Методическая разработка по развитию речи(старшая группа).
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему
Образовательная программа дополнительного образования детей:" Речевичок".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 общеразвивающего вида
УТВЕРЖДЕНА
Приказ от "30" августа 2013г. № 59
Заведующий ___________ Г.Н. Скрынникова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Речевичок»
Возраст
(5-6 лет)
__________1 год_________
сроки реализации
Автор:
Тёма Надежда Николаевна
-воспитатель
Рассмотрена на заседании педагогического Совета ДОУ
и рекомендована к утверждению
протокол от "29 " августа 2013 г. № 1
Председатель ПС _______________ Скрынникова Г.Н.
Подпись Ф.И.О.
г.Рассказово, 2013г.
1. Пояснительная записка.
Направленность программы - социально - педагогическая.
Актуальность программы обусловлена тем что, образовательная деятельность должна будет послужить толчком для более полного развития детей, их интеллектуальной сферы - памяти, внимания, мышления и физического состояния двигательной активности и тем самым послужить формированию у старших дошкольников позитивное отношение к обучению.
Новизна программы заключается в том, что обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со сверстниками, следовательно, есть все основания считать, что овладение ребёнком языковыми навыками и коммуникативными умениями будет являться стержнем формирования личности ребёнка - дошкольника.
Педагогическая целесообразность: овладение умениями пересказывать произведения, понимать, запоминать и использовать в своих рассказах авторские средства: проявлять интерес к самостоятельному сочинению; активно владеть словарём; пользоваться всеми основными грамматическими нормами речи; чисто и правильно произносить все звуки родного языка, пользоваться различными средствами интонационной выразительностью.
Цель программы: формирование мотивации ребёнка дошкольного возраста к изучению мира звуков и букв, интереса к чтению через технологическое развитие соответствующих навыков слитного и осознанного чтения.
Задачи.
1. Развитие языковых способностей.
2. Полноценное овладение родным языком.
3. Воспитание инициативности детей и самостоятельности в речевом общении с взрослыми и сверстниками
Отличительные особенности данной программы от уже существующей программы является то, что в её структуру входит образовательная деятельность, позволяющая приобретению ребёнком интереса направленного на решение задач по подготовке обучению грамоте.
В процессе работы обеспечивать интеграцию образовательных областей:
"Чтение художественной литературы": потешки, скороговорки, стихи и т.д.
"Социализация": воспитывать дружеские взаимоотношения, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками.
"Коммуникация": развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи; практическое овладение нормами речи;
"Познание": формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
"Труд": формирование положительного отношения к труду, бережное отношение к материалам.
"Безопасность": формирование основ безопасности собственной жизни.
"Физическая культура": физкульминутки, игры.
Программа разработана для детей 5 - 6 лет, рассчитана на 9 месяцев. Образовательная деятельность проводится во 2 половине дня. Программа включает в себя 34 часов образовательной деятельности, которая проводится 1 раз в неделю.
Основные этапы реализации программы.
1.Предварительный.
- Изучение проблемы речевого развития.
Анализ методической литературы. Оценка ресурсной базы для реализации программы.
- Разработка и утверждение программы.
2. Первичная диагностика:
- тестирование;
- диагностика уровня определения речевого развития детей.
3. Коррекционная работа:
- коррекция программы с учётом диагностики и индивидуальных способностей детей;
- реализация программы.
4. Диагностика:
- итоговая диагностика;
- открытое занятие для родителей.
Форма и режим занятий.
Форма занятий - фронтальная.
Длительность занятия – 25 минут.
Способы определения результативности программы: опрос, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа, игра – соревнование.
Результаты образовательной программы.
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- уметь пересказывать литературные произведения;
- понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном рассказе;
- знать способы речевых контактов с взрослыми и детьми;
- в творческом рассказе проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;
- образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединениями;
- самостоятельно употреблять разные типы предложений;
- упражняться в правильном произношении в процессе повседневного речевого общения;
- учить определять на слух место звука в словах.
Способы определения результативности программы: опрос, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа, игра – соревнование.
Для успешной реализации программы подготовлен дидактический материал. Он включает в себя картины, специальную дополнительную литературу, карточки с буквами, предметы и т.д.
Формами проведения итогов реализации программы являются:
- диагностика;
- открытое занятие;
- анкетирование.
2. Учебно-тематический план.
Наименование разделов и тем. | Количество часов | ||
Всего | теоретических | практических | |
Раздел 1. Воспитание звуковой культуры речи. | 5 | 1 | 4 |
Совершенствование речевого слуха. | 1 | 1 | - |
Закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи. | 1 | - | 1 |
Дифференциация пары звук. | 1 | - | 1 |
Отрабатывание дикции, силы голоса, темпа речи. | 1 | - | 1 |
Умение пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией. | 1 |
| 1 |
Раздел 2. Словарная работа. | 5 | 2 | 3 |
Развитие умения обобщать, сравнивать, противопоставлять. | 1 | - | 1 |
Обогащение и активизация словаря. | 1 | 1 | - |
Работа над смысловой стороной слова. | 1 |
| 1 |
Работа над расширением запаса синонимов и антонимов. | 2 | 1 | 1 |
Раздел 3. Формирование грамматического строя. | 5 | 1 | 4 |
Упражнения в согласовании. | 1 | - | 1 |
Упражнения в образовании трудных форм глагола в повелительном наклонении. | 1 | 1 | - |
Обучение свободного ориентирования в способах словоизменения и словообразований. | 0,5 | - | 0,5 |
Развитие умения вырабатывать словообразующие пары, подбирать родственные слова. | 0,5 | - | 0,5 |
Обучение образовывать существительные с увеличительным, уменьшительным, ласкательным суффиксом. | 0,5 | - | 0,5 |
Ознакомление со словесным составом предложения. | 0,5 | - | 0,5 |
Формирование синтаксической стороны речи.
| 1 |
| 1 |
Раздел 4. Развитие связной речи. Обучение связно последовательно и выразительно передавать текст. | 6 2 | - -
| 6 2 |
Развитие умения использовать интонационные средства в диалоге и для характеристики персонажей. | 1 | - | 1 |
Умение самостоятельно составлять описательный и повествовательный рассказ по содержанию картины. | 1 | - | 1 |
Формирование умения развивать сюжетную линию по сериям сюжетных картин. | 1 | - | 1 |
Умение составлять рассказ на тему из личного опыта. | 1 | - | 1 |
Раздел 5. Ознакомление со словом. | 8 | 2 | 6 |
Умение выделять из предложений слова с заданными звуками и чётко произносить эти звуки. |
3 |
- |
2 |
Формирование умения произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом. | 3 | 1 | 2 |
Умение делить трёхсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове.
| 2 | 1 | 2 |
Раздел 6. Знакомство со звуком. Создание позитивного настроя на обучение. | 5 1 | - | 5 1
|
Формирование произвольности. (памяти , внимания, мышления и т.д.) | 0,5 | -
| 0,5
|
Развитие мелкой моторики. | 0,5 | - | 0,5 |
Знакомство с алфавитом. Обучение грамоте | 3 | -
| 3
|
Всего | 34 | 6 | 28 |
3. Содержание дополнительной образовательной программы.
1раздел. | Составление описательных рассказов. Д/и: «Рассказываем вместе». Рассказывание по картине: «Осенний день», «Времена года». О.И.Соловьёва. Динамическое упражнение: «Листья». Д/и: «Нарисуй, как падают листья» Составление детьми рассказов на тему: «Как мы следы осени искали». Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет». «Пальчиковая гимнастика: «Аист». Рассказывание русской народной сказки « У страха глаза велики». Д/и: «Настроение». Составление описательного рассказа: «Наши игрушки». Пальчиковая гимнастика: «Игрушки». Динамическое упражнение: «Непослушная неваляшка».
|
2раздел. | Разучивание русской народной потешки. Д/и «Доскажи словечко». Составление необыкновенной истории про Незнайку. С/р. игра: «Магазин игрушек». Знакомство с гласной буквой. Игра: «Угадай звук». Заучивание стихотворения М. Джамеля: «Мой пёс». Д/и: «Огород». Составление рассказа на тему. Импровизация: «Собираем овощи» Заучивание стихотворения А.Кочергиной:«Что растёт у Натки на зелёной грядке?» Речевая игра: «Добавлялки».
|
3раздел. | Составление историй о лесных жителях осенью. Упражнение: «На водопой». Релаксация: «Звери и птицы спят». Творческое рассказывание: «Интервью у осеннего леса». Д/и: «Угадай, где мы были». Пальчиковая гимнастика: «Дикие животные». Рассказ на тему из личного опыта: «Наш живой уголок». Речевая игра: «Круглый год». Творческое рассказывание: «Почемучки». Динамическая пауза: «Прогулка в лес». Речевая игра: «Сколько в доме этажей». Составление сказок по пословицам. Д/и: «Умный словесник». Пересказ рассказа Н.Калининой: «Про снежный ком». Д/и: «Отвечай быстро».
|
4 раздел. | Составление рассказа на тему: «Зима». Пальчиковая гимнастика: «Снежок». Заучивание стихотворения «Песня о ёлке». С.Маршака. Д/у: «Живые слова». Составление детьми рассказа на тему: «Дед мороз едет на ёлку». Обучение грамоте. Речевая игра: Новогодние игрушки». Составление рассказа из личного опыта: «Деду Морозу закажем подарки». Пальчиковая игра: «Наряжаем ёлку». Творческое рассказывание: «Веселые загадки». Д/и: «Умный словесник». Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина: «На севере диком». Д/и: «Подбери слово». Рассказ на тему из личного опыта: «Игры зимой». Д/и: «Один – много». Рассказывание по картине: «Прогулка в лес».Упражнение: «Какое слово короче». |
5 раздел. | Заучивание чистоговорки. Составление рассказов по пословицам. Чтение загадок Упражнение: «Скажи наоборот». Д/и: «Проведи дорожку». Обучение рассказыванию на заданную тему. Придумывание продолжение сказки: «Как медвежонок потерял сапожки». Пальчиковая гимнастика: «Кто спит». Д/и: «Буква затерялась». Рассказ на заданную тему – занятие с использованием сюжетных картин. Узнавание сказок по фрагментам: «Что за прелесть эти сказки». Пальчиковая гимнастика: «Колечко». Творческое рассказывание: «Кто такой Чебурашка?». Речевая игра: «Весёлая встреча». Составление рассказа по картине: «Грачи прилетели». Пальчиковая гимнастика: Стайка». |
6раздел. | Буквы и звуки: А,О,У,М,С,Ш,Л,Р,П,Н,К,Т,Ж,В. Д/и:«Какое слово». Пальчиковая гимнастика: «Ну-ка, братцы!» Чтение загадок. Речевая игра: «Книги». Словесная игра: «Положи своё слово в шкатулочку». Составление слогов. Игра: «Ра-ра-ра». Словесная игра: «Взрослый – детёныш». Пальчиковая гимнастика: «Мамы и дети»; «Мышка»; «Ну-ка,братцы»; «Помощники». Речевая игра : «Добавлялки».
|
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
№ | Наименование разделов и тем. | Форма занятия. | Методы. | Дидактический материал. | Форма подведения итогов. |
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
| 1раздел. 5ч Составление описательных рассказов. Д/и: «Рассказываем вместе».
Рассказывание по картине: «Осенний день», «Времена года». О.И.Соловьёва. Динамическое упражнение: «Листья». Д/и: «Нарисуй, как падают листья»
Составление детьми рассказов на тему: «Как мы следы осени искали». Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет». «Пальчиковая гимнастика: «Аист».
Рассказывание русской народной сказки « У страха глаза велики». Д/и: «Настроение».
Составление описательного рассказа: «Наши игрушки». Пальчиковая гимнастика: «Игрушки». Динамическое упражнение: «Непослушная неваляшка».
| Интегрированное.
Интегрированное.
Фронтальное.
Интегрированное.
Комбинированное.
| Беседа.
Беседа
Рассказ.
Рассказ. | Игрушки.
Картина.
Сюжетные картинки.
Сюжетные картинки. | Анализ рассказа. Самооценка.
Анализ.
Рефлексия. Анализ. |
5ч
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
| 2 раздел. Разучивание русской народной потешки. Д/и «Доскажи словечко».
Составление необыкновенной истории про Незнайку. С/р. игра: «Магазин игрушек».
Знакомство с гласной буквой. Игра: «Угадай звук». Заучивание стихотворения М. Джамеля: «Мой пёс».
Д/и: «Огород». Составление рассказа на тему. Импровизация: «Собираем овощи»
Заучивание стихотворения А.Кочергиной:«Что растёт у Натки на зелёной грядке?» Речевая игра: «Добавлялки».
| Комбинированное.
Фронтальное.
Фронтальное.
Комбинированное.
Комбинированное.
| Чтение стихов.
Беседа .
Беседа.
Рассказ
Чтение стихов. | Игрушки.
ИгрушкиСюжетные картинки
Набор карточек. Набор карточек
| Самооценка.
Анализ. Самооценка. Рефлексия.
Анализ рассказа. Самооценка. |
6ч
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
| 3 раздел. Составление историй о лесных жителях осенью. Упражнение: «На водопой». Релаксация: «Звери и птицы спят».
Творческое рассказывание: «Интервью у осеннего леса». Д/и: «Угадай, где мы были». Пальчиковая гимнастика: «Дикие животные».
Рассказ на тему из личного опыта: «Наш живой уголок». Речевая игра: «Круглый год».
Творческое рассказывание: «Почемучки». Динамическая пауза: «Прогулка в лес». Речевая игра: «Сколько в доме этажей».
Составление сказок по пословицам. Д/и: «Умный словесник».
Пересказ рассказа Н.Калининой: «Про снежный ком». Д/и: «Отвечай быстро». |
Комбинированное
Комбинированное.
Фронтальное. Комбинированное.
Комбинированное.
Фронтальное.
|
Рассказ. Игры.
Рассказ.
Рассказ.
Беседа.
Беседа.
Рассказ. |
Сюжетные картинки. Картина.
Набор картин. Игрушки
Набор карточек
Сюжетная картина.
|
Анализ рассказа.
Анализ рассказа. Рефлексия. Анализ рассказа.
Самооценка.
Анализ.
|
8ч
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
| 4 раздел. Составление рассказа на тему: «Зима». Пальчиковая гимнастика: «Снежок».
Заучивание стихотворения «Песня о ёлке». С.Маршака. Д/у: «Живые слова».
Составление детьми рассказа на тему: «Дед мороз едет на ёлку». Речевая игра: Новогодние игрушки».
Составление рассказа из личного опыта: «Деду Морозу закажем подарки». Пальчиковая игра: «Наряжаем ёлку».
Творческое рассказывание: «Веселые загадки». Д/и: «Умный словесник».
Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина: «На севере диком». Д/и: «Подбери слово».
Рассказ на тему из личного опыта: «Игры зимой». Д/и: «Один – много».
Рассказывание по картине: «Прогулка в лес».Упражнение: «Какое слово короче». | Фронтальное.
Комбинированное.
Фронтальное.
Фронтальное. Комбинированное.
Фронтальное. | Чтение стихотворений.
Беседа по содержанию. Рассказ.
Рассказ.
Беседа.
Беседа.
| Сюжетные картинки.
Иллюстрации.
Набор игрушек.
Набор букв. Картина.
Игры. | Анализ рассказа.
Самооценка.
Анализ рассказа.
Самооценка. Рефлексия.
Анализ рассказа. |
5час
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
| 5 раздел. Заучивание чистоговорки. Составление рассказов по пословицам. Чтение загадок Упражнение: «Скажи наоборот». Д/и: «Проведи дорожку».
Обучение рассказыванию на заданную тему. Придумывание продолжение сказки: «Как медвежонок потерял сапожки».
Пальчиковая гимнастика: «Кто спит». Д/и: «Буква затерялась». Рассказ на заданную тему – занятие с использованием сюжетных картин. Узнавание сказок по фрагментам: «Что за прелесть эти сказки». Пальчиковая гимнастика: «Колечко».
Творческое рассказывание: «Кто такой Чебурашка?». Речевая игра: «Весёлая встреча».
Составление рассказа по картине: «Грачи прилетели». Пальчиковая гимнастика: Стайка».
| Фронтальное.
Интегрированное. Фронтальное.
Комбинированное.
| Чтение рассказа
Рассказ.
Беседа.
Чтение рассказа. | Сюжетные картинки.
Игрушки
Сюжетные картинки.
Сюжетные картинки. | Самооценка.
Рефлексия. Анализ рассказа.
Рефлексия. |
5ч
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5 | 6 раздел. Буквы и звуки: А,О,У,М,С,Ш,Л,Р,П,Н,К,Т,Ж,В. Д/и:«Какое слово». Пальчиковая гимнастика: «Ну-ка, братцы!»
Чтение загадок. Речевая игра: «Книги». Словесная игра: «Положи своё слово в шкатулочку».
Составление слогов. Игра: «Ра-ра-ра». Словесная игра: «Взрослый – детёныш».
Пальчиковая гимнастика: «Мамы и дети»; «Мышка»; «Ну-ка,братцы»; «Помощники».
Речевая игра : «Добавлялки». Диагностика. | Фронтальное.
Комбинированное.
Комбинированное. | Чтение рассказа.
Пальчиковые игры.
Составление из палочек букв. Выкладывание из круп букв.
| Набор букв.
Игры.
Набор карточек с буквами. | Самоконтроль
Рефлексия.
Самооценка. |
5. Литература
- Ушакова О.С. «Программа развития детей дошкольного возраста в детском саду»
- Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. «Пальчиковая гимнастика» Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста
- Стефанова Н.Л. «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет» Издательство «Учитель»
- Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»
- Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке» ООО «Балакс» 2007 г.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий» ТЦ «Учитель»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная программа | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 общеразвивающего вида
УТВЕРЖДЕНА
Приказ от "30" августа 2013г. № 59
Заведующий ___________ Г.Н. Скрынникова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Речевичок»
Возраст
(5-6 лет)
__________1 год_________
сроки реализации
Автор:
Тёма Надежда Николаевна
-воспитатель
Рассмотрена на заседании педагогического Совета ДОУ
и рекомендована к утверждению
протокол от "29 " августа 2013 г. № 1
Председатель ПС _______________ Скрынникова Г.Н.
Подпись Ф.И.О.
г.Рассказово, 2013г.
1. Пояснительная записка.
Направленность программы - социально - педагогическая.
Актуальность программы обусловлена тем что, образовательная деятельность должна будет послужить толчком для более полного развития детей, их интеллектуальной сферы - памяти, внимания, мышления и физического состояния двигательной активности и тем самым послужить формированию у старших дошкольников позитивное отношение к обучению.
Новизна программы заключается в том, что обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со сверстниками, следовательно, есть все основания считать, что овладение ребёнком языковыми навыками и коммуникативными умениями будет являться стержнем формирования личности ребёнка - дошкольника.
Педагогическая целесообразность: овладение умениями пересказывать произведения, понимать, запоминать и использовать в своих рассказах авторские средства: проявлять интерес к самостоятельному сочинению; активно владеть словарём; пользоваться всеми основными грамматическими нормами речи; чисто и правильно произносить все звуки родного языка, пользоваться различными средствами интонационной выразительностью.
Цель программы: формирование мотивации ребёнка дошкольного возраста к изучению мира звуков и букв, интереса к чтению через технологическое развитие соответствующих навыков слитного и осознанного чтения.
Задачи.
1. Развитие языковых способностей.
2. Полноценное овладение родным языком.
3. Воспитание инициативности детей и самостоятельности в речевом общении с взрослыми и сверстниками
Отличительные особенности данной программы от уже существующей программы является то, что в её структуру входит образовательная деятельность, позволяющая приобретению ребёнком интереса направленного на решение задач по подготовке обучению грамоте.
В процессе работы обеспечивать интеграцию образовательных областей:
"Чтение художественной литературы": потешки, скороговорки, стихи и т.д.
"Социализация": воспитывать дружеские взаимоотношения, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками.
"Коммуникация": развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи; практическое овладение нормами речи;
"Познание": формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
"Труд": формирование положительного отношения к труду, бережное отношение к материалам.
"Безопасность": формирование основ безопасности собственной жизни.
"Физическая культура": физкульминутки, игры.
Программа разработана для детей 5 - 6 лет, рассчитана на 9 месяцев. Образовательная деятельность проводится во 2 половине дня. Программа включает в себя 34 часов образовательной деятельности, которая проводится 1 раз в неделю.
Основные этапы реализации программы.
1.Предварительный.
- Изучение проблемы речевого развития.
Анализ методической литературы. Оценка ресурсной базы для реализации программы.
- Разработка и утверждение программы.
2. Первичная диагностика:
- тестирование;
- диагностика уровня определения речевого развития детей.
3. Коррекционная работа:
- коррекция программы с учётом диагностики и индивидуальных способностей детей;
- реализация программы.
4. Диагностика:
- итоговая диагностика;
- открытое занятие для родителей.
Форма и режим занятий.
Форма занятий - фронтальная.
Длительность занятия – 25 минут.
Способы определения результативности программы: опрос, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа, игра – соревнование.
Результаты образовательной программы.
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- уметь пересказывать литературные произведения;
- понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном рассказе;
- знать способы речевых контактов с взрослыми и детьми;
- в творческом рассказе проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;
- образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединениями;
- самостоятельно употреблять разные типы предложений;
- упражняться в правильном произношении в процессе повседневного речевого общения;
- учить определять на слух место звука в словах.
Способы определения результативности программы: опрос, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа, игра – соревнование.
Для успешной реализации программы подготовлен дидактический материал. Он включает в себя картины, специальную дополнительную литературу, карточки с буквами, предметы и т.д.
Формами проведения итогов реализации программы являются:
- диагностика;
- открытое занятие;
- анкетирование.
2. Учебно-тематический план.
Наименование разделов и тем. | Количество часов | ||
Всего | теоретических | практических | |
Раздел 1. Воспитание звуковой культуры речи. | 5 | 1 | 4 |
Совершенствование речевого слуха. | 1 | 1 | - |
Закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи. | 1 | - | 1 |
Дифференциация пары звук. | 1 | - | 1 |
Отрабатывание дикции, силы голоса, темпа речи. | 1 | - | 1 |
Умение пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией. | 1 | 1 | |
Раздел 2. Словарная работа. | 5 | 2 | 3 |
Развитие умения обобщать, сравнивать, противопоставлять. | 1 | - | 1 |
Обогащение и активизация словаря. | 1 | 1 | - |
Работа над смысловой стороной слова. | 1 | 1 | |
Работа над расширением запаса синонимов и антонимов. | 2 | 1 | 1 |
Раздел 3. Формирование грамматического строя. | 5 | 1 | 4 |
Упражнения в согласовании. | 1 | - | 1 |
Упражнения в образовании трудных форм глагола в повелительном наклонении. | 1 | 1 | - |
Обучение свободного ориентирования в способах словоизменения и словообразований. | 0,5 | - | 0,5 |
Развитие умения вырабатывать словообразующие пары, подбирать родственные слова. | 0,5 | - | 0,5 |
Обучение образовывать существительные с увеличительным, уменьшительным, ласкательным суффиксом. | 0,5 | - | 0,5 |
Ознакомление со словесным составом предложения. | 0,5 | - | 0,5 |
Формирование синтаксической стороны речи. | 1 | 1 | |
Раздел 4. Развитие связной речи. Обучение связно последовательно и выразительно передавать текст. | 6 2 | - -
| 6 2 |
Развитие умения использовать интонационные средства в диалоге и для характеристики персонажей. | 1 | - | 1 |
Умение самостоятельно составлять описательный и повествовательный рассказ по содержанию картины. | 1 | - | 1 |
Формирование умения развивать сюжетную линию по сериям сюжетных картин. | 1 | - | 1 |
Умение составлять рассказ на тему из личного опыта. | 1 | - | 1 |
Раздел 5. Ознакомление со словом. | 8 | 2 | 6 |
Умение выделять из предложений слова с заданными звуками и чётко произносить эти звуки. |
3 |
- |
2 |
Формирование умения произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом. | 3 | 1 | 2 |
Умение делить трёхсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове. | 2 | 1 | 2 |
Раздел 6. Знакомство со звуком. Создание позитивного настроя на обучение. | 5 1 | - | 5 1 |
Формирование произвольности. (памяти , внимания, мышления и т.д.) | 0,5 | - | 0,5 |
Развитие мелкой моторики. | 0,5 | - | 0,5 |
Знакомство с алфавитом. Обучение грамоте | 3 | - | 3 |
Всего | 34 | 6 | 29 |
3. Содержание дополнительной образовательной программы.
1раздел. | Составление описательных рассказов. Д/и: «Рассказываем вместе». Рассказывание по картине: «Осенний день», «Времена года». О.И.Соловьёва. Динамическое упражнение: «Листья». Д/и: «Нарисуй, как падают листья» Составление детьми рассказов на тему: «Как мы следы осени искали». Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет». «Пальчиковая гимнастика: «Аист». Рассказывание русской народной сказки « У страха глаза велики». Д/и: «Настроение». Составление описательного рассказа: «Наши игрушки». Пальчиковая гимнастика: «Игрушки». Динамическое упражнение: «Непослушная неваляшка». |
2раздел. | Разучивание русской народной потешки. Д/и «Доскажи словечко». Составление необыкновенной истории про Незнайку. С/р. игра: «Магазин игрушек». Знакомство с гласной буквой. Игра: «Угадай звук». Заучивание стихотворения М. Джамеля: «Мой пёс». Д/и: «Огород». Составление рассказа на тему. Импровизация: «Собираем овощи» Заучивание стихотворения А.Кочергиной:«Что растёт у Натки на зелёной грядке?» Речевая игра: «Добавлялки». |
3раздел. | Составление историй о лесных жителях осенью. Упражнение: «На водопой». Релаксация: «Звери и птицы спят». Творческое рассказывание: «Интервью у осеннего леса». Д/и: «Угадай, где мы были». Пальчиковая гимнастика: «Дикие животные». Рассказ на тему из личного опыта: «Наш живой уголок». Речевая игра: «Круглый год». Творческое рассказывание: «Почемучки». Динамическая пауза: «Прогулка в лес». Речевая игра: «Сколько в доме этажей». Составление сказок по пословицам. Д/и: «Умный словесник». Пересказ рассказа Н.Калининой: «Про снежный ком». Д/и: «Отвечай быстро». |
4 раздел. | Составление рассказа на тему: «Зима». Пальчиковая гимнастика: «Снежок». Заучивание стихотворения «Песня о ёлке». С.Маршака. Д/у: «Живые слова». Составление детьми рассказа на тему: «Дед мороз едет на ёлку». Обучение грамоте. Речевая игра: Новогодние игрушки». Составление рассказа из личного опыта: «Деду Морозу закажем подарки». Пальчиковая игра: «Наряжаем ёлку». Творческое рассказывание: «Веселые загадки». Д/и: «Умный словесник». Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина: «На севере диком». Д/и: «Подбери слово». Рассказ на тему из личного опыта: «Игры зимой». Д/и: «Один – много». Рассказывание по картине: «Прогулка в лес».Упражнение: «Какое слово короче». |
5 раздел. | Заучивание чистоговорки. Составление рассказов по пословицам. Чтение загадок Упражнение: «Скажи наоборот». Д/и: «Проведи дорожку». Обучение рассказыванию на заданную тему. Придумывание продолжение сказки: «Как медвежонок потерял сапожки». Пальчиковая гимнастика: «Кто спит». Д/и: «Буква затерялась». Рассказ на заданную тему – занятие с использованием сюжетных картин. Узнавание сказок по фрагментам: «Что за прелесть эти сказки». Пальчиковая гимнастика: «Колечко». Творческое рассказывание: «Кто такой Чебурашка?». Речевая игра: «Весёлая встреча». Составление рассказа по картине: «Грачи прилетели». Пальчиковая гимнастика: Стайка». |
6раздел. | Буквы и звуки: А,О,У,М,С,Ш,Л,Р,П,Н,К,Т,Ж,В. Д/и:«Какое слово». Пальчиковая гимнастика: «Ну-ка, братцы!» Чтение загадок. Речевая игра: «Книги». Словесная игра: «Положи своё слово в шкатулочку». Составление слогов. Игра: «Ра-ра-ра». Словесная игра: «Взрослый – детёныш». Пальчиковая гимнастика: «Мамы и дети»; «Мышка»; «Ну-ка,братцы»; «Помощники». Речевая игра : «Добавлялки». |
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
№ | Наименование разделов и тем. | Форма занятия. | Методы. | Дидактический материал. | Форма подведения итогов. |
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 | 1раздел. 5ч Составление описательных рассказов. Д/и: «Рассказываем вместе». Рассказывание по картине: «Осенний день», «Времена года». О.И.Соловьёва. Динамическое упражнение: «Листья». Д/и: «Нарисуй, как падают листья» Составление детьми рассказов на тему: «Как мы следы осени искали». Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет». «Пальчиковая гимнастика: «Аист». Рассказывание русской народной сказки « У страха глаза велики». Д/и: «Настроение».
Составление описательного рассказа: «Наши игрушки». Пальчиковая гимнастика: «Игрушки». Динамическое упражнение: «Непослушная неваляшка». | Интегрированное. Интегрированное. Фронтальное. Интегрированное. Комбинированное. | Беседа. Беседа Рассказ. Рассказ. | Игрушки. Картина. Сюжетные картинки. Сюжетные картинки. | Анализ рассказа. Самооценка. Анализ. Рефлексия. Анализ. |
5ч 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 | 2 раздел. Разучивание русской народной потешки. Д/и «Доскажи словечко». Составление необыкновенной истории про Незнайку. С/р. игра: «Магазин игрушек».
Знакомство с гласной буквой. Игра: «Угадай звук». Заучивание стихотворения М. Джамеля: «Мой пёс». Д/и: «Огород». Составление рассказа на тему. Импровизация: «Собираем овощи» Заучивание стихотворения А.Кочергиной:«Что растёт у Натки на зелёной грядке?» Речевая игра: «Добавлялки». | Комбинированное. Фронтальное. Фронтальное. Комбинированное. Комбинированное. | Чтение стихов. Беседа . Беседа. Рассказ Чтение стихов. | Игрушки. ИгрушкиСюжетные картинки Набор карточек. Набор карточек | Самооценка. Анализ. Самооценка. Рефлексия. Анализ рассказа. Самооценка. |
6ч 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 | 3 раздел. Составление историй о лесных жителях осенью. Упражнение: «На водопой». Релаксация: «Звери и птицы спят». Творческое рассказывание: «Интервью у осеннего леса». Д/и: «Угадай, где мы были». Пальчиковая гимнастика: «Дикие животные». Рассказ на тему из личного опыта: «Наш живой уголок». Речевая игра: «Круглый год».
Творческое рассказывание: «Почемучки». Динамическая пауза: «Прогулка в лес». Речевая игра: «Сколько в доме этажей». Составление сказок по пословицам. Д/и: «Умный словесник». Пересказ рассказа Н.Калининой: «Про снежный ком». Д/и: «Отвечай быстро». | Комбинированное Комбинированное. Фронтальное. Комбинированное. Комбинированное. Фронтальное. | Рассказ. Игры. Рассказ. Рассказ. Беседа. Беседа. Рассказ. | Сюжетные картинки. Картина. Набор картин. Игрушки Набор карточек Сюжетная картина. | Анализ рассказа. Анализ рассказа. Рефлексия. Анализ рассказа. Самооценка. Анализ. |
8ч 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 | 4 раздел. Составление рассказа на тему: «Зима». Пальчиковая гимнастика: «Снежок».
Заучивание стихотворения «Песня о ёлке». С.Маршака. Д/у: «Живые слова». Составление детьми рассказа на тему: «Дед мороз едет на ёлку». Речевая игра: Новогодние игрушки». Составление рассказа из личного опыта: «Деду Морозу закажем подарки». Пальчиковая игра: «Наряжаем ёлку». Творческое рассказывание: «Веселые загадки». Д/и: «Умный словесник». Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина: «На севере диком». Д/и: «Подбери слово». Рассказ на тему из личного опыта: «Игры зимой». Д/и: «Один – много». Рассказывание по картине: «Прогулка в лес».Упражнение: «Какое слово короче». | Фронтальное. Комбинированное. Фронтальное. Фронтальное. Комбинированное. Фронтальное. | Чтение стихотворений. Беседа по содержанию. Рассказ. Рассказ. Беседа. Беседа. | Сюжетные картинки. Иллюстрации. Набор игрушек. Набор букв. Картина. Игры. | Анализ рассказа. Самооценка. Анализ рассказа. Самооценка. Рефлексия. Анализ рассказа. |
5час 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 | 5 раздел. Заучивание чистоговорки. Составление рассказов по пословицам. Чтение загадок Упражнение: «Скажи наоборот». Д/и: «Проведи дорожку». Обучение рассказыванию на заданную тему. Придумывание продолжение сказки: «Как медвежонок потерял сапожки». Пальчиковая гимнастика: «Кто спит». Д/и: «Буква затерялась». Рассказ на заданную тему – занятие с использованием сюжетных картин. Узнавание сказок по фрагментам: «Что за прелесть эти сказки». Пальчиковая гимнастика: «Колечко». Творческое рассказывание: «Кто такой Чебурашка?». Речевая игра: «Весёлая встреча». Составление рассказа по картине: «Грачи прилетели». Пальчиковая гимнастика: Стайка». | Фронтальное. Интегрированное. Фронтальное. Комбинированное. | Чтение рассказа Рассказ. Беседа. Чтение рассказа. | Сюжетные картинки. Игрушки Сюжетные картинки. Сюжетные картинки. | Самооценка. Рефлексия. Анализ рассказа. Рефлексия. |
5ч 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 | 6 раздел. Буквы и звуки: А,О,У,М,С,Ш,Л,Р,П,Н,К,Т,Ж,В. Д/и:«Какое слово». Пальчиковая гимнастика: «Ну-ка, братцы!» Чтение загадок. Речевая игра: «Книги». Словесная игра: «Положи своё слово в шкатулочку». Составление слогов. Игра: «Ра-ра-ра». Словесная игра: «Взрослый – детёныш». Пальчиковая гимнастика: «Мамы и дети»; «Мышка»; «Ну-ка,братцы»; «Помощники». Речевая игра : «Добавлялки». | Фронтальное. Комбинированное. Комбинированное. | Чтение рассказа. Пальчиковые игры. Составление из палочек букв. Выкладывание из круп букв. | Набор букв. Игры. Набор карточек с буквами. | Самоконтроль Рефлексия. Самооценка. |
5. Литература
- Ушакова О.С. «Программа развития детей дошкольного возраста в детском саду»
- Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. «Пальчиковая гимнастика» Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста
- Стефанова Н.Л. «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет» Издательство «Учитель»
- Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»
- Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке» ООО «Балакс» 2007 г.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий» ТЦ «Учитель»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"
Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме:
Методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста на тему" Комнатные растения"...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...
Методическая разработка по развитию речи старшая группа
Развитие речи через придумывание сказок и рассказов....
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"
Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки; учить осознавать и объяснять смысл пословиц....
методическая разработка по развитию речи старших дошкольников на тему:Профессии
Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям детских садов,родителям...