Игра - путешествие: "В гости к осени".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Антонова  Надежда Николаевна

Кто из деток не любит путешествовать. Я думаю, что все. Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию игру – путешествие: «В гости к Осени».

Цели: развивать  воображение, память для создания образов по теме; уметь выразительно с помощью пантомимики и речи показывать образы; читать стихи, ритмично выполнять движения; проявлять творческую индивидуальность; активно использовать знания об осенних явлениях, полученные ранее; обогащать словарный запас детей.

Развивающая среда:  муляжи овощей, картины с осенними цветами, разноцветные листочки и т.д.

Ход игры. – Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в гости к Осени, которая уже заканчивается. Давайте вспомним самые яркие особенности каждого периода осени.

                            Игра: « Разложи по порядку»

 (Дети должны разложить картинки каждого периода осени по порядку).

Воспитатель. Правильно.

Сначала  отправимся в раннюю осень.  Дорожка прямая, ровная, узкая.

                           Задание. Выложить дорожку из осенних листьев.

Воспитатель. Молодцы!

Тепло, греет солнышко, цветут осенние цветы, везде летает паутинка.   

     Паутинки, как тюль,

     Принакрыли кусты

     И тепло, словно летом,

     Солнце землю ласкает

      Астры ярко цветут,

     Хризантемы -  принцессы

     Свои чудо – цветки

     Под лучи подставляют.

Воспитатель. – О каком периоде осени говорится в тексте?

                         - Как называется этот период осени в народе?

                         - С чем сравнивается паутинка?

                         - О каких осенних цветах говорится в тексте?

                         - Какого цвета бывают астры?

                         - С кем сравниваются хризантемы? Почему?

                         - Чем отличаются  хризантема от астры?  (Дети отвечают и рассматривают рисунки).

А сейчас я предлагаю вместе со мной прочитать и показать в движениях зарифмованный текст о паучке, который плетёт такую  паутинку.

Сетку паучок плетёт,                                                                

Словно ткач проворный.   

Нитку липкую по кругу

Намотал задорно.              

А потом её пустил,            

Чтоб круги связались.

И в красивой паутине       

Мухи все остались.            

Вывел нитку, натянул             

 И засел в засаде.                  

Только мухи не летят -       

 Паучку досадно!                    

 Ведущий. Осенью люди в садах, на полях, огородах собирают урожай.  А что, мы сейчас узнаем, разгадав загадки.

Что за голова, только зубы да голова?  (Чеснок)

Красный Макар по полю скакал и в борщ попал.  (Перец)

Была ребёнком – не знала пелёнок;

А старой стала – сто пелёнок иметь стала.  (Капуста)

Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили?  (Картофель) и т.д.

                            Игра: «Собери урожай».

 Под весёлую песенку: «Урожайная», дети выполняют движения и поют.

                            А сейчас  посмотрим инсценировку: «Спор овощей».

Воспитатель. Из ранней осени мы отправляемся в золотую осень.

Давайте вспомним, в какие  цвета осень окрашивает листья деревьев, кустарников, и сейчас мы превратимся в осенние листочки.

Кленовый, дубовый, осиновый лист

Дружно за руки взялись.

Закружились, понеслись.

Пожелтел и лес, и сад

Вы узнали?

Дети. Листопад

Листопад, листопад

Листья по ветру летят.

В вальсе  кружат над землёю

И любуются собою.

Платьем хвалятся своим

Жёлтым, красным, золотым.

Солнцу подставляют щёчки

Все осенние листочки.

На земле ковром лежат,

Нас порадовать хотят.

- Что такое листопад?

- В какой период осени наблюдается листопад?

- Почему листочек с дерева падает не быстро, а кружится?

- В какие цвета окрашивает осень листья разных деревьев и кустарников?

- Почему листья на земле сравнивают с ковром?

                        Давайте послушаем песню: «Листопад».

Воспитатель. А сейчас расскажите, как окрашен ваш листок, и покажите, как ветер разносит листочки, ритмично изображая движения, которые описаны в зарифмованном тексте.

Осень листья золотит,

Ветер ими шелестит:

Шур – шур –шур, шур –шур –шур.

И с деревьев их разносит.

Поиграет, снова бросит:

У-у-у, у-у-у.

То к земле прижмёт, погладит,

Вдруг на веточку посадит:

Так-так-так, так-так-так.

Соберёт в большую кучу,

Убежит и сядет в тучу.

 Воспитатель.        И вот мы уже в поздней осени.

Сад гол и пуст, пожухлая трава,

Листва последняя лежит в холодной луже.

Сквозь ветви уж не видно синевы.

Лишь тучи серые, продрогшие от стужи.

 - Какими словами автор описывает позднюю осень?

- Какое настроение вызывает  у вас эти строки?

Для того чтобы почувствовать настроение, давайте споём песенку: «Осень».

Воспитатель. Ребята, что происходит в жизни растений поздней осенью. (Ответы детей).

Изобразите пожухлую ботву на огороде, мимикой изобразить настроение.

Отмечаю выразительность образа.

                      Пальчиковая гимнастика: «Поздняя осень».

Солнышко греет уже еле- еле;

Перелётные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

( Поочерёдно соединять, начиная с больших, пальцы рук при каждой примете осени.)

Река покрывается льдом в ноябре

( руки сжать в замок) –

Поздняя осень стоит на дворе

(развести руками перед собой).

Воспитатель.  А ещё ребята, часто дует осенний, холодный, сильный ветер.

Покажите, как он воет в трубах, как дует.

Чтение стихотворения Е.А.Алябьевой: «Ветер».

Скажите ребята: « Что же часто бывает в поздней осени в неживой природе, кроме ветра?»

Дети. Дождь.

                           Игра: «Солнышко и дождик».

А сейчас предлагаю погулять, пока нет дождя.

В ноябре дождливо, сыро

Небо тучами закрыто,

Лужи, грязь, завяли травы

И тепло уже забыто.

                             Этюд: «Пройдём через грязь».

( Дети идут через грязь, скользят, падают, отряхиваются, моют обувь и т.д).

- А, что происходит с животными, насекомыми осенью?

Воспитатель на поляне рассказывает, дети отвечают на вопросы.

Воспитатель. Молодцы!

А какие птицы улетают на юг.

Дети. Скворец, ласточка, аист, журавли и т.д.

Сейчас превратимся в стаю журавлей, клином и курлыча, улетим, прощаясь с осенью.

Понравилось вам путешествие?

Мне тоже.

Грустно возвращаться назад?

Дети. Да.

Покажите, как вам грустно.  (Дети показывают.)

Но мы ещё обязательно отправимся в путешествие.

Скорее улыбнитесь.

Дети исполняют песню: «Улыбка».

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нод по физкультуре средней группе "Путешествие в гости к осени"

Физкультурное занятия для детей средней груупе по теме осень...

занятие "Путешествие в гости к осени"

формировать и обогащать представления об осени, развивать простейшие приемы самомасажа....

НОД с с ипользованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий "Путешествие в гости к осени" старшая группа 15.02.16г.

Формировать и обогащать элементарные представления детей о времени года осень....

Игра-путешествие «В гости к осени»

Ознакомление с окружающим, развитие речи....

Игра- путешествие «В гости к осени»

Игра- путешествие «В гости к осени»...

Игра - путешествие: "В гости к тетушке Тучке", "Где живет листочек", "По осенним дорожкам гуляет ветер"

Задачи: уточнить знания детей о характерных признаках  осени. Развивать умение ориентироваться по направлению маршрута.Закрепить знания детей о зимующих птицах (название, питание). Воспитывать лю...

Игра-путешествие «В гости к осени»

Дети и воспитатель заходят в группу. Ребята,а что у нас прохладно в группе (дети находят листочки осенние). Рассказывают,как появились листочки,смотрите ребята,а здесь записка,давайте прочте...