познавательные игры по развитию речи
занимательные факты по развитию речи (старшая группа) по теме

                                                     
                                 Познавательные  игры по развитию речи.
 
Цель: Обогащать и уточнять  словарный запас детей по лексической теме. Развивать связную   речь, слуховое внимание, мелкую моторику  рук. Совершенствовать лексико-грамматические и словообразовательные навыки.
Материал:    Иллюстрации по теме
 
   Ход развлечения.
(Дети здороваются  с  гостями и садятся на стульчики.)
Воспитатель:  Ребята, послушайте рассказ о девочке Наде (театрализованное обыгрывание).
 
«Надя с бабушкой пошли в поле. Колосков в нём видимо - невидимо. 
 Надя спросила:
-Бабушка, а что тут растёт?
-Хлеб , внученька.
-Хлеб? А булки где?
-И булки здесь, внученька. 
-А баранки?
-И баранки здесь.
-А пряники?
-И пряники здесь.
Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники».
 
Давайте попробуем объяснить девочке Наде, почему ей так ответила бабушка.
Воспитатель:             
                         Кто же Наде скажет, где же хлеб растёт?
                          В лесной чаще что ли?
                          Нет, хлеб родится в ….(поле).
 
Давайте представим, как в поле из зёрнышка появляется колосок.
                                        Исполняется   физминутка - этюд «Колосок».
В поле зёрнышко сидит,
Словно дремлет, словно спит. 
(Приседают, прижимают голову к коленям, обхватывают плечи руками.)
Его солнце пригревает.
(Потирают предплечья.)
Тёплый дождик поливает.
(Постукивают пальцами по полу.)
Из зерна  в короткий срок появляется росток.
(Медленно встают.)
К небу тянется, высок, на верхушке - колосок.
(Встают на цыпочках, тянут руки вверх.)
Колосок качается, солнцу улыбается.
( Улыбаются, покачивая поднятыми вверх руками.) 
                          Лексико - грамматическое упражнения «Один- много».
 Воспитатель:  Для хорошего  урожая всего должно быть много.(Называю  слова, дети проговаривают их в  ед.  и мн. числе.)
Поле-(одно поле, много полей),зерно –(одно зерно, много зёрен ),дождь–(один дождь, много дождей),  капля- (одна капля, много капель), росток-( один росток, много ростков), колос -( один колос, много колосьев).
 
                                                       Д/игра « Назови ласково».
Воспитатель:  Подберите к словам, которые я  назову, ласковые слова.
Земля- (земелька, землица),  вода- (водичка),  зерно-( зёрнышко), дождь-(дождик, дожди-
чек),  колос- (колосок),  хлеб-(хлебец, хлебушек). 
 
                                                      Д/игра»Доскажи словечко»
Воспитатель:  Созрели колосья, налились. Пора убирать урожай. Выезжает на поле большая машина. (Показываю  иллюстрации.)
 
Трактор катится по полю,
И в железные тиски
Забирает колоски.
От  Надюши  нету тайн:
То не трактор, а……(комбайн).
 
А затем?
Урожай соберём,
Зерно на мельницу свезём,
Жернова стучат, колотят, 
Зёрно смелют, измолотят,
И рассыпчата, легка
Получается…( мука ).
                                                    Гимнастика для рук «Мельница».
Мельница, мельница мелет зерно
(Потирают ладони круговыми движениями.)
Ветер дует  посильней: сссс….
(Дуют на поднесённые ко рту ладони.)
Мелит мельница быстрей!
(Потирают ладони, ускоряя темп.)
 Ветер дует всё сильней: сссссс…….
(Дуют на поднесённые ко рту ладони, ещё ускоряют темп.)
 Мельница - ещё быстрей!
(Потирают ладони круговыми движениями, ещё ускоряя темп.)
Из муки, из муки
(Соединяют пальцы в щепоть, потирают их.)
Замесили тесто мы.
Тесто мнём, мнём, мнём.
(Сжимают палицы рук в кулак и разжимаем.)
Тесто жмём, жмём, жмём.
(Движение те же.)
Пироги мы испечём.
(Лепят пирожки.)
Эмоциональный этюд «пироги готовы».
Произнести фразу «пироги готовы» -радостно, грустно и  с удивлением. (Ориентироваться на  картинки с эмоциями).
 
 
Скороговорка.
«Хорош пирожок, внутри творожок.»
                                                       (Произнести скороговорку тихо, громко, медленно, быстро.)
 
Воспитатель: Из муки пекут и пироги, и хлеб. Но ведь хлеб бывает разный.  А почему -догадайтесь сами.
Булка белая вкусна, людям нравится она.
Из какой муки она, испечена? ( из пшеничной).
Мука белая родится, каждый знает,  из….. ( пшеницы).
Мама в магазин ходила, хлеба чёрного купила.
Не сравнить с калачом - из кикой муки печён? ( из ржаной.)
Чёрный хлеб так хорош, ту муку даёт нам… (рожь).
 
Показать иллюстрации с изображением названных злаков.
                                                  
                                                  Д./игра «Угадай на вкус».
Определить на вкус с завязанными глазами, какой хлеб – чёрный (ржаной) или белый (пшеничный).
                                                   Д/игра « Подбери красивые слова о хлебе ».
(Мяч передаётся по кругу друг другу.) Какой он хлеб-батюшка?(Мягкий, вкусный, тёплый, свежий, душистый, ароматный, чёрный, белый, круглый, румяный……).
 
                                                                Танец «Колобок».
Припев: прыг, скок колобок, вкусненький, румяненький
                Он похож на пирожок с изюминкою маленькой. ……………
Воспитатель: Ребята, я думаю, что Надя поняла, откуда хлеб приходит. А мы ей ещё объясним , как нужно с ним обращаться?
Дети: Беречь, не играть с хлебом. Уважать тяжёлый  труд людей. Остатки хлеба отдавать птицам, животным.
Воспитатель: Каждому знакомы мудрые слова: «Хлеб- хозяин дома. Всему он голова».
                          Худ обед, когда хлеба нет.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                      Игры по развитию речи.

Цель: Обогащать и уточнять  словарный запас детей по лексической теме. Развивать связную   речь, слуховое внимание, мелкую моторику  рук. Совершенствовать лексико-грамматические и словообразовательные навыки. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Материал:    Иллюстрации по теме, мука 2-х видов, хлеб нескольких видов.

                                                                Ход развлечения.

(Дети здороваются  с  гостями и садятся на стульчики.)

Воспитатель:  Ребята, послушайте рассказ о девочке Наде (театрализованное обыгрывание).

«Надя с бабушкой пошли в поле. Колосков в нём видимо - невидимо.

 Надя спросила:

-Бабушка, а что тут растёт?

-Хлеб , внученька.

-Хлеб? А булки где?

-И булки здесь, внученька.

-А баранки?

-И баранки здесь.

-А пряники?

-И пряники здесь.

Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники».

Давайте разберёмся и попробуем объяснить девочке Наде, почему ей так ответила бабушка.

Воспитатель:             

                         Кто же Наде скажет, где же хлеб растёт?

                          В лесной чаще что ли?

                          Нет, хлеб родится в ….(поле).

Давайте представим, как в поле из зёрнышка появляется колосок.

                                        Исполняется   физминутка - этюд «Колосок».

В поле зёрнышко сидит,

Словно дремлет, словно спит. 

(Приседают, прижимают голову к коленям, обхватывают плечи руками.)

Его солнце пригревает.

(Потирают предплечья.)

Тёплый дождик поливает.

(Постукивают пальцами по полу.)

Из зерна  в короткий срок появляется росток.

(Медленно встают.)

К небу тянется, высок, на верхушке - колосок.

(Встают на цыпочках, тянут руки вверх.)

Колосок качается, солнцу улыбается.

( Улыбаются, покачивая поднятыми вверх руками.)

                          Лексико - грамматическое упражнения «Один- много».

 Воспитатель:  Для хорошего  урожая всего должно быть много.(Называю  слова, дети проговаривают их в  ед.  и мн. числе.)

Поле-(одно поле, много полей),зерно –(одно зерно, много зёрен ),дождь–(один дождь, много дождей),  капля- (одна капля, много капель), росток-( один росток, много ростков), колос -( один колос, много колосьев).

                                                       Д/игра « Назови ласково».

Воспитатель:  Подберите к словам, которые я  назову, ласковые слова.

Земля- (земелька, землица),  вода- (водичка),  зерно-( зёрнышко), дождь-(дождик, дожди-

чек),  колос- (колосок),  хлеб-(хлебец, хлебушек).

                                                      Д/игра»Доскажи словечко»

Воспитатель:  Созрели колосья, налились. Пора убирать урожай. Выезжает на поле большая машина. (Показываю  иллюстрации.)

Трактор катится по полю,

И в железные тиски

Забирает колоски.

От  Надюши  нету тайн:

То не трактор, а……(комбайн).

А затем?

Урожай соберём,

Зерно на мельницу свезём,

Жернова стучат, колотят,

Зёрно смелют, измолотят,

И рассыпчата, легка

Получается…( мука ).

                                                    Гимнастика для рук «Мельница».

Мельница, мельница мелет зерно

(Потирают ладони круговыми движениями.)

Ветер дует  посильней: сссс….

(Дуют на поднесённые ко рту ладони.)

Мелит мельница быстрей!

(Потирают ладони, ускоряя темп.)

 Ветер дует всё сильней: сссссс…….

(Дуют на поднесённые ко рту ладони, ещё ускоряют темп.)

 Мельница - ещё быстрей!

(Потирают ладони круговыми движениями, ещё ускоряя темп.)

Из муки, из муки

(Соединяют пальцы в щепоть, потирают их.)

Замесили тесто мы.

Тесто мнём, мнём, мнём.

(Сжимают палицы рук в кулак и разжимаем.)

Тесто жмём, жмём, жмём.

(Движение те же.)

Пироги мы испечём.

(Лепят пирожки.)

Эмоциональный этюд «пироги готовы».

Произнести фразу «пироги готовы» -радостно, грустно и  с удивлением. (Ориентироваться на  картинки с эмоциями).

Скороговорка.

«Хорош пирожок, внутри творожок.»

                                                       (Произнести скороговорку тихо, громко, медленно, быстро.)

Воспитатель: Из муки пекут и пироги, и хлеб. Но ведь хлеб бывает разный.  А почему -догадайтесь сами.

Булка белая вкусна, людям нравится она.

Из какой муки она, испечена? ( из пшеничной).

Мука белая родится, каждый знает,  из….. ( пшеницы).

Мама в магазин ходила, хлеба чёрного купила.

Не сравнить с калачом - из кикой муки печён? ( из ржаной.)

Чёрный хлеб так хорош, ту муку даёт нам… (рожь).

(Показать иллюстрации с изображением названных злаков.)

                                                 

                                                  Д./игра «Угадай на вкус».

Определить на вкус с завязанными глазами, какой хлеб – чёрный (ржаной) или белый (пшеничный).

                                                   Д/игра « Подбери красивые слова о хлебе ».

(Мяч передаётся по кругу друг другу.) Какой он хлеб-батюшка?(Мягкий, вкусный, тёплый, свежий, душистый, ароматный, чёрный, белый, круглый, румяный……).

                                                                Танец «Колобок».

Припев: прыг, скок колобок, вкусненький, румяненький

                Он похож на пирожок с изюминкою маленькой. ……………

Воспитатель: Ребята, я думаю, что Надя поняла, откуда хлеб приходит. А мы ей ещё объясним , как нужно с ним обращаться?

Дети: Беречь, не играть с хлебом. Уважать тяжёлый  труд людей. Остатки хлеба отдавать птицам, животным.

Воспитатель: Каждому знакомы мудрые слова: «Хлеб- хозяин дома. Всему он голова».

                          Худ обед, когда хлеба нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

«Играем – речь развиваем!» (игры для развития речи и мышления у дошкольников с задержкой психического развития)

Общение ребенка с родителями, с мамой и папой, очень важно. Это и обмен эмоциями, и содержательное времяпрепровождение. Для малыша игра с мамой или папой – радостный и комфортный способ познать ...