Консультация для родителей Почему ребенок молчит?
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание – это сигнал о грубом речевом нарушении!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13.docx | 20.65 КБ |
avtomatizatsiya_zvuka_r_v_slovakh.docx | 41.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание – это сигнал о грубом речевом нарушении!
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.
Для становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:
- достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;
- правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
- были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
- формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
- способность говорить;
- способность понимать сказанное;
Речь в своем развитии проходит определенные этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определенной закономерности.
Развитие речевой системы формируются в определенной закономерности. Развитие речевой системы можно охарактеризовать как последовательное и скачкообразное одновременно. Первоначально ребенок контактирует с окружающими, используя экспрессивно – мимические средства, которые отражают его эмоциональное состояние. Они служат для передачи позитивного или негативного сообщения. Экспрессивно – мимический способ общения сходен по значению с жестами. Отдельно или в сочетании с другими средствами он присутствует в общении в любом возрасте.
Предметно –действенные средства общения возникают в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка. Они позволяют ребенку не только выразить готовность к взаимодействию, но и сообщить, какого рода общение желательно для него. Этот способ общения приглашает взрослого к контакту.
Речевое общение – высшая форма взаимодействия с людьми, - предполагает овладение языком. Без словесной оболочки невозможно существование каких –либо понятий. Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение.
Когда появляется первое слово? Обычно к концу первого года. Но задолго до этого ребенок начинает общаться с миром. В этот период развития возникает непосредственно –эмоциональная форма общения. Общаясь со взрослыми, малыш знакомится с окружающим его миром. Изоляция ребенка, дефицит эмоциональных контактов может порождать задержку в развитии и изменения личности.
1
Речь не развивается вне общения, особенно вне речевого общения. Очень важно уже с первых дней рождения ребенка все время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать свое отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь (интонации, паузы, речь, сопровождаемая мимикой, движениями головы, рук и т.д) доступнее пониманию ребенка, способствует более полноценному развитию малыша. Ребенок заражается речевой и эмоциональной активностью матери, стремиться подражать ей.
Но бывают основания для беспокойства: если ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтения перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
Вторая половина младенчества характеризуется изменением отношения ребенка к окружающему миру. У него начинается период активного интереса. Ребенок не только вступает в общение со взрослыми, но и начинает исследовать различные предметы. В процессе общения со взрослыми произнесение отдельных звуков и звукосочетаний получает постоянное подкрепление и все прочнее усваивается, произнесение других постепенно затормаживается, угасает. Развивается отраженный лепет – повторение за взрослыми и самолепет – собственная речевая активность. Но у некоторых детей именно в это время возникают основания для беспокойства, так как у них отмечено отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.
В норме к концу первого года жизни ребенок уже владеет достаточно разнообразными способами эмоционального взаимодействия с близкими. Но как раз в это время возникают основания для беспокойства: ребенок не реагирует на свое имя, и отмечается отсутствие лепетных слов.
После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов, но если взрослые не поддерживают обращений ребенка, то заглушается сама потребность в общении, задерживается развитие активной речи. У ребенка стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не более полугода после появления первых 3-5 слов).
Понимание речи предполагает не только восприятие слышимых звуков (как, например, мы воспринимаем различные неречевые звуки или неизвестный нам иностранный язык), но и расшифровку смысла речевого потока.
ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.
1 уровень: ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса(3-6 мес.).
2 уровень: ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам (6-10 мес.).
3 уровень: ребенок понимает названия отдельных предметов (10-12 мес.), узнает их изображения (12-14 мес.), узнает их на сюжетных картинках( 15-18 мес.).
4 уровень: ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях, двухступенчатую инструкцию. Ребенку доступно установление причинно – следственных связей (2г.6м.)
5 уровень: ребенок понимает сложноподчиненные предложения.
Но выражение мысли заключается не только в звуковой материальной оболочке. Языковое общение не происходит в вакууме.
2
Звучащую речь сопровождает так называемый эмоциональный язык – мимика, жесты, телодвижения.
В процессе речевого развития эмоциональная сторона речи играет особую роль, так как начинает свое существование с рождения ребенка и отражает малейшие изменения его психологического состояния.
Сложное многоуровневое строение речи и речевой деятельности обуславливает разнообразие ее нарушений. Расстройства речи как нарушение социальной функции ограничивает прежде всего возможности адаптации человека. Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребенка, на формировании психической деятельности, они ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения. Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать. Расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях.
ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ.
Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи ребенка-дошкольника определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу, которые воздействуют на ребенка непосредственно или опосредованно, начиная с беременности матери, младенчества, раннего, младшего возраста. Возникая как следствие воздействия широкого спектра причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.
Органические нарушения возникают при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата. Они могут быть обусловлены:
- недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;
- отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;
Причины (травмы, интоксикации, генетические, сосудистые заболевания) воздействуют на сам биологический субстрат, изменяя ход речевого развития. Временные сроки – период внутриутробного развития, младенческий, ранний, дошкольный возраст. В зависимости от места воздействия повреждающего фактора выделяют речевые нарушения центрального или периферического характера.
Функциональные нарушения возникают вследствие воздействия социальных причин: соматической ослабленности, педагогической запущенности, стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с матерью и близкими людьми).
Отклонения речевого развития имеют свои особенности в каждом возрастном периоде.
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды. При рассмотрении многообразных причин речевой патологии применяют эволюционно –динамический подход, который заключается в анализе самого процесса возникновения дефекта, учете общих закономерностей аномального развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии. Принцип единства биологического и социального в процессе формирования психических процессов позволяет определить влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта на созревание речевой системы.
3
Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи:
1. различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствует токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус –фактору и др.
2.родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
-3.различные заболевания в первые годы жизни ребенка.
В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно – вирусные заболевания, менинго –энцефалиты и ранние желудочно – кишечные расстройства.
4.травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
5. наследственные факторы.
В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
6. неблагоприятные социально – бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально – волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Каждая из названных причин, а нередко их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.
Оценивая недостатки в речевом развитии, важно учитывать: возраст ребенка, в котором проявилось расстройство; причины, непосредственно вызвавшие отклонения; наличие предрасполагающих условий; комплексный анализ лингвистических характеристик .
Развитие речевой системы, как уже отмечалось, характеризуется как последовательное и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой системы происходит в определенные возрастные сроки, так называемые критические периоды: 1-2 года, 3 года, 6-7 лет. В это время отмечается повышенная неустойчивость
Нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления нарушений. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих факторов, они могут быть самостоятельными и возможно их сочетание с другими неблагоприятными факторами- генетическими заболеваниями, соматической ослабленностью, дисфункцией со стороны нервной системы ребенка. Большинство детей с речевыми расстройствами нуждаются в помощи специалистов разного профиля.
Можно считать аксиомой, что комплексное воздействие дает оптимальные результаты при устранении любого недуга!
Неговорящие дети представляют разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. Не всегда удается сразу выявить причину, из –за которой задерживается появление речи, но как показывает опыт, что определенные педагогические приемы могут оказаться действенными в любом случае.
Ключевой момент - одновременное «погружение» ребенка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формирования собственной речи. Кроме непосредственного воздействия на речевую систему, коррекционная работа охватывает все основные формы детской деятельности, способствует развитию в соответствии с возрастом высших психических функций, познавательной деятельности, ассоциативных связей.
4
От своевременно оказанной коррекционно – педагогической помощи во многом зависит развитие ребенка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей, а значит, и выбор образовательного учреждения. При правильной организации работы не только устраняются нарушения, но и решаются профилактические задачи.
Речевое развитие необходимо не просто привести в соответствие с возрастными нормами, но и максимально «поднять планку».
Предварительный просмотр:
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ
рак рога радуга ратник
раб рабы ракета рогатка
рань рагу ракита ракетка
рать Роман работа равнина
рама ранет рампа рафинад
рана рахит родня романтик
Рая радио родник раковина
Повтори (прочитай) слова:
роса рассудок радость расписка
разум ротозей розетка ровесник
ранец рассвет росинка росомаха
Россия рассказ росянка роговица
рация раскат разница растение
радиус романс развязка распутица
[РА]
Новый рояль. Раина расчёска.
Ранний рассвет. Разбитая раковина.
Радушная родня. Работящий рабочий.
Разные ракушки. Раненый разведчик.
Разлитый рассол. Радостные родители.
Рыбный рынок. Рытвина у дома.
Рычание рыси. Рабочий рычаг.
Рассказ рыбака. Рыжий рысёнок.
Последний рывок. Разделанная рыба.
[РО] (в ударной позиции)
рот род Рома Родина
ром рог робот рондо
рок роба рокот родинка
ров рота ропот ромб
Розовые розы. Робкий Рома.
Ромб на робе. Ровный ров.
Роль робота. Осиновые рощи.
Маленькие рожки. Роспуск роты.
рука рубин рубанок рукоятка
руда рукав рубка рукомойник
руно рубаха румба
румын руина рундук
руль рулевой русалка руководитель
рулет рубли рубильник
рулон русло рукоделие
Повтори (прочитай):
Румяный рулет. Рукав рубашки.
Рубец на руке. Русский рубеж.
Русая русалка. Рукавицы на руках.
Рундук для робы. Румынские руины.
Рома ловит рыбу. Рабочие рыли ров.
Роза читает рассказ. В саду розовые розы.
В рундуке рабочая роба. Рабочий закончил работу.
В клетке рыжий рысёнок. У лося роскошные рога.
На кустах радужная роса. У Раи новые рукавицы.
Автоматизация звука [Р] в предложениях
По равнине тёк ручей.
У рубахи длинные рукава.
Мы идём на рыбный рынок.
В роще расцвели незабудки.
Ракушки рассыпались по песку.
В оконной раме разбили стекло.
Рома поехал к родным в Ростов.
Из ракетницы выпускают ракеты.
Над ручьём раскинула ветви ракита.
ура тара Иран герань
нора пара баран тарань
кора фара варан конура
бура фура буран пироги
гора Вера барак борода
дыра Кира бурак города
тура эра пират гитара
пора парад карат фанера
Ира уран Марат
аромат карабин веранда керамика
ураган парапет баранка Буратино
барабан парафин контора пирамида
таракан пароход пантера панорама
караван подарок куранты бородавки
хоровод короед городки куропатки
городок муравей детвора бумеранг
фараон воробей карантин орангутанг
боровик каравай воротник обморок
сера Серафим гороскоп заморозки
сарай карапуз зверобой сыворотка
карась керогаз соратник хворост
Сахара керосин царапина сырость
сирота саранча поросёнок ярость
сарафан борозда операции
паровоз городки заработок
Шура шарада пирожок порожняк
жара мишура барашек горожане
гараж широта урожай жаворонок
вираж пещера чародей сыроежка
мираж парашют фуражка Чебурашка
тираж бородач карандаш сороконожка жираф
лира поролон караул тарантул
марал генерал корабли водоросли
Урал минерал заросли морозильник
коралл каракуль адмирал караульщик
мораль карамель лаборант
Румяный каравай. Родной город.
Рыхлый сыр. Старый сарай.
Рыбный рынок. Ранний урожай.
Раненая ворона. Оранжевые шары.
Широкая дорога. Воробьёвы горы.
Парусный корабль. Разбитое корыто.
Короткий карандаш. Ровный румянец.
Ароматная карамель. Розовый сарафан.
Рассыпчатое пирожное.
Коровьи рога. Ровная дорога.
Хороший урок. Рыбный пирог.
Серая рубашка. Рыжий муравей.
Ромовый рулет. Короткий шнурок.
Творожный сырок. Заросший огород.
Розовый поросёнок. Дорожный короб.
Мороженая морошка. Дорогой подарок.
Бурая кора.
Дорога ведёт в город.
Корова живёт в сарае.
Юра не боится мороза.
В огороде растёт горох.
Ворона клюёт кукурузу.
У машины разбита фара.
У Раи короткий сарафан.
Маруся собирает помидоры.
Муравей и саранча — насекомые.
Жора купил гитару.
Тарас ловит карасей.
На балконе растёт герань.
Буратино увидел муравья.
Журавль нашёл горошину.
Воробей испугался вороны.
Сороконожка ползёт по дорожке.
Тамара испекла румяный каравай.
Из молока коровы делают мороженое.
Рома дал Марусе коробку карандашей
Ра, ра, ра — тёплая нора.
Ра, ра, ра — тонкая кора.
Ра, ра, ра — весенняя пора.
Ра, ра, ра — весёлое «ура».
Ра, ра, ра — вот высокая гора.
Ра, ра, ра — мы ловим комара.
Ра, ра, ра — стоит летняя жара.
Ра, ра, ра — это наша детвора.
Ра, ра, ра — убежали со двора.
Ра, ра, ра — мне домой идти пора
Ры, ры, ры — летят комары.
Ры, ры, ры — наточили топоры.
Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.
Ры, ры, ры — добежали до горы.
Ры, ры, ры — у нас синие шары.
Ры, ры, ры — зелёные дворы.
Ры, ры, ры — не люблю жары.
Ры, ры, ры — лось поел коры
Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.
Рок, рок, рок — покупаю я сырок.
Рок, рок, рок — потяните за шнурок.
Ром, ром, ром — по реке плывёт паром.
Рок, рок, рок — осторожно: бугорок
Ру, ру, ру — котлеты на пару.
Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.
Ру, ру, ру — много ягод наберу.
Ру, ру, ру — ручку в школу я беру.
Ру, ру, ру — ёжик забежал в нору.
Ру, ру, ру — У забора кенгуру.
Ру, ру, ру — закатился мяч в дыру.
1. Автоматизация звука [р] в прямых слогах:
Ра – ра – ра ры – ры – ры
Ро – ро – ро ру – ру – ру
2. Автоматизация звука [р] в обратных слогах:
Ар – ар – ар ур – ур – ур
Ир – ир – ир ыр – ыр – ыр
Ор – ор – ор ер – ер – ер
3. Автоматизация звука [р] в интервокальной позиции:
Ара – ара – ара уру – уру – уру
Оро – оро – оро ыры – ыры – ыры
4. Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных:
Вра – вро – вру – вры кра – кро – кру – кры
Гра – гро – гру – гры тра – тро – тру – тры
Дра – дро – дру – дры бра – бро – бру – бры
5. Автоматизация звука [р] в начале слова:
Радио, радуга, рак, ракета, рама, растение, ров, рога, родник, роса, рост, рот, рота, роща, рубаха, рубец, рыба, рыбак, рывок, рысь.
6. Автоматизация звука [р] в конце слова:
Бобёр, бор, веер, ветер, вечер, дар, двор, жар, забор, загар, катер, кефир, комар, костёр, мухомор, отвар, офицер, пар, пассажир, пир, повар, самовар, сахар, север, сор, сыр, тир, товар, топор, хор, шар, шофёр.
7. Автоматизация звука [р] в середине слова:
Баран, ворон, ворота, гараж, гора, дорога, дыра, жара, корова, корыто, нора, пёрышко, пирамида, сорока, сырок.
8. Автоматизация звука [р] в словах со стечением согласных:
Бархат, браслет, брат, горка, драже, драка, драма, драп, дырка, карта, корка, кран, краска, крахмал, марка, норка, парта, правда, праздник, тёрка, трава, трасса, тройка, тропинки, трос, труба, трубка, труд, трус, труха, фартук.
9. Автоматизация звука [р] в словосочетаниях:
Бобёр хитёр, горная вершина, красивая брошка, красная роза, крупный град, мокрая крыша, нора крота, огромная рыба, розовый зефир, рыбные консервы, старое корыто, топор остёр, яркая рубашка.
10. Автоматизация звука [р] в предложениях:
Брат рвет руками траву.
Катер перевозил пассажиров через озеро.
Ира рисовала прутиком на земле фрукты.
Красная брусника растёт в траве.
На завтрак Рома ел ватрушку с творогом.
На мокрой крыше сидели вороны.
На огороде растут помидоры.
Повар украшает торт розами.
На рынке продают крупный виноград.
Рома прыгнул в озеро.
Сороки и грачи прыгают по дороге.
Шофер завел мотор.
Юра порвал рукав рубашки.
11. Автоматизация звука [р] в чистоговорках:
Ра – ра – ра – перед нами гора.
Ро – ро – ро – возьми перо.
Ру – ру – ру – спрятался бобёр в нору.
12. Автоматизация звука [р] в скороговорках:
За тараканом - с барабаном,
За комаром – с топором.
На дворе трава, На траве дрова,
Не руби дрова На траве двора.
Хитрую сороку Поймала морока,
А сорок сорок – Сорок морок.
13. Автоматизация звука [р] в стихах:
"Воробей"
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив – чив – чив!
***
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам!
Гром, гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят,
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин.
Автоматизация звука [рь]
1. Автоматизация звука [рь] в прямых слогах:
Ре – ре – ре ри – ри – ри
Рё – рё – рё рю – рю – рю
Ря – ря – ря
2. Автоматизация звука [рь] в обратных слогах:
Арь – арь – арь ирь – ирь – ирь
Ерь – ерь – ерь орь – орь – орь
Урь – урь – урь
3. Автоматизация звука [рь] в интервокальной позиции:
Аря – аря – аря орё – орё – орё
Ири – ири – ири урю – урю – урю
Эре – эре – эре
4. Автоматизация звука [рь] в слогах со стечением согласных:
Зре – зре – зре кре – кре – кре тре – тре – тре
Зрё – зрё – зрё крё – крё – крё трё – трё – трё
Зри – зри – зри кри – кри – кри три – три – три
Зрю – зрю – зрю крю – крю – крю трю – трю – трю
Зря – зря – зря кря – кря – кря тря – тря – тря
5. Автоматизация звука [рь] в начале слова:
Ребёнок, ребята, редис, редька, резина, рейка, река, реклама, ремень, ремонт, рецепт, речь, решётка, решето, рёва, рис, риск, рисунок, ритм, рюкзак, рябина, ряд, ряженка.
6. Автоматизация звука [рь] в конце слова:
Богатырь, букварь, монастырь, панцирь, пахарь, пекарь, пузырь, снегирь, сухарь, токарь, фонарь, ширь, январь, янтарь.
7. Автоматизация звука [рь] в середине слова:
Берёза, варенье, верёвка, гири, горе, жарить, жеребёнок, заря, зарядка, Ирина, ириска, карета, коряга, Марина, море, моряк, наряд, орех, сорю, парик, перина, порез, серёжка, сирень, скворечник, тарелка, хорёк, черёмуха, шарик.
8. Автоматизация звука [рь] в словах со стечением согласных:
Брюква, брюки, вред, время, гребёнка, гребешок, греча, гриб, грива, грим, зорька, крепыш, кресло, крест, крюк, крючок, перья, предмет, прелесть, примета, принц, пряжа, прятки, серьги, стриж, трепет.
9. Автоматизация звука [рь] в словосочетаниях:
Берег реки, буря на море, варёная курица, горячая грелка, грецкие орехи, грязная
тряпка, дряхлый старик, дырявые брюки, интересный ребус, капризный ребёнок, крепкая верёвка, кривое дерево, кудрявая берёза, пряжка на ремне, редкий рисунок, рецепт варенья, рюкзак туриста, скрип двери, старинная карета, сухари с орехами, утренняя зарядка, четыре гриба.
10. Автоматизация звука [рь] в предложениях:
В букваре яркие интересные рисунки.
В лагере ребята строятся на утреннюю зарядку.
Ирине подарили серьги.
За деревней мы собирали грибы.
Тряпкой протри резиновые сапоги.
Капитан корабля приказал морякам.
Марина решила приготовить рис с грибами.
Ребята резвились и играли в прятки.
Рита нарисовала интересный рисунок.
Ирина варит варенье в кастрюле.
Ребята посадили на грядках редиску, репу и брюкву.
Ягоды рябины горькие.
11. Автоматизация звука [рь] в чистоговорках:
Ре – ре – ре – долбит дырочку в коре.
Ри – ри – ри – заключили мы пари.
12. Автоматизация звука [рь] в скороговорках:
Три дерева, три тетерева,
На каждом дереве
По одному тетереву.
Перепелка перепелят
Прятала от ребят.
Курьера курьер
Обгоняет в карьер.
Варвара варила, варила,
Да и не выварила.
13. Автоматизация звука [рь] в стихах:
«Снегири»
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз красный Нос
Им рябинку принёс.
«Песня моряка»
Мы поднимаем якоря
И отплываем чуть заря.
Море зовет!
Ветер поёт!
Вперёд!
Вперёд!
Вперёд!
Р АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА
Черная черника чернеет,
Красная брусника краснеет,
Розовая роза розовеет,
Пестрый бессмертник пестреет.
***
Все горки да пригорки,
Пригорочки да горки:
А вдруг под каждой горкой
Крысиная есть норка?
***
На горе, на горке,
На крутом пригорке
Стройная рябинка,
Будто на картинке.
***
Картинка в корзинке,
Карась на картинке,
Карась с карасенком
И ершик с ершонком.
***
Паровоз, паровоз,
Ты куда нас повез?
Хорошо прокати
И назад возврати!
***
Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час.
Раз-два-три-четыре
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон –
Удирают мыши вон.
***
Мыши водят хоровод,
У печурки дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
Вот проснулся Васька-кот –
Разбежался хоровод.
***
Мой подарок я вручила,
То есть радость получила,
То есть радостно и мне,
То есть радостно вдвойне.
От подарка моего
Стало два
Из одного.
Разбежался хоровод.
***
Похожи три брата:
Панкрат на Марата,
Марат на Кондрата,
Кондрат на Панкрата.
***
Петуха я впряг в телегу,
Три горошины везу.
Чуть добрался до ночлега -
Нет гороха на возу!
***
ОГОНЕК
Хрустит за окошком .
Морозный денек.
Стоит на окошке
Цветок – огонек.
Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Горят огоньки.
Его поливаю,
Его берегу,
Его подарить никому не могу!
Уж очень он ярок,
Уж очень хорош,
Уж очень на мамину
Сказку похож!
Чтобы дом стоял в бору!
***
В СТИХОТВОРЕНИЯХ И СКОРОГОВОРКАХ
Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек,
Не ссорясь строчат.
Сорок сорочек
Прострочены в срок –
Сразу поссорились
Сорок сорок.
***
Птицы дивной красоты
Нося веером хвосты.
Плавными узорами
Перья разрисованы.
Синим, желтым и зеленым,
Хохолки у них короной.
Голова на шее длинной,
Ходят важные павлины.
***
Вот серый крот,
Вот серый крот.
Вот серый, серый, серый крот.
Он не красавец, не урод,
Он просто серый, серый крот.
***
ВЕРБЛЮД
По жаркой пустыне неделю идет,
Неделю не пьет и колючку жует.
Не жжет ему ноги горячий песок.
Он гордый, горбатый и ростом высок.
***
ТРИ ПИРАТА
Три пирата –
Горбаты,
Три пирата –
Бородаты,
Три пирата
Друг другу не рады.
Первый пират
Рано утром три барана
Барабанят в барабаны.
***
Второму не рад.
Третьему не рад
Второй пират.
Третий пират
Первому не рад.
Не рады пираты,
Пираты не рады.
Пирату и брат не брат,
На то пират и пират.
***
У моей сестры Марины
Щеки, будто мандарины,
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина.
***
Открываем календарь:
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
***
Табурет на табурет
Ставим осторожно.
Табурет на табурет –
Это очень сложно.
Табурет на табурет…
Лезу на кушетку
***
Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
Но дружба не кончается,
Ура! Ура! Ура!
***
Спускался я с пригорка
И ведра нес в руках -
Бренчали два ведерка
О всяких пустяках.
Когда же шел я бодро
От речки до ворот -
Помалкивали ведра,
Воды набравши в рот…
***
В СТИХАХ И СКОРОГОВОРКАХ
У малышки муравья
Муравьиная семья:
Сто четырнадцать
Братишек – .
Рыжеватых
Муравьишек,
Дядек –
Триста двадцать пять,
Теток – трудно
Сосчитать,
А сестренок-
Муравьишек
Чем братишек.
***
Как на горке на горе
Стоит домик во дворе.
В этом домике живет
Очень странный рыжий кот.
Очень странный рыжий кот
В этом домике живет,
В рот мясного не берет,
А разводит огород.
В огороде у кота –
Гляньте, что за красота!
Свекла, брюква, сельдерей,
Просто лук и лук-порей…
***
Вот уже который год
Он разводит огород,
Огородом дорожит -
С колотушкой сторожит.
Он не скуп – наоборот:
Если в гости кто придет,
Овощами с огорода
А Угощает рыжий кот.
Всех за стол садится просит
И с достоинством приносит
Свеклу, брюкву, сельдерей,
Просто лук и лук-порей…
***
Скороговорки:
У барана рога
Скручены-перекручены,
Верчены-переверчены.
Там на грядке помидоры.
***
КРОКОДИЛЫ
Как бревна, по Нилу
Плывут крокодилы;
Плывут крокодилы,
Как бревна, по Нилу.
***
УЛЕЙ
Ульяна, Рита и Мила
Намылили улей мылом.
Обитатели улья «отблагодарили»
И Ульяну, и Риту, и Милу.
***
ГУСАР И САРА
Красавица Сара :
Причесала гусара.
Причесала Сара
Усатого гусара.
***
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон.
Сорок коров разогнали орлов.
***
На болоте, на лугу
Стоит миска творогу.
Прилетели две тетери?
Поклевали – улетели.
***
Крот и кролик крышу крыли.
Карп и краб дрова рубили.
Дрозд хорьку кроил сюртук.
Крыса прыгала вокруг.
Тряпки курица тащила.
Кенгуру харчо варила.
Дрозд в корыте фрак стирал.
Бобр бруснику собирал.
Норка громко грызла корку.
Я твердил скороговорку.
Стихи для дифференциации звуков [р], [р'], [л], [л']
Ветер
Кажется, это случилось вчера:
С вечера дождик прошёл до утра.
Ветер промок, рассердился, задул,
Тучи прогнал и спокойно заснул.
Кротик ([р], [л])
Чёрный кротик вырыл норку,
Проглотил от булки корку,
Положил зерно в кладовку,
С огорода взял морковку.
Бурундук ([р], [л])
Полосатый бурундук
Разгрызал орех фундук.
В норке у бурундука
Килограммы фундука.
Гитары ([р], [л], [л'])
Поиграйте на гитарах
В одиночку или в парах,
И шестерка струн гитарных
Пропоёт вам благодарно.
Ротвейлер и лайка ([р], [л], [л'])
Чёрная спинка и рыжий живот,
Сторож-ротвейлер у дома живёт.
Лайка-красотка с ротвейлером дружит —
Голову бедному кружит и кружит.
Воробей ([р], [р'], [л])
Он не вор и не злодей —
Серогрудый воробей.
Просто думает быстрей
Тугодумов-голубей.
Йогурт ([р], [р'], [л], [л'])
Йогурт клубничный -
Сладкий, отличный —
Купит Иришка
Роме-братишке.
Слониха ([р], [р'], [л], [л'])
Купил слонихе платье слон
И выбрал розовое он.
Была слониха в нём легка,
Как луч зари на облаках.
Свиристели ([р], [р'], [л], [л'])
К нам на прошлой на неделе
Прилетели свиристели.
Как они засвиристели —
Все рябины облетели.
Сорокина брошка ([р], [р'], [л], [л'])
Старый ворон, чёрный Прошка,
Подарил сороке брошку.
Бриллиантом брошь сверкала,
A сорока стрекотала.
Карл и Клара ([р], [р'], [л], [л'])
Клара играла на белом рояле,
Карлу отправили чёрный рояль.
У Клары цветы на рояли стояли,
У Карла лежала огромная шаль.
Фигуры ([р], [р'] [л], [л'])
Растянули круг, и стал
Он похожим на овал.
Треугольник загрустил:
«Кто б мне угол подарил?»
Улыбается квадрат:
Он всегда всему был рад.
«Это я, прямоугольник,
Ваш слуга и ваш поклонник!»
Кто его ещё не знает?
Это ромбик убегает.
Ласточка и стриж ([р], [р'], [л], [л'])
Как-то быстрый юный стриж
Ласточку засватал,
Пригласил её в Париж
Он к родному брату.
Вот во Францию летят,
Вот уже в Париже,
Вот стрижа встречает брат,
Подлетает ближе.
Чёрный фрак на нём влитой,
Щебет по-французски,
Дарит розы молодой
Он невесте русской.
Над пространствами парит
Что за стриж — не наш ли?
Песня ласточки звучит
С Эйфелевой башни.
Рита и дождь ([р], [Р'1, [л], [л'])
Барабанил мелкий дождь —
Пробирала Риту дрожь.
Рита долго не дрожала:
Быстро-быстро побежала.
И прогнала Рита дрожь,
И не страшен больше дождь
Рыбак и морж ([р], [р'], [л], [л'])
Рыбак над прорубью продрог.
По льду пришёл он без дорог,
Топором он лёд рубил
до воды его пробил.
Потом он леску размотал,
Приманку бросил, долго ждал,
Пока крючок заглотит ёрш,
Но вдруг на льдину вылез морж.
«Рыбак, рыбак, - промолвил морж, -
Не одолжишь ли мне свой нож?
А то моржонок в сеть попал —
Не может выбраться - беда!»
Отдал моржу свой нож рыбак,
морж нырнул с ножом в зубах,
Моржонка он освободил,
A в благодарность подарил
Он рыбаку сачок такой,
Что ловит рыбу сам собой.
С тех пор не видел рыбака
Никто без этого сачка.
Весна ([р], [р'], [л], [л'])
Ласковый солнечный лучик
Стылую землю согрел.
Выглянул маленький ключик,
Ожил, оттаял, запел.
Ключик хрустальный полился
Всё веселей, веселей,
Не замолкая, струился
И превратился в ручей.
В облаке лучик умылся,
С лапок еловых скользнул,
Ярко в ручье отразился,
К дятлу в дупло заглянул.
Дятел стучал, не заметил,
Как наступила весна,
Как этот лучик был светел,
Как заблестела сосна.
Словно от белой метели
Дятел увидел следы —
Ландыша капли смотрелись
В лужицу талой воды.
Четыре рака ([р], [р'], [л], [л'])
Собрались четыре рака.
Значит, скоро будет драка,
Потому что каждый рак —
Царь и бог среди коряг.
Чёрных, серых, красных рыбок
Рак за жабры схватит живо.
Все враги, проникнув в пруд,
Быстро смерть свою найдут.
Но вот родственника-рака
Усмиряет лишь атака,
И, с клешнёй наперевес,
Рак на рака драться лез.
Хорошо ли, братцы раки,
Жить от драки и до драки?
Может, лучше вам дружить,
Раку с раком в мире жить?
Три бобра ([р], [р'], [л], [л'])
Замерзали три бобра:
Дом топить давно пора.
Только братцам было лень
Вылезать в холодный день.
Дрожь пробрала трёх бобров.
Кто бобрам принёс бы дров?
Кто бы дров им нарубил?
Кто бы печку растопил?
Пожалел их старый бобр -
Был он сед и очень добр.
Вынул он из брюк ремень
И прогнал боброву лень.
Побежали три бобра,
Принесли домой дрова.
Как дровишки разгорелись,
Сразу все бобры согрелись.
Кот ([р], [р'Ь [л], [л'])
После ливня кот гулял
Мокрый, юный и лохматый.
Кот природу изучал,
Лица луж он трогал лапой.
Лужи хмурились в ответ,
Но ему и дела мало,
И, расплёскивая свет,
Отражение дрожало.
Букашки в ромашках ([р], [л], [л'])
На крыше — ромашки.
В ромашках — букашки.
Зачем же букашки
Залезли в ромашки?
Ведь если положим
Ромашки в кармашки,
То эти букашки
Залезут в рубашки.
Аквариум ([р], [р'], [л], [л'])
Вот в аквариуме рыбки —
Шаловливые улыбки.
Рыбки в крапинку, в горошек,
С плавниками, но без ножек.
Есть в полоску, есть цветные,
Черно-белые, любые.
Корова ([р], [р'], [л], [л'])
Нарисую я корову
Круторогу, черноброву.
Я рога закрашу серым,
Бурым — бок, а ноги — белым.
Пусть гуляет на пригорке,
Ест траву из рук Егорки.
Много дарит молока,
Сыра, масла, творога.
Поросёнок ([р], [р'], [л], [л'])
Поросёнок говорит:
«У меня живот болит.
Я отбросов съел с утра
Три корыта, три ведра.
Там морковка, и картошка,
И редисочки немножко,
Рис, перловка и горох —
У кишок переполох!
Заурчали, заворчали!
Я в расстройстве, я в печали.
Видно, вредно есть с утра,
Повторю-ка с вечера!»
Отара ([р], [р'], [л'])
Триста тридцать три барана
Шли на речку утром рано.
Шерсть у них в колечки свита,
Сострижёшь — и свяжешь свитер
Карась ([р], [л], [л'])
Я под вербою в пруду
Карася всегда найду
И скажу ему: «Дружище,
Что ты в водорослях рыщешь?
Вылезай-ка на траву, —
Карася я позову, —
Или прыгай прямо в лодку —
Дам попробовать селёдку».
Чебурашкины мурашки ([р], [р'], [л], [л'])
По спине у Чебурашки
Так и бегают мурашки:
Знать, старуха Шапокляк
Пошутила страшно так —
И за шиворот рубашки
Сыпанула три мурашки.
Ах, как чешется она,
Чебурашкина спина.
И мурашку за мурашкой
Ловит бедный Чебурашка.
Декабрьское ([р'], [л'])
В декабре метели пели,
Прилетели свиристели.
На рябине ночевали,
Всю её переклевали,
A за ними — снегири,
Тридцать три и тридцать три.
Дверь тихонько отвори —
Вот их сколько, посмотри!
Вечереет. На заре
Снова птицы во дворе.
Залетайте поскорей:
С вами зимы веселей!
Трамвай ([р], [р'], [л'])
Трамвай по рельсам дребезжит,
Земля под рельсами дрожит,
Дрожат дома, в домах — хрусталь,
Грохочет громко рельсов сталь!
Крот ([p], [л])
Подружился с крысой крот,
Проводил её в свой грот,
Накормил подругу он
Виноградом и зерном,
На прощанье дал ромашку,
Чмокнул в серую мордашку.
Попрощался, стало грустно,
Крот уныло грыз капусту.
Компания ([р], [р'], [л])
На работе у Раисы
Вырос кустик барбариса.
A вот брат её Борис
Видел в парке кипарис.
A подруга их Лариса
Посадила три ириса.
Как птицы кота проучили ([р], [р'], [л], [л'])
Кот крадётся вдоль забора.
Этот кот - большой обжора.
Переловит всех подряд:
Воробьёв и воронят,
Снегирей, грачей, синиц.
Он — гроза и крыс, и птиц.
Раз вороны сговорились —
Проучить врага решились.
Налетели с трёх сторон -
Нет отбоя от ворон.
Всё в крови: и шерсть, и нос.
Кот бежит, задравши хвост.
С той поры он стал иной -
Птиц обходит стороной!
Оркестр на пруду ([р], [р'], [л], [л'])
К раку каракатица
На карете катится.
Только вечер наступает —
На гитаре рак играет.
У рояля стрекоза —
Изумрудные глаза.
Водомерка - первой скрипкой,
Дирижирует улитка,
А солируют лягушки —
Три зелёные подружки.
Муравейник ([р], [р'], [л], [л'])
В муравейнике под ивой
Муравьи живут красиво.
Дом их — сказочный дворец,
Каждый житель в нём боец.
С детства учатся стрелять,
Охранять царицу-мать.
А царица не прядёт —
Яйца белые кладёт.
Защищают муравьи
Яйца царские свои.
И живут в стране счастливой
Во дворце под старой ивой.
Шаровары у Варвары ([р], [р'], [л], [л'])
Средний рыжий брат Егорка
С младшим Ромой ехал с горки.
А у старшей их сестры Шаровары так пестры,
Что рябит в глазах ребят,
И в сугроб они летят.
И зачем сестра Варвара
Ходит в пёстрых шароварах?
Про трёх червей ([р], [р'], [л], [л'])
Два румяных червяка
Поцарапали бока,
Вылезая спозаранку
Из пустой консервной банки.
Третий друг в траве лежал —
Двух румяных поджидал.
И отправились втроём
Через рощу в водоём.
Там в пруду бока отмыли —
Прямо к рыбам угодили.
Радуга ([р], [р'], [л], [л'])
Радуга яркая, радуга летняя,
Добрая память дождя.
Руки раскинула врозь семицветные,
До горизонта дойдя.
Горный орёл ([р], [р'], [л], [л'])
Я рассвет встречаю на вершинах горных,
Как и подобает гордому орлу.
Распахну я пару крыльев сине-чёрных
И упругий ветер грудью разорву.
Скоро, скоро солнце всё вокруг наполнит,
И потухнет пламя рыжего костра,
А на остром крае пропасти бездонной
Задрожит от страха юная трава.
Дракон ([р] в стечениях согласных)
Дракон подрался с выдрой,
Из шкуры шерсть ей выдрал.
Как грустно выдре драной:
Саднит у выдры рана.
Прогоним мы дракона,
Чьи нравы вне закона.
Драчун просил прощенья,
Принёс ведро варенья.
И выдра прослезилась,
С драконом помирилась.
Дракон-драчун прощённый
Играл с выдрёнком чёрным.
Чёрный кот и кошка Грета ([р], [р'], [л], [л'])
Чёрный-чёрный страшный кот
Крался ночью у ворот.
В темноте горят глаза —
Он мышей и крыс гроза.
Мыши в норах затряслись,
Крысы в подпол забрались.
Кот - стрелою под забор.
Впереди — огромный двор.
Там лежит в полоске света,
Жмуря глазки, кошка Грета.
Мышкам можно не дрожать,
Крысам — смело вылезать:
Этой ночью страшный кот
На охоту не пойдёт.
Будет песни петь он Грете -
Той, что краше всех на свете.
Благодарность на помощь в ремонте группы перед началом учебного года:
Как в группе мы ремонт затеяли,
Не справиться бы нам вовек.
«Глаза боятся – руки делают» -
сказал когда-то умный человек.
Мы благодарны всем тем людям,
Тем, кто пришёл на помощь нам.
Теперь у их детей красивой группа будет.
«Спасибо!» - говорим мы вам!
Постановка звуков (из личного опыта) и их автоматизация
« previous entry | next entry »
фев. 17, 2011 | 08:34 am
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Почему ребенка не принимают в игру".
Консультация подготовлена с использованием статьи Елены Волковой-Гаспаровой....
Консультация для родителей "Почему ребенок не хочет есть"
Консультация для родителейПодготовила Ледяева Т.А., воспитатель СП ГБОУ СОШ 1 ОЦ с.Большая Глушица дс 3 Красная ШапочкаПочему ребенок не хочет естьПлохой аппетит у детей доставляет родителям немало тр...
консультация для родителей "ПОЧЕМУ РЕБЕНОК МАНИПУЛИРУЕТ?"
Слезы, хитрость, упрямство, слабость, «уход в болезнь», капризы, шантаж... Вот неполный арсенал детских манипулятивных приемов, которые знакомы любому родителю и педагогу. В чем причина ...
Консультация для родителей "Почему ребенок молчит"
Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи,- это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в п...
Консультация для родителей: "Почему ребенок кусается? Как отучить ребенка от этой привычки?"
Консультация для родителей: "Почему ребенок кусается? Как отучить ребенка от этой привычки?"...
Консультация для родителей "Почему ребенок себя плохо ведет?" Четыре стиля воспитания, которые приводят к избалованности ребенка.
Почему себя плохо ведет ребенок? А чем причина? Может быть в нас - родителей?...
Консультация для родителей «Почему ребенку нужна игра» (советы родителям)
В играх у детей развивается личность во всех сферах: познавательной,эмоциональной, социальной, творческой, двигательной и мотивационной. Существуетогромное количество игр, цель которых сформировать те...