литературных произведений. Восприятие вдумчивого, чуткого читателя - процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, так как он является фундаментом литературного образования и во многом определяет его.

Департамент образования города Москвы

Восточное окружное управление образования

ГБОУ ЦРР детский сад №2350

Статья на тему: «Использование наглядного пособия (книжки-игрушки) в работе по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с произведениями малых жанров устного народного творчества»

                                             Составила воспитатель: Кубышкина Я.В.

Город Москва

2013 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."

1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...

Доклад по теме: Развитие звуковой культуры речи средствами малых форм устного народного творчества

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...

Родительское собрание «Воспитание КГН у детей дошкольного возраста по средствам малых жанров фольклора»

Родительское собрание с целью дать родителям знания о значении культурно-гигиенических навыков у детей.Собрание помогает родителям активно использовать фольклор в формировании данных навыков....

Опыт работы «Развитие речи средствами малых фольклорных форм в младшем дошкольном возрасте»

«Взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами»....

Развитие речи детей 6-7 лет с ОНР средствами малых жанров фольклора

Работа посвящена развитию речи детей 6-7 лет с ОНР средствами малых жанров фольклора. Имеет три приложения....

Родительское собрание "Развитие речи средствами малых фольклорных жанров"

Тема: «Развитие речи детей средствами малых фольклорных жанров».Аннотация: На сегодняшний день актуальной проблемой остается развитие речи детей дошкольного возраста. Как бы ни был хо...

Доклад на педсовет «Развитие звуковой культуры речи средствами малых форм устного народного творчества»

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучен...