Развитие речи дошкольников
консультация по развитию речи на тему
Сегодня сложилась ситуация, когда за консультацией к психологу обращаются родителей детей разного возраста. Семьи стали пристальней обращать внимание на возникающие отклонения в развитии их чад, и прибегать к помощи специалиста. И среди обращающихся за помощью семей сегодня чаще всего можно встретить родителей детей раннего возраста. В этом возрастном диапазоне консультант встречается с наиболее широким веером проблем. Но такая ситуация обусловлена не столько объективными особенностями возраста, сколько отношением взрослого к имеющимся проблемам, восприятием их временными, проходящими по мере взросления ребенка. В сознании родителей существует представление о сложностях первого года жизни ребенка.
На сегодняшний день чаще всего родители детей раннего возраста обращаются к психологу-консультанту с проблемой запаздывания появления активной речи. Практика показывает, что своевременно развивающийся ребенок начинает говорить в период от 2 до 3 лет. Активная речь возникает у ребенка как средство ситуативно-делового общения со взрослыми. В процессе взросления ребенка, такая форма общения для него становится необходимой в его окружающем предметном мире. После того, как ребенок для себя открыл независимое существование предметов, он стремится к их всяческому познанию. Предметно-орудийная деятельность ребенка раннего возраста становится для него основной и обуславливает стремление к познавательной деятельности, что в результате ведет к развитию личности ребенка.
Поскольку речь, является ведущим процессом психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Поэтому очень важно во время распознать наличие проблем в развитие речи малыша, запаздывание ее развития. И самое главное правильно консультирование и дифференцирование действий специалистов и родителей с целью достижения максимального результат.
Объект исследования: речевое развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования: консультирование родителей психологом по поводу проблем речевого развития детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_gazetu.docx | 91.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №100 «ЖАР-ПТИЦА»
Нигматуллина Регина Фаритовна
Консультирование родителей по поводу проблем речевого развития детей раннего возраста
Содержание
Глава I. Особенности речевого развития детей раннего возраста
1.1. Характеристика развития речи ребёнка раннего возраста
1.2. Особенности и причины речевого недоразвития детей раннего возраста
1.3. Диагностика задержки развития речи у ребенка
Глава II Консультирование семей имеющих детей с речевыми нарушениями
2.1. Консультирование родителей по поводу проблем речевого развития детей раннего возраста
2.2. Практические основы консультирования семей, имеющих детей с речевыми нарушениями
Список использованной литературы
Актуальность работы. Сегодня сложилась ситуация, когда за консультацией к психологу обращаются родителей детей разного возраста. Семьи стали пристальней обращать внимание на возникающие отклонения в развитии их чад, и прибегать к помощи специалиста. И среди обращающихся за помощью семей сегодня чаще всего можно встретить родителей детей раннего возраста. В этом возрастном диапазоне консультант встречается с наиболее широким веером проблем. Но такая ситуация обусловлена не столько объективными особенностями возраста, сколько отношением взрослого к имеющимся проблемам, восприятием их временными, проходящими по мере взросления ребенка. В сознании родителей существует представление о сложностях первого года жизни ребенка.
На сегодняшний день чаще всего родители детей раннего возраста обращаются к психологу-консультанту с проблемой запаздывания появления активной речи. Практика показывает, что своевременно развивающийся ребенок начинает говорить в период от 2 до 3 лет. Активная речь возникает у ребенка как средство ситуативно-делового общения со взрослыми. В процессе взросления ребенка, такая форма общения для него становится необходимой в его окружающем предметном мире. После того, как ребенок для себя открыл независимое существование предметов, он стремится к их всяческому познанию. Предметно-орудийная деятельность ребенка раннего возраста становится для него основной и обуславливает стремление к познавательной деятельности, что в результате ведет к развитию личности ребенка.
Поскольку речь, является ведущим процессом психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Поэтому очень важно во время распознать наличие проблем в развитие речи малыша, запаздывание ее развития. И самое главное правильно консультирование и дифференцирование действий специалистов и родителей с целью достижения максимального результат.
Объект исследования: речевое развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования: консультирование родителей психологом по поводу проблем речевого развития детей раннего возраста.
Цель работы: рассмотреть основы консультирования родителей по поводу проблем речевого развития детей раннего возраста.
Задачи, которые необходимо выполнить в работе:
- рассмотреть особенности речевого развития детей раннего возраста;
- изучить характеристику развития речи ребенка раннего возраста;
- выявить особенности и причины речевого недоразвития детей раннего возраста;
- рассмотреть методы диагностики задержки развития речи у ребенка;
- рассмотреть основы консультирования родителей по поводу речевого развития детей раннего возраста;
- изучить практические основы консультирования семей, имеющих детей с речевыми нарушениями.
Глава I. Особенности речевого развития детей раннего возраста
1.1. Характеристика развития речи ребёнка раннего возраста
Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое.
При систематической работе и при благоприятных условиях к трем годам речь детей развивается настолько, что они в состоянии выразить словами свое желание, мысль, повторить то, что запомнили. Они могут декламировать небольшие стихи, петь песни[1].
Ребенок рождается с такими унаследованными качествами мозга, которые дают ему возможность усвоить речь и овладеть языком, на котором говорят окружающие его люди. Но для того, чтобы он заговорил, ему необходимо слышать речь взрослых, с ним надо разговаривать. Ребенок учится языку у взрослых.
Характеристика речевой деятельности детей 1-го года жизни
Произносить первые слова большинство детей начинает на втором году жизни, в возрасте 12-14 месяцев. До этого времени у ребенка наблюдается предшествующая речи звуковая активность - подготовительные упражнения, способствующие развитию говорения, умению произносить слова, овладению речью.
Эта звуковая активность раньше всего проявляется в крике. Крик ребенка, похожий на плач, - сигнал о неблагополучии, своеобразное сообщение взрослым, родителям о том, что ему необходимо в чем-то помочь.
Ребенок кричит по четырем причинам: когда голоден, когда ему холодно, когда он нуждается в смене белья и, наконец, если ему нездоровится. Опытное ухо матерей разбирает характер детского крика и определяет его причину. Когда устраняются эти причины, крик ребенка прекращается.
Когда ребенок здоров, сыт, когда ему достаточно тепло, то сравнительно рано, приблизительно на третьем месяце жизни, звуковая активность его проявляется в форме «гуления». «Гу-агу» - такие звуки издает ребенок. Это гуление сопровождается выражением радости, удовольствия на личике ребенка. Интересно, что положительное настроение ребенка значительно ярче и сильнее проявляется, когда взрослые обращаются к нему с речью, когда они разговаривают с ним.
Поэтому речь ребенка надо развивать с самого начала жизни. Надо «разговаривать» с ребенком, когда его берут кормить, когда ему меняют белье, делают гигиенические процедуры, когда он, бодрствуя, лежит в кроватке. Говорить с ним или напевать колыбельную песенку следует и перед засыпанием. Надо, чтобы с самого начала жизни ребенок слышал и воспринимал человеческую речь. Это первое и необходимое условие для его нормального развития[2].
К шести месяцам дети начинают лепетать, произнося при этом больше звуков, чем раньше. Ребенок уже начинает подражать взрослым, повторяя некоторые элементы слышимой от них речи.
В лепете ребенка многократно ритмически повторяются отдельные слоги: ма-ма, ам-ам, па-па, ба-ба, дя-дя, ня-ня и т.п. Из этих сочетаний и образуются первые слова, содержание и смысл которых складываются и вырабатываются у ребенка под влиянием взрослых.
В этот период жизни ребенка следует говорить с ним, перекликаться, повторять звуки, которые встречаются в его лепете. Необходимо лепет связывать с предметами и таким образом наполнять его определенным содержанием, развивая у ребенка понимание окружающей действительности. Детям нравится, когда с ними разговаривают. Они внимательно прислушиваются к речи взрослых, воспринимают ее, пытаются повторять и повторяют некоторые звуки.
С 6-7 месяцев дети начинают постепенно понимать речь и отвечать на нее определенными действиями. Они подползают или подходят на зов, отвечают на приветствия, качая головой, прощаются, махая ручкой, делают «ладушки», находят и показывают предметы по просьбе взрослых. К году они начинают сообщать звуками о своих нуждах, например, произносят «ам-ам» (хочу есть), «бах» (упала игрушка), обращают звуками внимание взрослых на предметы, которые их интересуют.
Характеристика речевой деятельности детей 2-го года жизни
В 12-14 месяцев у детей появляются первые слова, возникающие из лепета: «мама», «баба», «папа», «няня», «ляля» и т.д. В течение второго года, если с ребенком разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до 250 - 300 слов.
Бывают случаи, когда дети начинают говорить (произносить первые слова) не в 14 месяцев, а значительно позднее - к двум и даже к трем годам. Такое отставание может быть вызвано разными причинами. Возможно, уделяется мало внимания в плане общения с ребенком или взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша и ему не нужно стремиться выражать их словами. Среди причин могут быть и медицинские показания, желательно обратиться к специалистам (психологу, врачу - логопеду)[3].
Овладение речью дается маленькому ребенку нелегко: он еще и недостаточно ясно воспринимает речь взрослых и недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом. Нельзя мешать правильному развитию речи ребенка, подражая ему в неправильном произношении слов. Чтобы речь ребенка развивалась нормально, взрослым необходимо произносить слова нормально, правильно. Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро овладеет хорошим, правильным произношением.
Характеристика речевой деятельности детей 3-го года жизни
За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью. К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства[4].
Итак, речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления.
1.2. Особенности и причины речевого недоразвития детей
Причин, по которым у ребенка могут возникать различные речевые нарушения, может быть великое множество, начиная от патологии, возникшей у его мамы во время беременности и осложнений при родах, и заканчивая влиянием перенесенных в раннем возрасте вирусных заболеваний и черепно-мозговых травм. Все эти факторы необязательно приведут к отставанию развития речи у ребенка, однако наличие одного или нескольких из них должно заставить родителей более внимательно следить за появлением в речи малыша новых слов, особенностями произношения звуков, уделять больше времени занятиям и упражнениям, нацеленным на развитие речи.
Своевременное развитие речи зависит не только от физического состояния ребенка, но и от его психического развития. При отставании в общем психическом развитии, у детей чаще всего страдает и речевая функция. А недостаточное развитие речи в свою очередь оказывает влияние на психическое развитие, еще сильнее замедляя его. Именно поэтому так важно своевременно заметить нарушения в развитии речи ребенка и при возникновении сомнений обратиться за консультацией к логопеду, психологу[5].
Многие родители считают, что бить тревогу раньше 5-летия малыша не стоит, и все проблемы сами собой исчезнут к этому возрасту. Некоторые нарушения, прежде всего физиологическое косноязычие действительно полностью перестают беспокоить ребенка и его родителей, но значительные отставания речевой функции можно исправить, только совмещая домашние занятия и специальную коррекционную программу, предлагаемую специалистом-дефектологом, и в 5 лет сделать это будет значительно труднее, чем в 3 или 4.
Можно выделить четыре основные проблемы речевого развития. Прежде всего, - это проблема артикуляции отдельных звуков. Для речи 3-летнего ребенка замена некоторых звуков сходными по звучанию. К числу сложных для дошкольников звуков относятся шипящие – «Ч», «Щ», «Ж» и «Ш»; свистящие – «З», «С» и «Ц» и сонорные – «Р» и «Л». До пяти лет такие мены допустимы, но если и после достижения этого возраста Ваш малыш не может чисто произносить все звуки, то необходимо обратиться к логопеду. В большинстве случаев подобное расстройство речи происходит из-за недостаточной подвижности языка. Лечится нарушение звукопроизношения при помощи специального комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения, укрепляющие мышцы речевого аппарата необходимо выполнять ежедневно. Подобные упражнения можно выполнять и в более раннем возрасте дома - предложите малышу поцокать язычком как лошадка, потом изобразить часы, раскачивая язык из стороны в сторону, потом высунуть его и облизнуться как кошечка и т.п. Те звуки, которые малышу даются труднее всего, можно потренироваться говорить изолированно, а затем подобрать специальные стихи и скороговорки, которые помогут ребенку отработать его произношение в речи.
Другой серьезной речевой проблемой является общее недоразвитие речи, оно характеризуется скудным словарным запасом, использованием в речи неправильных грамматических форм, отсутствие связности речи. Дошкольники с подобной речевой проблемой часто испытывают затруднение, если им предлагают описать картинку или пересказать хорошо известную ему сказку, путают предлоги и окончания. Обычно общее недоразвитие речи сопровождается и проблемами с произношением звуков. Также у таких детей хуже развит фонематический слух, им сложнее вычленять отдельные звуки из состава слова.
Подобное нарушение речи может иметь несколько причин. Возможно, на отставание в развитии речи влияет нарушение работы зон мозга, отвечающих на речь. Для преодоления подобных нарушений логопеды предлагают использовать пальчиковую гимнастику и разнообразные задания и упражнения, тренирующие мелкую моторику рук[6].
Но недоразвитие речи может развиться и из-за того, что родители, стремясь обеспечить ребенка лучшими игрушками, следя за режимом его питания и соблюдением санитарно-гигиенических норм упускали важность общения. Иными словами, если Вы мало разговариваете со своим малышом, если для него не создается коммуникативной среды стимулирующей общения, его речь без практики может долгое время оставаться скудной. Помимо специальных логопедических программ недоразвитие речи может предотвратить элементарное внимание по отношению к ребенку: спрашивайте у малыша о его новостях или настроении, просите рассказать о любимых сказочных или мультипликационных героях, во время прогулок обсуждайте все, что вы видите вокруг. Недоразвитие речи могут провоцировать не только очень занятые, но и чрезмерно заботливые родители, которые всячески стремятся предугадать любое желание или просьбу своего чада, тем самым лишая его необходимости самому формулировать свои желания и мнения.
Логоневроз или заикание – одна из речевых проблем, которые диагностируются в раннем возрасте и требуют специализированной коррекции дефектолога. Самостоятельно решить проблему заикания нельзя, поэтому если Вы замечаете, что малыш заикается, сразу отправляйтесь к специалисту. Поставить диагноз логоневроз можно уже в 3 года, иногда чуть раньше. При раннем обращении к врачу можно добиться устойчивой ремиссии этого речевого расстройства. Причины возникновения у детей заикания до сих пор до конца не изучены, бытующий миф о том, что его появление провоцирует сильный испуг, не подтверждаются научными теориями, так как многие дети в разном возрасте испытывают стрессовые ситуации, но только некоторые начинают после этого заикаться[7].
При возникновении глубоких нарушений работы зон коры головного мозга, ответственных за развитие речи может наблюдаться одна из самых серьезных речевых проблем – алалия или задержка развития речи. Если в три года словарный запас малыша ограничивается 5-10 словами или он вообще не начал разговаривать, то тянуть с посещением логопеда нельзя. При раннем начале корректирующей терапии это нарушение речи можно успешно преодолеть. Родители могут подкреплять занятия у дефектолога регулярными развивающими и обучающими играми.
Крайне важно преодолеть все имеющиеся у ребенка речевые проблемы перед походом в школу, ведь не устраненные нарушения могут не только негативно сказаться на успеваемости в целом, но и привести к возникновению у первоклассника дисграфии и дислексии.
Итак, своевременное развитие речи зависит не только от физического состояния ребенка, но и от его психического развития. При отставании в общем психическом развитии, у детей чаще всего страдает и речевая функция. А недостаточное развитие речи в свою очередь оказывает влияние на психическое развитие, еще сильнее замедляя его. Именно поэтому так важно своевременно заметить нарушения в развитии речи ребенка и при возникновении сомнений обратиться за консультацией.
1.3. Диагностика задержки развития речи у ребенка
Диагностировать задержку в развитии речи можно в том периоде, когда речь уже должна быть развитой, а именно – в 3-4 годика. Зачастую подобный диагноз специалисты ставят в то время, когда упущена возможность наверстать или скорректировать это состояние. По этой причине родители не должны ждать, когда малыш начнет сам говорить и внимательно отслеживать становление его речи, начиная с наиболее раннего возраста, в особенности, если для этого имеются показания (проблемы развития плода внутри утробы, тяжелые роды, неврологические показания)[8].
Малышу диагноз ЗРР ставят лишь на основании комплексного заключения таких специалистов, как: невропатолог, психолог, логопед. Перед назначением лечения в подобной ситуации сначала выясняется причина, благодаря которой произошла задержка в развитии. Если проблема психологического характера (нехватка внимания взрослых, не было потребности в разговоре), наилучшим методом по исправлению ситуации будет дополнительное стимулирование речи. Родителям придется уделять внимание по максимуму и вносить эмоциональную сторону в отношения со своим чадом. Также необходимо проводить занятия с логопедом и дефектологом.
Если проблема неврологическая, и задержка речевого развития произошла в результате дисфункции мозга, лечение должен назначить врач-невропатолог. Он выпишет медикаменты ноотропного действия (кортексин, ноотропил, энцефабол, цинаризин), действие которых направлено на лучшее кровообращение мозга и поддержку интегративной мозговой функции. ЗРР неврологического характера может быть вылечена с помощью метода транскраниальной микрополяризации. При этом участки головного мозга, которые отвечают за развитие речи, будут подвержены действию постоянного тока со слабой силой (в 10 раз меньшей, чем во время электрофореза), что способствует активизации деятельности этих участков, нормализации развития речи и познавательных процессов, таких как память и внимание[9].
Специалисты ставят диагноз ЗРР на основе беседы с родителями, общения с ребенком и с помощью специальных тестов: шкалы Бейли для оценки развития грудных детей, шкалы раннего речевого развития, Денверского скринингового теста оценки развития ребенка и др.
Задержка речевого развития диагностируется, если ребенок:
- в 2 мес. мало лепечет;
- в 8 мес. не откликается на свое имя, не понимает названия простых предметов и понятий, не выполняет простых действий;
- в 2 года не любит повторять слова, имеет бедный словарный запас из единичных слов;
- в 2, 5 года не может принести названные предметы, не знает названия частей тела, не умеет составлять словосочетания;
- в 3 года в основе речи имеет отдельные слова, а не распространенные предложения, не всегда понимает смысл текстов или речи окружающих.
- Чтобы нивелировать задержку речевого развития и стимулировать этот процесс, специалисты применяют массу способов развития детской речи.
Для коррекции речи ребенка применяются как медикаментозные методы, так и психолого-педагогические. Эффективным считается комплексный подход к лечению ЗРР.
Большую роль играют родители, активно общающиеся с ребенком, задающие ему вопросы, требующие наиболее полного ответа, читающие малышу книги, обсуждающие с ним героев и все, что происходит в окружающей жизни. Параллельно необходимы занятия с логопедом и дефектологом.
Все большую популярность приобретают дельфинотерапия (плавание с дельфинами), иппотерапия (езда на лошадях) и др[10].
При этом не уменьшается значение специальных педагогических методик коррекционной работы с речью: арттерапия, музтерапия, развитие мелкой моторики, пальчиковые и подвижные игры, рисование, лепка и т. д.
Родителям специалисты дают такие рекомендации:
- главное ― не закрывать глаза на речевые проблемы малыша, не паниковать, не комплексовать, а просто помогать ребенку развиваться;
- говорить с ребенком грамматически правильно, четко, внятно, в нормальном темпе, не растягивая слова, но и не торопясь;
- ни в коем случае не сюсюкать и не повторять ошибки ребенка;
- отвечать на все вопросы малыша и даже стимулировать постановку новых;
- выслушивать ребенка до конца, исправляя ошибки в произношении по окончании монолога;
- как можно больше читать книжек и давать слушать аудиозаписи;
- во время игры активно разговаривать;
- предпочитать задания на развитие речи и мелкой моторики рук;
- выполнять все рекомендации специалистов[11].
Только совместные усилия к выбору методов развития детской речи дадут наибольшую результативность, и диагноз «задержка речевого развития» будет побежден.
Итак, диагностировать задержку в развитии речи можно в том периоде, когда речь уже должна быть развитой, а именно – в 3-4 годика. Зачастую подобный диагноз специалисты ставят в то время, когда упущена возможность наверстать или скорректировать это состояние. По этой причине родители не должны ждать, когда малыш начнет сам говорить и внимательно отслеживать становление его речи, начиная с наиболее раннего возраста.
Глава II Консультирование семей имеющих детей
2.1. Консультирование родителей по поводу проблем речевого развития детей раннего возраста
На сегодняшний день сложилась ситуация, когда за консультацией к психологу обращаются родителей детей разного возраста. Семьи стали пристальней обращать внимание на возникающие отклонения в развитии их чад, и прибегать к помощи специалиста. И среди обращающихся за помощью семей сегодня чаще всего можно встретить родителей детей раннего возраста. В этом возрастном диапазоне консультант встречается с наиболее широким веером проблем. Но такая ситуация обусловлена не столько объективными особенностями возраста, сколько отношением взрослого к имеющимся проблемам, восприятием их временными, проходящими по мере взросления ребенка. В сознании родителей существует представление о сложностях первого года жизни ребенка[12].
Такие проблемы, как: бессонные ночи, беспричинный плач, родители считают, что все это нужно просто перетерпеть. Таким образом, учитывая данную установку и недостаточность знаний, и особенностей детского развития у родителей младенцев не возникает мысли о том, что имеющиеся у них трудности выходят за рамки, так называемой нормы. Поэтому, на практике посещение консультации психолога родителями младенца – это достаточно редкое событие, но учитывая то, что в настоящее время работа психологов с будущими родителями только усиливается, в результате ситуация в ближайшее время может измениться.
Профилактическая просветительская работа психолога помогает направить внимание родителей на те стороны психического развития ребенка, которые в дальнейшем будут определяющими в его успешности, даст необходимые средства для контроля. Однако, сегодня, работа с будущими родителями пока не заняла полноценного места в консультативной практике, и проблемы развития младенцев в России редко решаются с помощью психолога-консультанта. Поэтому, в результате психолог уже встречается не столько с самой проблемой, а с ее отсроченными последствиями. Чаще всего, проблемы, с которыми приходят в консультацию родители двух-четырех-летних детей чаще всего – это последствия особенностей развития ребенка в младенчестве.
На сегодняшний день чаще всего родители детей раннего возраста обращаются к психологу-консультанту с проблемой запаздывания появления активной речи. Практика показывает, что своевременно развивающийся ребенок начинает говорить в период от 2 до 3 лет. Активная речь возникает у ребенка как средство ситуативно-делового общения со взрослыми. В процессе взросления ребенка, такая форма общения для него становится необходимой в его окружающем предметном мире. После того, как ребенок для себя открыл независимое существование предметов, он стремится к их всяческому познанию. Предметно-орудийная деятельность ребенка раннего возраста становится для него основной и обуславливает стремление к познавательной деятельности, что в результате ведет к развитию личности ребенка. Отечественные психологи, отмечают значения участия взрослого человека в освоении ребенком предметного мира, поскольку предметы, которые окружают ребенка он не может познать самостоятельно, т.е. без помощи взрослых. С тесным общением со взрослыми связана вся познавательная активность ребенка. И именно речь становится средством для этого общения[13].
Появление активной речи, является основным подтверждением правильного и своевременного психического развития ребенка. Появление активной речи у ребенка дает возможность родителям сравнивать своего ребенка со сверстниками, но иногда такое сравнение приводит к неоправданным волнениям. Психологи достаточно часто встречаются с взволнованностью родителей, в том случае, если их чадо начинает говорить на месяц-другой позже, чем другой ребенок. Поскольку у родителей нет возможности оценить, на сколько серьезным является такое отставание, родители часто драматизируют ситуацию и начинают сосредоточивать свои усилия на всевозможных формах стимуляции речевого развития.
Часто бывают случаи, когда усердие родителей, приводит к прямо противоположному результату. Когда просят ребенка постоянно произнести то или иное слово, сказывается и налагает отпечаток эмоциональная окрашенность ситуации. В результате такой настойчивости со стороны родителей может быть, что ребенок начинает избегать таких ситуаций общения со взрослыми, и это в дальнейшем усугубляет проблему.
Наряду с такими случаями, когда в основании, которых лежат проблемы, когда родители не учли возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка, психологу приходится сталкиваться и с более серьезными проблемами речевого развития. Чаще всего в работе с такими случаями требуется дифференциация задержек, которая является следствием органического дефекта или имеет психогенную природу. Однозначно, помощь психолога принесет максимальный эффект только в том случае, когда отставание в речевом развитии ребенка было вызвано определенными условиями общения с ним, которые сложились в данной семье. Так как речь – это средство коммуникации, поэтому достаточно важно проанализировать условия детско-родительского взаимодействия[14].
Рассмотрим конкретный пример, к психологу-консультанту обратилась мама Андрея, которому 2 года 8 месяцев. Причина – несмотря на то, что ее ребенок достаточно активный и сообразительный, он до сих пор не говорит. В общении со взрослыми использует указательные жесты, выразительные взгляды. Со слов матери, психолог-консультант понял, что для нее не сложно понять, что хочет ее ребенок, однако обратиться к психологу ее заставило желание, чтобы ее малыш начал контактировать с другими людьми.
Справка: Андрей - второй ребенок в семье, где трое детей. В семье есть еще мальчик четырех лет, и девочка восьми месяцев. Старший ребенок посещает детский сад, младшие дети находятся дома с мамой.
При обследовании Андрея, психолог-консультант, выяснил, что мальчик действительно, является спокойным и любознательным, а так же инициативным ребенком. Но контактировать консультанту с мальчиком удалось только с помощью маминого посредничества. Предложения консультанта чаще всего оставались как будто не услышанными, однако если они казались ребенку интересными, он их выполнял очень даже успешно. При этом, Андрей показывал свои желания маме, обращая внимание на нужный ему предмет или показывал ей на него пальцем. В ходе общения консультанта с Андреем, его мама выступила своеобразным переводчиком.
Из хода беседы с мамой консультант-психолог понял, что в последнее время она занята в основном заботами о младшем ребенке. Девочка растет беспокойной, постоянно требующей к себе внимания. Андрей, не мешает маме и может на протяжении длительного времени ее не тревожить, играя самостоятельно. Так же его папа в последнее время научил пользовать компьютером, и малыш играет в компьютерные игры. Усидчивость ребенка и способность Андрея, длительное время играть в компьютерные игры вызывает восхищение родителей, которые видят в этом проявление его особых способностей[15].
Таким образом, общение ребенка со взрослыми ограничено решением бытовых проблем. Андрей, достаточно значительную часть времени тратит на общение с компьютером, которое требует особых навыков. Со слов мамы стало понятно, что Андрей умело, манипулирует мышью, нажимает клавиши на клавиатуре и обходится жестами в дома в бытовых ситуациях. При достаточно чутком отношении матери к нуждам ребенка он не испытывает необходимости в совершенствовании средств общения и использования речи. Специалист рекомендовал этим родителям увеличить сферу общения с ребенком за счет обсуждения способов использования бытовых предметов, личных нужд и интересов ребенка, желательно исключить максимально общение и игру на компьютере, таким образом, не допуская приоритета механических способов общения перед человеческими.
Как видно из примера, здесь проблема запаздывания речи, не в психологических отклонениях ребенка, а отсутствии необходимости использования речи и ограниченного общения в кругу семьи.
Итак, резюмируя все выше сказанное приходим к следующему выводу, появление активной речи у ребенка является результатом изменения формы его общения со взрослым. Причин задержек речевого развития множеств. Главным условием для речевого развития ребенка, является его включенность в общение с другими людьми, и непосредственно с членами семьи. Недостаток речевого общения, или его вялость, может быть обусловлена гиппер занятостью, усталостью родителей, которые начинают приветствовать самостоятельные занятия ребенка. Поэтому, так называемое, удобство родителей, их спокойствие часто становится фактором, которые ограничивает развитие речевого развития малыша.
При этом, запаздывание появления активной речи может быть следствием прямо противоположной ситуации. Например, как ответ на излишнюю активность и инициативность родителей, которые не дают возможности проявить инициативу самому ребенку. В том случае, взрослый, который ухаживает за ребенком, точно удовлетворяет и угадывает его желания. При этом, не дожидаясь просьбы со стороны малыша, в том случае, если вопросы ребенку задаются таким образом, что ему достаточно просто кивнуть, то ему активная речь в повседневной жизни становится просто ненужной[16].
Поэтому, необходимость в использовании активной речи не возникает и в том случае, если в отношениях с ребенком в семье на первом плане продолжает оставаться эмоциональное взаимодействие Поскольку, для того чтобы ребенку выразить чувства не всегда нужны слова. Поскольку, то что ребенку, является необходимым в младенчестве, становится для него недостаточным в процессе взрослением и с началом активного освоения им мира человеческой культуры. Речь ребенку нужна для содержательного обмена информацией с окружающим его миром, и если объединить усилия взрослых и ребенка для достижения единой цели, получится традиционный результат – ребенок будет активно использовать свой словарный запас. И при отсутствие сотрудничества в решении задач продуктивной деятельности также лишает ребенка необходимости осваивать активные формы речи[17].
Итак, очевидно, что решение проблемы речевого развития требует от консультанта, прежде всего, анализа семейной обстановки. Под углом зрения: на сколько на достаточном уровне организовано общение ребенка со взрослыми, а так же специфика и способы их взаимодействия. В процессе взросления, малыш становится более самостоятельным, а действия его автономными от действий взрослых. Возникает необходимость ребенку оставаться на некоторое время в одиночестве, отпускать от себя взрослых чрезвычайно должно приветствоваться родителями. И если, у ребенка отсутствует стремление к автономности при достижении им двух-трехлетнего возраста – это начинает беспокоить родителей, и воспринимается, как серьёзная проблема.
2.2. Практические основы консультирования семей, имеющих детей с речевыми нарушениями
Основной задачей консультирования семей, которые имеют детей с нарушениями речи является оказание консультантом-психологом психологической помощи клиенту в процессе специально организованной беседы, которая направлена на понимание родителями сути проблемы и способов ее решения.
Специфика консультирования родителей, имеющих в семье детей с проблемами речи, определяется рядом параметров[18]:
- кратковременность личных контактов родителей с консультантом-психологом (одна-три);
- эпизодичность данных контактов;
- практическая завершенность каждой встречи родителей с психологом;
- активность родителей и заинтересованность в процессе консультирования их психологом;
- самостоятельность действий родителей по решению своей проблемы после консультации в соответствии с теми рекомендациями, которые дал специалист.
В зависимости от сложности и глубины проблемы, с которой обратились родители за психологической помощью в консультации, возможно выделить следующие виды психологического консультирования:
- индивидуальное консультирование одного из членов семьи;
- семейное консультирование (специалист консультирует обоих родителей).
Исходя из количества родителей или семей присутствующих на консультировании, выделяют такие виды консультирования:
- индивидуальное;
- групповое консультирование (несколько семей).
При этом, консультирование не обязательно должно происходить пи личной встречи психолога и родителей. Можно выделить так же такие виды консультирования:
- консультирование по телефону,
- переписка.
Процесс консультирования можно условно разделить на пять фаз: установление контакта с родителями, определение и диагностика проблемы, рабочая фаза, фаза решений и действий и фаза обратной связи.
Первая фаза – установление контакта с родителями. На первом этапе психолог должен определить границы взаимодействия с родителями. Осуществляется в ходе первичной консультативной беседы. В этой фазе устанавливаются дистанция общения и его составляющие. Психолог-консультант еще до начала беседы наблюдает за семьей, контактами родителей и ребенка. Он определяет тип их поведения в коммуникации с ребенком, отмечает особенности реакций детей и родителей в диаде, характер вербальных и невербальных контактов, способы оценки и регулирования поведения ребенка, характер речевого нарушения.
В первичной беседе выявляется характер отношения родителей к социальному педагогу (деловое, рентное, игровое) и устанавливаются границы взаимодействия с семьей.
Опытный психолог-консультант уже при первой встрече получает информацию об истории и этапах развития ребенка, воспитательном потенциале семьи, типе семейного воспитания, какие в семье установлены педагогические установки. Эта фаза позволяет родителям, в свою очередь, оценить возможности психолога, сориентироваться в тех процедурах, которые будут совершаться; Психолог определяет, будет ли их сотрудничество продолжительным или кратковременным.
Во второй фазе специалист переходит к определению проблемы у семьи. В результате на этом этапе психолог-консультант получает согласие родителей в понимании существующей проблемы. На данном этапе родители сам определяют проблему на языке трудностей. Психолог-консультант разъясняет проблемы с речью ребенка. Родители и психолог рассматривают и обсуждают возможные варианты решения проблемы, а так же возможные альтернативные варианты решения проблемы. На данном этапе психолог и родители должны прийти не только к единому пониманию проблемы, а к единому мнению в ее решении. Следует отметить, если на этом этапе психолог не пришел с родителями к единому пониманию проблемы, то весь консультативный процесс придется начинать заново.
Психолог проводит интервью родителей, характер беседы может носить управляемое или неуправляемое интервью, и определяется целями консультирования, индивидуальными особенностями консультируемой семьи и принятым теоретическим подходом.
На этом этапе консультирования возможно проведение детальной диагностика актуального уровня речевого развития ребенка. Провести которую может логопед, дефектолог, психолог, которые оценят умственного развитие, психосоматическое состояние, и исходные речевые возможности малыша.
Диагностика детской речи осуществляется по следующим критериям[19]:
1. Обследование понимания речи
2. Обследования уровня активного словаря
3. Уровень речевого подражания
4. Потенциальные возможности к объединению двух слов в одном высказывании (предложении)
5. Уровень звукопроизношения и состояния артикуляционного аппарата.
Кроме того, подлежат наблюдению:
А) Действия ребенка с игрушками (уровень игры, переключаемость, замена игрушек неигровыми предметами)
Б) Зрительное соотнесение предметов, одинаковых по форме, цвету, величине
В) Умение составлять из частей целое (разрезные картинки)
Г) Умение устанавливать равенство предметов
Материалами для обследования могут служить:
Игрушки; объемные фигуры различной конфигурации, цвета и величины; комплекты предметных и сюжетных картинок с изображением знакомых ребенку животных, предметов домашнего обихода и действий с ними; изображения игрушек.
Часто дети с недоразвитием речи, особенно «безречевые», с трудом вступают в контакт со специалистом, а поэтому, на первых встречах важно, прежде всего, установить эмоционально-положительные взаимоотношения с ребенком (на первом занятии вместе рассматриваем игрушки, предметы, картинки, привлекшие внимание, даем в них поиграть).
Данные первичной оценки речевого развития ребенка может быть представлены в виде таблицы[20]:
1. Уровень понимания речи
ЗАДАНИЕ | ВЫПОЛНЕНИЕ |
1. Названия игрушек (покажи: «Где зайка, мишка, мяч и т.д.) |
|
2. Названия предметов, используемых в быту (покажи ложку, шапку) |
|
3. Части тела куклы, свои (показать) |
|
4. Узнавание знакомых предметов по картинкам |
|
5. Названия действий (покажи, где девочка кушает, бегает, спит и т.п.) |
|
6. Покажи, кто спит, кто умывается, кто причесывается. |
|
7. Понимание элементарной просьбы (подойди ко мне, возьми киску, отдай киску маме) |
|
8. Узнавание предметов по их назначению (из предложенных 5-6- картинок выбрать) |
|
9. Что нужно, что бы поесть (ложка, тарелка) |
|
10. Что нужно чтобы пойти гулять (одежда, обувь) |
|
2. Состояние произносительной стороны речи
Звуки, произносимые правильно |
| ||
Замены звуков |
| ||
Отсутствующие звуки |
| ||
Правильно произносимые слова |
| ||
Слова-звукоподражатели |
| ||
Слова–фрагменты |
| ||
С л о в а р ь | |||
Количество слов в активном словаре (если поддается определению) | Возможность речевого подражании | Способность воспроизводить новые слова из одного слога | Способность воспроизводить новые слова из 2 слогов |
Внесенные в таблицу данные можно сопоставить с приведенными ниже нормативными показателями речевого развития[21]:
Диагностическая шкала оценки этапов начального вербального
развития в норме
Возраст | Основные показатели довербального и вербального развития |
11 месяцев | Использования 3 «лепетных» слов с соотнесением. |
12 месяцев. | Использование простой инструкции, дополняемой жестом. Использование 3-4 «лепетных» слов |
1 год 3 месяца | 6 слов произносит. Понимает простую инструкцию без жеста. |
1 год 6 месяцев | Словарный запас 7-20 слов. Показывает одну из частей тела. |
1 год 10 месяцев | ФРАЗА из 2 слов, словарный запас 20 слов. Показывает 3 части тела. |
2 года | Словарь - минимум 50 слов. Предложение из 2-х слов. Понимает двухэтапную инструкцию. |
2 года 10 месяцев. | Адекватно использует местоимения Я, ТЫ, МНЕ. Имеет представление о значении слова «один». |
3 года | Словарный запас около 250 слов, предложения из 3 слов, называет свое имя, пол, возраст, выполняет задания типа «положи кубик в коробку», «положи кубик под чашку» |
Следует помнить, что установление уровня речевого развития детей проводится в динамике. Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска. Ребенок, не пользующийся фразой к 2,5 годам, должен быть ОБЯЗАТЕЛЬНО консультирован врачом (детским невропатологом или психоневрологом) и логопедом. Следует также иметь ввиду, что до того, как ребенок научиться произносить, он должен понимать обращенную речь[22].
Шкала оценки понимания речи в норме
ВОЗРАСТ | УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ |
3-6 месяцев | Прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса |
6-10 месяцев | Понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам «поцелуй маму», «где папа», «дай руку», «нельзя» и т.д. |
10-12 месяцев | Понимает названия отдельных предметов |
12-14 месяцев | Узнает предметы по изображениям |
15-18 месяцев | Узнает предметы на сюжетных картинках |
2 года 6 месяцев | Понимает обозначения действий в различных ситуациях: «покажи, кто сидит, кто спит», понимает двухступенчатую инструкцию, вроде – «пойди в кухню и принеси чашку» и т.п. |
2 года 6 месяцев - 3 года | Понимает прочитанные взрослым короткие рассказы и сказки со зрительной опорой на иллюстрации и без нее |
4 года | Понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной, привычной ситуации |
Для психолога так же могут быть полезны некоторые психологические тесты[23]:
- Анализ темперамента Тэйлора-Джонсона;
- Шкала изменения межличностных отношений;
- Рене-Жиля фильм (Методика Р. Жиля);
- Кинетический рисунок семьи;
- Тест детско-родительских отношений А.Я. Варги – В.В. Столина;
- Методика «Анализа семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера;
- Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре Т.М. Трапезниковой; Опросник родительских отношений Р.С. Немова.
- Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
- Рисуночные методики («Рисунок семьи», «Нарисуй себя», «Дом-дерево-человек» и др.).
- Методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла;
- Тест-опросник удовлетворенности браком Столина, Романовой, Пантелеева;
- Тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»; Висбаденский опросник по методу позитивной семейной психотерапии; Методика РОП А.Н. Волковой.
- Опросник «Конструктивно-деструктивная семья Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса».
Третья фаза носит название рабочей. В результате ее проведения родители должны посмотреть на понимание проблемы по-новому.
Для этой фазы характерны следующие процессы: структурирование связи между родителями и психологом.
В рабочей фазе психолог может использовать разные методы и приемы.
Например, семейная дискуссия – один из наиболее широко распространенных и применяемых методов в семейной психокоррекции. Семейная дискуссия, представляет собой дискуссию в семейных группах. Цели дискуссии могут быть разными[24]:
1. Коррекция неправильных представлений о разных аспектах семейных взаимоотношений, а так же о способах решения семейных проблем и трудностей, возникающих конфликтов; о правильном планировании и организации семейной жизни; о распределении обязанностей между родителями, о правильной организации занятий с детьми дома.
2. Обучение родителей приемам и методам дискуссии. Задачи дискуссии заключаются в не том, чтобы доказать свою правоту специалисту, а вместе найти истинное решение, не прийти к обоюдному соглашению, а установить истину.
3. Обучение членов семьи объективности. На этом этапе психолог стремится привести родителей к одному и тому же мнению или снять напряжение по актуальным и острым семейным проблемам.
Так же имеют место следующие приемы которые использует психолог-консультант.
Проигрывание семейных ролей. Эти методики заключаются в проигрывание ролей в различного рода играх (ситуациях), которые тем ли иным способом символизируют семейные отношения. Например, игра в звериную семью. Так же применяется техника – «обмен ролями». Часто используются игры в которых дети и родители меняются ролями. Или члены семьи изображают различные аспекты своих взаимоотношений.
Ролевая игра, является естественной средой для ребенка. Применение ролевых игр, является хорошим способом коррекции их речи ребенка, его поведения, осознания взаимоотношений ребенка и родителей. Взрослым сложно использовать ролевые игры, поскольку психика устроена таким образом, что родитель боится «примерить» на себя роль к которой в повседневной жизни он не привык[25].
Возможно так же применение техник, которые формируют умение и навыки. В процессе изучения психологом семьи часто обнаруживается, что у ее членов отсутствуют или недостаточно развиты навыки, умения, которые необходимые не только для правильного речевого развития, но и для успешной семейной жизни. Вот чем хороши методики данной группы. В частности, перед родителями психолог ставит определенную задачу, или группу задач. Родителю сообщается об умении или навыке, которые он должен сформировать, и сообщается критерий, с помощью которого он может определить удалось ему сформировать данный навык или умение и насколько хорошо ему это удалось сделать.
Психолог-консультант, давая указания, предполагает и подает примеры решения тех или иных проблем, проводит дискуссию с родителями, и вводит «обусловленное общение». Психолог-консультант делает все возможное, чтобы правильные формы общения стали навыком.
Особое значение приобретает формирование версионного мышления. Занятия строятся следующим образом. Родителю, который упражняется сообщается об определенных поступках каких-то людей. Например, жена выражает неудовлетворенность различными поступками своего мужа; мать выполняет все желания своего сына; один из членов благополучной семьи вдруг совершает попытку самоубийства, или другие примеры. Участникам (родителям) нужно выдвинуть не менее 20 (а возможно и больше) версий мотивов, которые могут объяснить этот поступок. Навык считается сформированным, если упражняющийся без особого для себя труда, выдвинул большое количество версий, которые объясняют эти поступки[26].
Таким образом, формируется способность к быстрому выдвижению множества мотивов, она необходима при коррекции целого ряда семейных нарушений, которые могут быть причиной наличия у ребенка речевого дефекта.
В процессе консультирования семьи, предусматривается такая форма работы, как домашнее задание. Например, психолог-консультант может предложить семье разного рода задания или упражнения, для выполнения во время консультирования или в домашних условиях. Эти задания должны носить характер направленный на коррекцию речи ребенка, изменение поведения. Домашнее задание, предназначено для того, чтобы:
- помочь семье усвоить новые способы взаимодействия;
- разбить коалиции в семье;
- увеличить жизнеспособность семьи.
«Мимисис» – это метод, так назваемой, структурной семейной терапии. Психолог специально демонстрирует и изображает стиль взаимодействия членов семьи для того, чтобы «сплотить» семью и добиться изменений внутри семейной атмосферы и системы. Это специфическая техника направленная на сплочение семьи, она подразумевает некоторую активность психолога-консультанта, направленную на то, чтобы стать частью семейной системы и создать терапевтическую единицу. Приспособление психолога к стилю и правилам семьи приводит к формированию определенных отношений, и семья становится более восприимчивой к вмешательству со стороны психолога[27].
Четвертая фаза – принятие решения и действия. В результате в конце данной фазы должно появиться эффективное поведение родителей в естественной ситуации.
На этой фазе, специалист психолог, основываясь на определенной консультативной теории, разрабатывает план действий. Или другими словами, стратегию своего поведения, которое приводят родителей к поиску и нахождению выхода из сложившейся ситуации. Найдя оптимальное для себя решение, приняв его как собственное, обретя самостоятельность и уверенность в себе, родители принимают решение действовать. Вместе с психологом они разбирают разные способы и алгоритмы действий. Остановив свой выбор на наиболее приемлемом для себя, останавливаются на этом варианте. После идут применять этот выбранный вариант на практике, в естественных условиях. Если результаты заметны на практике принимают его, как модель своего поведения.
Пятая фаза носит характер обратной связи. В результате должно быть достигнуто удовлетворение родителей от процесса консультирования и его результатов.
Частично психолог получает данную информацию уже в процессе консультирования, когда наблюдает поведенческие признаки переноса. Психолог так же может организовывать эпизодические повторные встречи, для того чтобы прояснить ситуацию, или внести коррективы.
Исходя из полученных результатов, психолог делает выводы о правильности выбранной стратегии и тактики консультирования и должен реализовать такие требования к консультативной информации: конкретность и конструктивность ее содержания; адресованность конкретному лицу; констатирующий, своевременный и потребностный характер.
Стратегией психолога-консультанта должно быть не стремление разоблачить родителей, и выяснить кто виноват в сложившейся ситуации, что на фоне такого состояния де в семье, ребенок не желает или не может начать говорить. Психолог должен, прежде всего, облегчить психоэмоциональное состояние родителей, разъяснить суть проблемы, в конце концов, правильно ее выявить.
Психолог-консультант может выбрать различные типы поддержки и работы с родителями ребенка: влиятельный или внимательный, спрашивающий или утверждающий, ставящий диагноз или стремящийся к пониманию.
В процессе работы психологу-консультанту необходимо выработать специальные умения и навыки работы с родителями. Научиться ставить открытые и закрытые вопросы; фиксировать внимание на основных проблемах ребенка, или семьи; следовать в беседе за логикой изложения материала родителями; владеть умением перефразирования (прояснения смысла) и суммирования важнейших высказываний клиента, выразительного молчания; выдвижения и доказательства гипотез, а так же что не маловажно научиться совместно принимать с родителями решения, и научить их этому.
Таким образом, консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей с речевыми нарушениями является одной из наиболее важных форм в работе с ними.
Итак, цель работы можно считать достигнутой, в ходе ее выполнения были рассмотрены основы консультирования родителей по поводу проблем речевого развития детей раннего возраста.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи: рассмотрены особенности речевого развития детей раннего возраста; изучена характеристика развития речи ребенка раннего возраста; выявлены особенности и причины речевого недоразвития детей раннего возраста; рассмотрены методы диагностики задержки развития речи у ребенка; рассмотрены основы консультирования родителей по поводу речевого развития детей раннего возраста; изучены практические основы консультирования семей, имеющих детей с речевыми нарушениями.
Я считаю, что речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления.
Своевременное развитие речи зависит не только от физического состояния ребенка, но и от его психического развития. При отставании в общем психическом развитии, у детей чаще всего страдает и речевая функция. А недостаточное развитие речи в свою очередь оказывает влияние на психическое развитие, еще сильнее замедляя его. Именно поэтому так важно своевременно заметить нарушения в развитии речи ребенка и при возникновении сомнений обратиться за консультацией.
Диагностировать задержку в развитии речи можно в том периоде, когда речь уже должна быть развитой, а именно – в 3-4 годика. Зачастую подобный диагноз специалисты ставят в то время, когда упущена возможность наверстать или скорректировать это состояние. По этой причине родители не должны ждать, когда малыш начнет сам говорить и внимательно отслеживать становление его речи, начиная с наиболее раннего возраста.
Очевидно, что решение проблемы речевого развития требует от консультанта, прежде всего, анализа семейной обстановки. Под углом зрения: на сколько на достаточном уровне организовано общение ребенка со взрослыми, а так же специфика и способы их взаимодействия. В процессе взросления, малыш становится более самостоятельным, а действия его автономными от действий взрослых. Возникает необходимость ребенку оставаться на некоторое время в одиночестве, отпускать от себя взрослых чрезвычайно должно приветствоваться родителями. И если, у ребенка отсутствует стремление к автономности при достижении им двух-трехлетнего возраста – это начинает беспокоить родителей, и воспринимается, как серьёзная проблема.
Таким образом, консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей с речевыми нарушениями является одной из наиболее важных форм в работе с ними.
Список использованной литературы
- Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. – Екатеринбург: Деловая книга, 2007. – 415с.
- Айви А.Е., Айви М.Б., Сайсэк-Даунин Г.Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. – М.: Академия, 2008. – 320с.
- Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.: Инфра, 2009. – 422с.
- Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. – М.: АСТ-пресс, 2009. – 400с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Инфра, 2007. – 290с.
- Захарова А.В. Логотерапевтический практикум психологического консультирования. – М.: Учебная литература ,2008. – 155с.
- Кеттлер Дж., Браун Р. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2009. – 230с.
- Кочюнос Р. Основы психологического консультирования. – М.: АСТ-пресс, 2009. – 421с.
- Лисина М. И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М.: Педагогика, 2008. – 562с.
- Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2 – 3 лет. – М.: АРКТИ, 2010. – 460c.
- Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Инфра, 2008. – 256с.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2012. – 199с.
- Немов Р.С. Психология. Кн.3: Психодиагностика. – М.: Академия, 2008. – 460с.
- Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. – 126с.
- Серебрякова Н.В. Диагностика нарушений речи у детей и организация психологической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб: Детство – Пресс, 2012.
- Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб: КАРО, 2010. – 224с.
- Филиппова Г. Г. Психология материнства. – М.: Изд-во института психотерапии, 2007. – 519с.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Десткая литература, 2008. – 210с.
- Эдеймиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2009. – 345с.
[1] Лисина М. И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М.: Педагогика, 2008. – С. 26.
[2] Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2 – 3 лет. – М.: АРКТИ, 2010. – С.56.
[3] Лисина М. И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М.: Педагогика, 2008. – С. 30.
[4] Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2 – 3 лет. – М.: АРКТИ, 2010. – С.58.
[5] Лисина М. И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М.: Педагогика, 2008. – С. 33.
[6] Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб: КАРО, 2010. – С. 35.
[7] Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2 – 3 лет. – М.: АРКТИ, 2010. – С.60.
[8] Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.: Инфра, 2009. – С. 45.
[9] Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб: КАРО, 2010. – С. 38.
[10] Эдеймиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2009. – С. 60.
[11] Эдеймиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2009. – С. 61.
[12] Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2 – 3 лет. – М.: АРКТИ, 2010. – С.67.
[13] Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2 – 3 лет. – М.: АРКТИ, 2010. – С.68.
[14] Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Десткая литература, 2008. – С. 98.
[15] Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. – С.21.
[16] Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Десткая литература, 2008. – С. 100.
[17] Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. – С.24.
[18] Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб: КАРО, 2010. – С. 78.
[19] Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб: КАРО, 2010. – С. 82.
[20] Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб: КАРО, 2010. – С. 84.
[21] Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб: КАРО, 2010. – С. 88.
[22] Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб: КАРО, 2010. – С. 89.
[23] Эдеймиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2009. – С. 64.
[24] Эдеймиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2009. – С. 66.
[25] Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. – М.: АСТ-пресс, 2009. – С. 44.
[26] Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. – М.: АСТ-пресс, 2009. – С. 46.
[27] Немов Р.С. Психология. Кн.3: Психодиагностика. – М.: Академия, 2008. – С. 35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»
В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...
Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"
В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...
Развитие речи дошкольников - самый ответственный период в развитии речи у детей
Постепенное развитие речи дошкольников...
Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
Цели: · развивать произносительную сторону речи· формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...
Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»
Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...
Семинар-практикум в старшей группе "Развитие речи дошкольников - самый ответственные период в развитии речи детей"
Семинар-практикум для родителей детей 5-6 лет по речевому развитию...
Презентация к уроку по развитию речи (средняя группа) на тему: "Использование современных технологий в развитии речи дошкольников"
Практический материал, рекомендации по работе с детьми по развитию речи....