Мир детства и мир сказки - совсем рядом, они не возможны друг без друга
статья по развитию речи (младшая группа) по теме
Занимаясь с детьми, материал занятий по звукопроизношению нужно увязывать с материалом занятий по формированию лексико-грамматических средств языка, и наоборот. Такая работа может проводиться как на занятияхпо развитию речи, гак и вне занятий, в разных видах деятельности. Подобная практика даёт хорошие результаты, а это в нашей работе главное.....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_detstva_i_mir_skazki_-_sovsem_ryadom_oni_ne_vozmozhny_drug_bez_druga.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пусть слово живое твой разум и сердце разбудит,
Введёт тебя в мир красоты.
З.И. Романовская
Слово - могучий инструмент, которым владеет человек. Умный педагог всегда следит за содержанием игр, что ведут дети. Поэтому, при разработке заданий, игр и упражнений, направленных на овладение ребёнком словообразовательной системой русского языка и на формирование правильного употребления слов, их осознанного выбора, определяемого содержанием высказывания и условием общения, педагог обязан опираться на работы учёных, занимающихся проблемами образной речи, словообразования., изучающих значение выбора языковых средств для произвольного выстраивания связного высказывания, исследующих связь между практическим овладением родным языком и элементарным осознанием явлений языка и речи.
Занимаясь с детьми, материал занятий по звукопроизношению нужно
увязывать с материалом занятий по формированию лексико-грамматических
средств языка, и наоборот. Такая работа может проводиться как на занятиях
по развитию речи, гак и вне занятий, в разных видах деятельности. Подобная
практика даёт хорошие результаты, а это в нашей работе главное. Благотворное и развивающее влияние сказки на ребёнка ни у кого не вызывает сомнения. Именно со сказки начинается приобщение к миру большой литературы. Мир детства и мир сказки - совсем рядом, они не возможны друг без друга. Имеет смысл читать детям перед сном небольшую часть литературного произведения. Возможно, сон к ребёнку придёт гораздо быстрее. И так:
Зачинается рассказ от Ивановых проказ.
И от Сивки, и от Бурки, и от вещего каурки.
Конь со златой узды сорвался, прямо к небу поднимался.
Выше леса мчит стоячего, ниже облака ходячего.
Гром по небу прокатимся, месяц тучею закрылся...
Мчит по небу конь стрелой навстречу туче грозовой.
Ходит туча и сверкает, гром по небу рассыпает...
Это присказка, пожди: сказка будет впереди.
Поспали, встали. Допустим, по плану в режиме дня, театрализация сказки «Теремок». И тут не обойдётся без потешек, прибауток, шуток.
Как у наших у ворот собирается народ.
Все со скрипочками да с балалаечками.
Гармоника играет, заливается-
Iiaui спектакль начинается!
Кто из взрослых не замечал, как любит играть со звуком ребёнок? Стихотворение — самый доступный для детей текст. Малыш, ещё не умеющий говорить, охотно кивает в такт ритмичным словам, которые произносит взрослый. А когда слышит одно и то же стихотворение несколько раз, то вместе с взрослым тянет, гласные звуки или произносит доступные ему слоги.
Многие из нас, закончив школу, забывают когда - то любимые стихи, но, став взрослыми, легко извлекают из глубин памяти бесхитростные строки Агнии Барто: «Мишка косолапый...». И, укладывая ребёнка спать, напевают ему гениально простое: «Баю - баюшки - баю».
Поэзия души - это значит, что сама природа вдохнула в нас красоту стиха. Надо только помочь ребёнку услышать поэзию своей души. Чувство ритма, мелодичность, напевность - основные качества стихов детей. Дети растут, и вот они уже способны понять стихи. Конечно, при условии, если он привык к стихотворной речи. А она, эта речь, внутри каждого. Надо только напомнить об этом, показать, как ею пользоваться. Заучивание стихотворений тренирует память детей, расширяет кругозор, развивает речь,
способствует более лёгкому усвоению знаний. Недаром многие детские поэты в стихотворной форме преподносят юным читателям азбуку, счёт, знания об окружающем мире. Ритмичность и слаженность стихотворных строк способствует их быстрому запоминанию, так как дети могут сопровождать текст движением (постукивание носком ноги, покачивание ноги или руки, пластичные движения, изображающие то, о чём говорится в тексте). Движение, слово, картина - всё это вместе активизирует нервные окончания в коре головного мозга, что помогает детям воспроизвести нужный стихотворный текст, а значит, и знания, которые он несёт в себе.
Порой мы не помним автора стихотворных строк, но сами они долго живут в нашей памяти, например:
Красный свет зажёгся - стой!
Путь закрыт перед тобой.
Жёлтый свет зажёгся - жди!
На зелёный свет — иди!
Стихотворные тексты легко запоминать и взрослым, и детям. Они помогают привлечь внимание, организовывать дисциплинировать детей.
Кто же из детей не любит баловаться! Можно соединить баловство с серьёзным делом, например с умыванием
Кран, откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу, оба глаза!
Мойтесь, уши, мойся, шейка...
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, умывайся!
Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!
Попробуем прожить один день в детском саду со стихами, потешками, приговорками, считалками - день в рифму.
Утро. Ситуация: мальчик плачет, не хочет расставаться с мамой. Воспитатель подходит и ласково говорит:
Митенька, Дмитрий, слёзыньки вытри.
Расти большой, не будь лапшой!
И вот он уже улыбнулся сквозь слёзы и идёт в группу.
Ситуация: девочка идёт в группу и прячется за маму. Опять выручает потешка:
Наша — то Наташа — то, совсем не то, что ваша — то.
Ваша — то — крикунья, наша — то — певунья.
Наша рукодельница, а у вас бездельница.
Наташа от удивленья широко раскрыв глаза, не ожидая такого подвоха, про слёзы забыла. Ну вот, вроде все собрались, пора завтракать, но сначала надо умыться. Заходим в умывальню и хором просим:
Водичка, водичка! Умой наше личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки горели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!
Завтрак. Многие дети унылым взглядом окидывают кашу. Надо их подтолкнуть к действиям. «Дети, вы знаете, кто нам сегодня кашу варил?» «Повар». «А вот и нет! Это сорока!» Удивлённые глаза, смеющиеся глаза, не понимающие глаза... «А ну-ка приготовили ладошку и пальчик». И большинство сразу с воспитателем начинают потешку, а остальные потом присоединяются:
Сорока, сорока! Где была? Далёко.
Кашу варила, деток кормила,
На пороге скакала, всех угощала:
Ванечке дала, Танечке дала... \ перечисление детей \.
Не обижайте сорочьего труда Кашу до донышка съедайте всегда!
Ну, кто же обидит труженицу - сороку?!
Занятия. Тут стихотворные загадки, стихи, песенки, потешки - всё идёт в ход. Например: рисование можно начать с такого стихотворения:
Речка красная, речка синяя,
И зелёная, и красивая...
Может, радуга опустилась,
Разноцветной рекой притворилась?
Но всмотрелись ребятишки,
Рассмеялись девчонки, мальчишки:
Это краски рекой побежали,
Для того чтобы все рисовали!
(Т.Хитрова)
Занятие по конструированию. Надо построить дом. Пожалуйста! Мы строим дом, мы строим дом.
Смотрите: стены, окна, крыша...
Мы строим дом, мы строим дом.
Пусть все вокруг об этом слышат.
Мы строим дом, он будет нужным.
Смотрите, вот крыльцо и двери...
Мы строим дом, он будет дружным!
Мы в это очень — очень верим.
(Т.Хитрова)
Прогулка. Идём в раздевалку.
Что оденем мы сначала? Ножки.
Надеваем штанишки и сапожки.
Что оденем мы потом? Руки.
А на них наденем кофты и куртки.
А последней, а последней Знаем мы как дважды два,
Одевается, конечно,
На прогулку голова!
(Т.Хитрова)
На улице дождик.... Ну что ж! Идём под навес. И храбро кричим дождику:
Лейся, лейся, дождик, дождик!
Я хочу расти, расти!
Я не сахар! Я не коржик!
Не боюсь я сырости!
(В. Левин)
Но вот дождик прошёл, и на участок пришёл кот, лёг у забора.
Для чего коту усы?
Ну конечно, для красы!
Для чего котишке уши?
Шевелить ими и слушать.
Для чего котёнку нос?
Нюхать, где же пёс Барбос.
Для чего глаза коту?
Видеть днём и в темноту.
Голова коту для чего?
Думать обо всём и про всё!
Вот так голова у кота:
Поважнее ног и хвоста!
(Т.Хитрова)
Собираемся в группу. У кого-то руки в песке, у кого-то одежда.... Ну- ка приготовились:
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Постучим немножко
Ножкой об ножку.
Посмотрели, отряхнулись
И друг другу улыбнулись!
(Т.Хитрова)
Заходим в группу. Кто-то упал, кого-то толкнули - вот и ссора. Вспоминаем стихи:
Петушки распетушились, но подраться не решились.
Если очень петушиться, можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться, нечем будет петушиться.
(В. Берестов)
Дети слушают тихо-тихо, обдумывают услышанное. Не всегда легко найти стихотворение или фольклорные строки, подходящие к нужному моменту, поэтому, планируя свой рабочий день, желательно подобрать хотя бы 3-4 высказывания, стишка, которые придут к вам на помощь, и пополнят речевой запас детей.
Быть может, хотя бы один ребёнок, применит в быту полученные знания.
Дети уходят домой. Вот и окончился день в рифму.
Работа со словом, звуком, рифмой помогает сформировать у детей интерес к словесному творчеству.
Частой причиной задержки речевого развития детей является их так называемая семейно-педагогическая запущенность. Родители в этих случаях полагают, что нет никакой необходимости как-то специально заботиться о развитии речи ребёнка, да к тому же, и не умеют этого делать. Ребёнок в таких семьях оказывается полностью предоставленным самому себе: что сумеет самостоятельно усвоить из речи окружающих его людей, то и останется при нём. К сожалению, чаще всего он усваивает далеко не то, что ему надлежало усвоить, и не в том объёме. Поэтому, целесообразно предложить вниманию родителей разнообразные формы работы над речью, убедить их в том, что о полноценном речевом развитии каждого ребёнка необходимо проявлять специальную и, главное, своевременную заботу.
Именно своевременный «толчок» способен стимулировать речевое развитие ребёнка и направить это развитие в нужное русло, открывая тем самым путь к дальнейшему самостоятельному обогащению и усовершенствованию речи. Предоставленный родителям речевой материал поможет решить задачи в ненавязчивой и доступной для родителей форме. Материал должен быть ярко оформлен, тем самым, привлекая внимание родителей, грамматически правилен, эстетичен. Материал должен быть снабжён необходимыми пояснениями, распределён по соответствующим разделам, каждый из которых преследует вполне конкретные задачи.
Допустим, это папка-передвижка. Можно предложить вниманию родителей речевой материал, связанный с организацией при собирании ребёнка в детский сад.
„ Как мы собираемся утром в детский сад ”
Тьиш-бом, тили-бом!
В доме пыль столбом,
В доме пыль столбом
В доме всё вверх дном!
Утренние процедуры:
Жил бобёр в норе у речки, умываться он любил.
Утром, делая зарядку, на прогулку выходил.
Умывался он раненько, зубы чистил, уши тёр.
Самым чистым и опрятным был в лесу лесной бобёр!
Готовимся ко сну:
День растает, ночь настанет, и придёт в наш дом Еле слышно шагами Дрёма-добрый гном.
Он вокруг раскинет полог звёздно-голубой И рассыплет пёстрый ворох сказок над тобой.
Сказку, слушая украдкой, замурлычет кот,
И до света от кроватки дрёма не уйдёт.
Психолагами давно доказано, что ребёнок способен ощущать, чувствовать, мыслить, выстраивать свою продуктивную, учебную деятельность самостоятельно. Дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Детский психолог К.Роджерс отмечал: когда взрослый пытается учить ребёнка только своими методами, зачастую нудными и скучными, результаты оказываются не такими успешными, какими могли бы быть, так как подобное обучение часто даёт ребёнку формальные знания, делает его пассивным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг для детей "Как древние люди общались друг с другом".
Прежде, чем научить ребёнка читать, можно ознакомить его с различными способами передачи информации до возникновения письменности, что и представлено в данной работе....
Игра «Самый лучший домик» Цель: Взаимодействие детей друг с другом естественным образом, приобретение новых знаний не только о других детях, но и о себе. Выявление стратегии поведения. Осознания свое реальное «Я». Повышение самооценки и развитие по
Я работаю с детьми в методике игровой психотерапии в течении двух лет, как в групповом фармате, так и в индивидуальном. Эта методика дает хорошие результаты. Я представляю од...
Отличия экспериментальной программы «Миры Детства: конструирование возможностей» от множества других …
В этой статье представлен материал из опыта работы ОУ по опробации примерной образовательной программы ДО «Миры детства: конструирование возможностей» (Т.Н. Доронова, Н.В. Тарасова)....
Презинтация досуга по сказке "Теремок" "Навстречу друг к другу "
В адаптационный период очень важно найти пути для взаимодействия с детьми и их родителями....
Проект «Холодное лакомство совсем рядом».
Для своей работы мы выбрали мороженое, так как этот продукт очень популярный. В тоже время редко кто из нас задумывается, что в нем находится? Полезно или вредно мороженое? В ходе исследования морожен...
буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»
Буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в 1 младшей группе. Тема: «Портрет друга». («Улыбнёмся друг другу»)
Рисование для ребенка - это не просто интересное занятие. Во время рисования он развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учиться думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и срав...