«Решение коррекционно-развивающих задач через развитие мелкой работы дошкольников»
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Беляева Татьяна Анатольевна

Как говорил один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности Иван Петрович Павлов

«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

В процессе подготовки ребенка к школе мы стараемся обучить его чтению, письму и счету, неоправданно забывая о  развитии мелкой моторики. А ведь эти занятия очень полезны для того, чтобы малыш легче овладевал нужными знаниями. Ребенок, у которого развита мелкая моторика рук, пишет правильнее и увереннее, он умеет концентрировать внимание и способен запоминать больший объем информации.

Уровень развития мелкой моторики - один из важных показателей интеллектуального развития. Дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) имеют специфические особенности развития психических процессов: недоразвитие зрительного и слухового восприятия, неустойчивость внимания, низкий уровень вербальной памяти, продуктивности запоминания и сложности при воспроизведении, отставание в развитии словесно-логического мышления и активной речи, а  красота соответственно страдает. Познавательная деятельность сопровождается быстрой утомляемостью со снижением работоспособности, частой отвлекаемостью, повышенной истощаемостью нервных процессов, что ведёт к неумению вовремя включиться в учебный процесс или быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. 

Игры-упражнения, которые я использую, учитывают эти особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т. к. от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.

Чем больше число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Такие повторения на своих занятиях нужно проводить, и для правой и для левой руки, равным образом развивая тонкие движения пальцев обеих рук.

Вспомним сказанное И. П. Павловым: «…развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым.

Так как для развития, совершенствования деятельности обоих полушарий мозга требуется длительное время, с этим связаны трудности пространственно-временной ориентации.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Таким образом, мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет связно, последовательно, логически рассуждать, у него развиты грамматические представления, память, мышление, внимание.

Усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи.

В коррекционно-развивающей работе необходимо опираться на то, что для полноценного формирования речи ребёнка важно развивать у него мелкую моторику рук. В системе обучения нужно предусматривать  взаимосвязь между моторикой и звукопроизношением, моторикой и связной речью, моторикой и лексико-грамматическим строем речи, моторикой и высших психических функций.  Игры и упражнения нужно использовать как часть индивидуального и подгруппового занятия и  целесообразно сочетать речевым сопровождением. Если будет совместно работать зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, то это дает возможность быстрее развивать речь, мелкую моторику пальцев рук, слуховое и зрительное внимание.

В подборе игр по развитию мелкой моторики необходимо учитывать, что бы они, помогали нам  в решении следующих задач:

  • постановка, автоматизация и дифференциация звуков;
  • развитие фонематических процессов;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие высших психических функций.

Для совершенствования тонкой моторики руки детей можно использовать следующие упражнения:

  • наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);
  • наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;
  • цветные клубочки ниток для перематывания;
  • деревянные игрушки (собрать матрешку, сложить из кубиков поезд, стульчик, домик и т.п.);
  • мозаика по возрастающей сложности
  • нанизывание бус, бисера, пуговиц;
  • наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;
  • наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь;
  • дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;
  • вязание, шитье, вышивание
  • пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу
  • лепка из глины или пластилина;

Принципы, в основе которых лежит способ организации заданий:

  • постепенное усложнение игрового материала, сгруппированного по лексическим темам от простого к сложному;
  • игровые упражнения должны приносить детям радость;
  • при предъявлении игрового материала необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Для детей с нарушениями речи  занятия зачастую бывают, трудны, а к тому же для детей свойственно неустойчивое внимание и они быстро устают. Имеющие игровые упражнения в арсенале педагога помогают разнообразить работу, сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи предлагается давно. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики помогают активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, развивают координацию движений, развивают чувство ритма, самоконтроль, синхронность выполнения движения и т.д., подготавливают руки к письму.

Такая целенаправленная работа, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук детей способствует более быстрому и полноценному формированию речи.

Главная наша задача – это все представленные задания  превратить занятия в увлекательную игру!        

Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями и логопедом. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход в решении задач по развитию речи: работа со сказкой в младшей группе (методические рекомендации)

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, грамматически правильно, образно. Связная речь неотъемлема от мира мыслей: связно...

Эффективное решение педагогических задач при развитии мелкой маторики

Воспитание и обучение представляет собой систему целенаправленных, желательных с точки зрения потребностей общества условий, долженствующих обеспечить наиболее эффективную пер...

Статья «Методы и приемы теории решения изобретательских задач в развитии музыкальных способностей дошкольников»

Статья для музыкальных руководителей ДО, учителей музыки  "ТРИЗ в развитии музыкальных способностей дошкольников"...

ПАМЯТКА-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

ПАМЯТКА-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)  В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР...