НОД "Коммуникация" "Путешествие по сказке".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Познакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки «Цветик-семицветик», подвести к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини.
- Продолжить работу по усвоению нравственных норм, воспитанию милосердия и отзывчивости.
- Связная речь: развивать способность передавать содержание сказки последовательно, выразительно.
- Словарь, грамматика: активизировать использование в речи сложноподчиненных предложений; тренировать в подборе синонимов; учить оценивать словосочетание по смыслу; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе; учить подбирать однокоренные слова.
- Звуковая культура речи: тренировать в дифференциации звуков «с», «з» и «ц» в словах; отчетливо и внятно произносить читоговорки с этими звуками в разном темпе и с различной громкостью голоса; развивать чувство ритма и рифмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_kommunikatsiya.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Коммуникация»
Тема: «Путешествие по сказке» (Коллективный пересказ произведения В.П. Катаева Цветик - семицветик.)
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Здоровье», «Музыка».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная, музыкально-художественная, двигательная.
Цели: - Познакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки «Цветик-семицветик», подвести к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини.
- Продолжить работу по усвоению нравственных норм, воспитанию милосердия и отзывчивости.
- Связная речь: развивать способность передавать содержание сказки последовательно, выразительно.
- Словарь, грамматика: активизировать использование в речи сложноподчиненных предложений; тренировать в подборе синонимов; учить оценивать словосочетание по смыслу; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе; учить подбирать однокоренные слова.
- Звуковая культура речи: тренировать в дифференциации звуков «с», «з» и «ц» в словах; отчетливо и внятно произносить читоговорки с этими звуками в разном темпе и с различной громкостью голоса; развивать чувство ритма и рифмы.
Материалы и оборудование: книга В.П. Катаева «Цветик-семицветик», фланелеграф, сюжетные картинки, цветок с семью лепестками, фишки (красного, зеленого, желтого цвета), кусочки ватки (снежинки), связка баранок, белый медведь, глобус, пазлы «Ваза», « клумба».
Предварительная работа: чтение сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик».
Планируемые результаты: выражает свои эмоции при прослушивании художественного произведения, умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения.
Ожидаемые интегративные качества: «Любознательный, активный», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы)».
Содержание непосредственно - образовательной деятельности.
- Введение игрового момента.
В-ль: Ребята, вы любите сказки, игры, загадки?
Дети: Да!
В-ль: Предлагаю вам игру-загадку «Угадай-ка»
Назовите мне цветок,
Чтоб исполнить вам помог
Все желания на свете,
Он волшебный - … (Семицветик)
В-ль: Вы отгадали, потому что правильно подобрали рифму, т.е. слово созвучное другому. Вы догадались уже о какой сказке пойдет речь?
Дети: Да. «Цветик-семицветик».
В-ль: Кто назовет автора этого произведения?
Дети: В.П. Катаев.
В-ль: Если сказку придумал народ, она какая?
Дети: Народная.
В-ль: А если у нее есть автор, то она какая?
Дети: Авторская.
В-ль: Кто главный герой этого произведения?
Дети: Девочка Женя.
В-ль: Ребята, а вы хотели бы попасть в эту сказку, увидеть все своими глазками, услышать все своими ушками, а потом рассказать другим эту удивительную историю.
Дети: Хотим.
В-ль: Тогда закрывайте глазки. (Выставляет «Цветик-семицветик».) Раз, два, три - смотри! Открылись глазки – мы очутились в сказке!
(На фланелеграфе перепутанные картинки)
В-ль: Ребята, посмотрите на картинки-иллюстрации. к нашей сказке Они перепутались, давайте разложим их по порядку.
Игра «Разложите по порядку».
В-ль: А теперь скажите, с чего все началось? Как многие сказки начинаются?
Дети: Жили-были…жила была девочка Женя
В-ль: Ребята, у нас на столе разные предметы. Как вы думаете, что нужно выбрать для начала сказки?
Дети: Баранки.
В-ль: Сколько их купила Женя? Какие?
Дети: 7 баранок купила Женя, 2 - с тмином, 2 - с маком, 2 - с сахаром и1 маленькая розовая.для братика Павлика
Игровое упражнение «Пальчики-ладошки» (дети загибают пальчики считают и хлопают 7 раз)
В-ль: Ребята, смотрите, а что делает Женя?
Дети: «Идет, по сторонам зевает, ворон считает».
В-ль: Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей.) А что в это время делает собака? (Ответы детей.) Сколько баранок съела собака?
Дети: Собака съела семь баранок. (Ответы индивидуальные и групповые с выделением звука «С»
В-ль: Последнюю доедает облизывается
Упражнение для языка.
В-ль: Ребята, а мы смогли бы с вами изменить ситуацию?
Игра «Хорошо-плохо».
Варианты ответов детей: прогнать собаку (хорошо), но не будет продолжения сказки (плохо) и т.д.
В-ль: Ребята, а Женя убежала, придется ее догонять. Куда мы попали? Понюхаете, какой аромат! Выставляется «клумба»
Дети: В сад, пахнут цветы.
В-ль: В саду-цветник. «В цветнике цветут цветы» (дети повторяют скороговорку в разном темпе и с разной силой голоса, выделяя звук «ц» хором и индивидуально)
В-ль: Тс… Кажется, кто-то подошел к девочке и они о чем-то беседуют. (Дети продолжают пересказ сказки)
В-ль: Ребята, цветок, который подарила старушка Жене. исполняет желания, значит он какой? Слова какие? Сказка какая?
Дети: Волшебный, волшебные, волшебная.
В-ль: А как можно назвать старушку?
Дети: Волшебница.
В-ль: А где наша Женя, что она делает?
Дети: (Продолжают пересказ)
В-ль: Женя не знает, как вернуться домой. (Решение проблемной ситуации)
Дети : Покажем ей дорогу, проводим ее.
В-ль: Мы попали в гости. Чем занимаются мама и Женя?
Дети: (продолжение пересказа).
В-ль: Женя разбила вазу, что делать?
Дети: Можно склеить. ( пазлы «Разбитая ваза»).
В-ль: Мама отправила Женю во двор. Пойдемте прогуляемся. Что мы видим во дворе.
Дети: (Продолжение пересказа).
В-ль: Что-то сейчас произойдет, давайте обратимся к нашим волшебным вещам. (Дети выбирают глобус, белого медведя, «снежинки», «льдину») Ой, как темно, холодно… Что случилось? (Упражнение на развитие напора воздуха, дыхание «Подуй на снежинку» и «Ветер»).
В-ль: Кто-то появился из-за льдин, да он не один. (Дети считают медведей).
В-ль: Пока мы считали, Женя совсем замерзла. Она одета по-летнему, да и мы не готовы к таким сюрпризам. Плачь не плачь - слезами горю не поможешь. Как можно было предотвратить эту ситуацию?
Дети: Рассказать Жене о севере, остановить ее.
В-ль: Как хорошо, мы опять во дворе, лето, тепло.
Дети: (Продолжение пересказа).
В-ль: «Зависть и жадность до добра не доведут».
Сколько игрушек! Женя испугалась и убежала.
Бежим скорее по лестнице, на балкон, на чердак, на крышу…
Ух, давайте передохнем.
Игра - физминутка «Цветок».
Наши нежные цветы
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
В-ль: О чем же еще мечтает наша Женя? Пока она придумывает желания, мы опять поиграем:
Игра «Назови слово»
( слова со звуками «с», «з» и «ц», которые встретились в сказке).
Дети: Продолжают пересказ.
В-ль: Много желаний, но сама Женя понимает - что в них толку,
Значит желания какие?
Дети: Бестолковые, неважные, незначительные.
В-ль: Ребята, а кто там сидит на скамейке?
Дети продолжают пересказ,
В-ль: Вот и закончилась наша сказка, мы вернулись в детский сад.
Давайте вспомним волшебные слова, которые нужно произнести, чтобы исполнилось желание:
Дети: «Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по - моему вели».
В-ль: Ребята, сколько желаний исполнилось?
В-ль А чего еще было семь?
Дети: Баранок, медведей, ворон, лепестков.
В-ль: Как вы думаете, случайно ли это?
Дети: Да, нет, другое.
В-ль: В древности люди считали число «семь» священным, магическим. Это объяснялось тем, что человек воспринимает окружающий мир через семь отверстий в голове. Число семь – символ тайны.
Как вы считаете, все ли желания были нужными, важными, полезными?
Дети: Ответы.
В-ль: Можно ли сказать о последнем желании, что оно волшебное ?
Дети: Да, нет, другое.
В-ль: Произошло чудо. А вы умеете творить чудеса?
Дети: Да, нет, другое.
В-ль На протяжении всей сказки мы были рядом с Женей, если бы у нее не было волшебного цветка, вы могли бы помочь ей?
Дети: Ответы.
В-ль: Каждый из вас - волшебный цветок, а ваши дела, поступки - лепестки этого цветка. А может быть и наш цветок волшебный и сможет исполнить наши желания? Давайте проверим, но нужно помнить, что каждый из вас загадает только одно желание Оно может быть для себя или для родных, близких а может быть адресовано совсем незнакомому человеку и даже всем людям на земле. Поэтому хорошенько подумайте, что важнее нужнее, значительнее всего для вас.
Музыка.
Игра «Пожелания друг другу отправляются по кругу»
Дети берут по одному лепестку и собирают цветок в обратном порядке, высказывают свои желания и получают фишки: красные- желание для себя, желтые- для близких, зеленые - для незнакомых людей.
В-ль: А я хочу всем вам пожелать – чтобы вы научились думать и размышлять, понимать, чувствовать, любить не только себя, но и тех, кто рядом, отзываться на чужую беду, боль, не дожидаясь, когда вас об этом попросят. Хочется, чтобы вы выросли добрыми, отзывчивыми, милосердными и тогда, я думаю, вы будете по-настоящему счастливыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя "Путешествие в сказку" по мотивам русской народной сказки "Колобок"
конспект совместной деятельности логопеда и воспитателя...
Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »
Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».
Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...
Конспект интегрированной НОД с детьми средней группы «Спасите Солнышко, или Путешествие по сказкам Чуковского»Конспект интегрированной НОД с детьми средней группы «Спасите Солнышко, или Путешествие по сказкам Чуковского»м
НОД для детей старшей группы. Форма - путешествие.Групповое....
КВН для всей семьи «Путешествие по сказкам» «Сказка – лож, да в ней намек….»
Способствовать формированию традиций семейного чтения, расширить и закрепить знания детей о сказках и сказочных героях; развитие интереса и уважения к народной культуре; создание мотивации к чте...
Путешествие - викторина по сказкам \'\'Путешествие в сказку" Средняя группа
Решаемые задачи: Закреплять знания детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев), способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора.Формировать православное мировоззрение, ...