«Решение коррекционно-развивающих задач через развитие мелкой работы дошкольников»
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему
Как говорил один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности Иван Петрович Павлов
«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
В процессе подготовки ребенка к школе мы стараемся обучить его чтению, письму и счету, неоправданно забывая о развитии мелкой моторики. А ведь эти занятия очень полезны для того, чтобы малыш легче овладевал нужными знаниями. Ребенок, у которого развита мелкая моторика рук, пишет правильнее и увереннее, он умеет концентрировать внимание и способен запоминать больший объем информации.
Уровень развития мелкой моторики - один из важных показателей интеллектуального развития. Дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) имеют специфические особенности развития психических процессов: недоразвитие зрительного и слухового восприятия, неустойчивость внимания, низкий уровень вербальной памяти, продуктивности запоминания и сложности при воспроизведении, отставание в развитии словесно-логического мышления и активной речи, а красота соответственно страдает. Познавательная деятельность сопровождается быстрой утомляемостью со снижением работоспособности, частой отвлекаемостью, повышенной истощаемостью нервных процессов, что ведёт к неумению вовремя включиться в учебный процесс или быстро переключиться с одного вида деятельности на другой.
Игры-упражнения, которые я использую, учитывают эти особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т. к. от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.
Чем больше число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Такие повторения на своих занятиях нужно проводить, и для правой и для левой руки, равным образом развивая тонкие движения пальцев обеих рук.
Вспомним сказанное И. П. Павловым: «…развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым.
Так как для развития, совершенствования деятельности обоих полушарий мозга требуется длительное время, с этим связаны трудности пространственно-временной ориентации.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Таким образом, мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.
Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет связно, последовательно, логически рассуждать, у него развиты грамматические представления, память, мышление, внимание.
Усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи.
В коррекционно-развивающей работе необходимо опираться на то, что для полноценного формирования речи ребёнка важно развивать у него мелкую моторику рук. В системе обучения нужно предусматривать взаимосвязь между моторикой и звукопроизношением, моторикой и связной речью, моторикой и лексико-грамматическим строем речи, моторикой и высших психических функций. Игры и упражнения нужно использовать как часть индивидуального и подгруппового занятия и целесообразно сочетать речевым сопровождением. Если будет совместно работать зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, то это дает возможность быстрее развивать речь, мелкую моторику пальцев рук, слуховое и зрительное внимание.
В подборе игр по развитию мелкой моторики необходимо учитывать, что бы они, помогали нам в решении следующих задач:
- постановка, автоматизация и дифференциация звуков;
- развитие фонематических процессов;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- развитие высших психических функций.
Для совершенствования тонкой моторики руки детей можно использовать следующие упражнения:
- наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);
- наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;
- цветные клубочки ниток для перематывания;
- деревянные игрушки (собрать матрешку, сложить из кубиков поезд, стульчик, домик и т.п.);
- мозаика по возрастающей сложности
- нанизывание бус, бисера, пуговиц;
- наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;
- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь;
- дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;
- вязание, шитье, вышивание
- пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу
- лепка из глины или пластилина;
Принципы, в основе которых лежит способ организации заданий:
- постепенное усложнение игрового материала, сгруппированного по лексическим темам от простого к сложному;
- игровые упражнения должны приносить детям радость;
- при предъявлении игрового материала необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Для детей с нарушениями речи занятия зачастую бывают, трудны, а к тому же для детей свойственно неустойчивое внимание и они быстро устают. Имеющие игровые упражнения в арсенале педагога помогают разнообразить работу, сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи предлагается давно. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики помогают активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, развивают координацию движений, развивают чувство ритма, самоконтроль, синхронность выполнения движения и т.д., подготавливают руки к письму.
Такая целенаправленная работа, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук детей способствует более быстрому и полноценному формированию речи.
Главная наша задача – это все представленные задания превратить занятия в увлекательную игру!
Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями и логопедом. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный подход в решении задач по развитию речи: работа со сказкой в младшей группе (методические рекомендации)
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, грамматически правильно, образно. Связная речь неотъемлема от мира мыслей: связно...
Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики дошкольника в повседневной жизни в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».
СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка...
Система работы по развитию речи младших дошкольников через развитие мелкой моторики
Система равития речи...
Методические рекомендации из опыта работы воспитателя Маймескул М.В. по теме: "Развитие умственной активности дошкольников через развитие мелкой моторики рук".
Значение развития тонкой моторики рук в дошкольном возрасте....
Эффективное решение педагогических задач при развитии мелкой маторики
Воспитание и обучение представляет собой систему целенаправленных, желательных с точки зрения потребностей общества условий, долженствующих обеспечить наиболее эффективную пер...
Статья «Методы и приемы теории решения изобретательских задач в развитии музыкальных способностей дошкольников»
Статья для музыкальных руководителей ДО, учителей музыки "ТРИЗ в развитии музыкальных способностей дошкольников"...
ПАМЯТКА-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
ПАМЯТКА-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР...