Подвижные игры как средство профилактики нарушений речи»
консультация по логопедии (старшая группа)

Храмцова Лилия Юрьевна

Из опыта работы использования подвижных игр учителем-логопедом 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Подвижные игры как средство профилактики нарушений речи»

Учитель-логопед МБДОУ д/с №40

Храмцова Л.Ю.\

Всем известно такое изречение — «Движение- это жизнь».

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь (не путать с гиперактивностью, когда снижение речевой функции протекает на фоне повышенной физической активности). Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Научно доказано, что механизм передачи импульсов от двигательных и речедвигательных рецепторов в мозговой центр поступают по одним и тем же нервным путям. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Еще 10-15 лет назад дети достаточно много играли в подвижные игры, в которых совершенствовалась не только координация ребенка, его моторика, но и развивалась временно-пространственная ориентация. В настоящее время можно говорить о доминировании игр статического характера - это конструирование, лото, пазлы, компьютерные  и другие электронные игры. При этом двигательная сфера ребенка остается недостаточно востребованной, что сказывается в недостаточной сформированности двигательно-моторных и координаторных функций ребенка.

А ведь больше разнообразной и новой двигательной активности, тем лучше развивается мозг ребенка!

В коррекционной работе я придерживаюсь принципа последовательности: сначала формирую у детей моторную ловкость, умение переключаться с позы на позу, ориентироваться в пространстве своего тела, потом развиваем руки (движение кистей, пальцев), затем артикуляции.

Поэтому на занятиях с детьми я использую подвижные игры. С ребятами мы много двигаемся, ползаем, играем в мяч, используем балансировочную доску, прыгаем, применяем логоритмические и кинезеологические упражнения.

Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, решают следующие образовательные задачи:

Развитие мотивации и речевой инициативы

Развитие слухового внимания;

Расширение и активизация словаря, усвоение грамматических категорий;

Развитие фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;

Развитие высших психических функций, ориентировки в пространстве;

В ходе своей коррекционной работы, я пришла к выводу, что и автоматизация, и дифференциация звуков эффективнее всего тоже проходит при сочетании речевого материала с движением. Повторение слов по карточкам за столом часто приводит к стереотипу: сижу и вижу карточку – говорю правильно, бегаю во дворе, качаюсь на качелях –звук пропал.

Поэтому сегодня я хочу поделиться играми и упражнениями, которыми я применяю в процессе работе над развитием правильного звукопроизношения

Игры с использованием балансировочной доски на этапе автоматизации и дифференциации звуков.  Игры на балансире называют мозжечковой «гимнастикой» помогает увеличить эффект любых коррекционных занятий. Мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка. После 15 минут занятий можно видеть сначала кратковременный, затем все более устойчивый эффект в улучшении концентрации внимания, скорости мышления, самоконтроле.

  • Слоя на доске, держим перед собой палочку, делаем вдох и на выдохе начинаем прокатывать палочку между ладонями, произнося поставленный звук.
  • Стоя на доске, переносим центр тяжести на левую ногу, произносим слог, затем на правую ногу, произносим другой слог или повторяем этот же.
  • Беремся руками за концы гимнастической палки. Подняв руки вверх, произносим слог, наприме5р, «РА», опускаем руки, произносим «Ры». Далее руки согнуты в локтях, палка расположена на уровне живота, поворачиваемся влево, вытягиваем руки и произносим слог «Ру», возвращаемся в исходное положение, аналогичное действие выполняем, повернувшись вправо и произносим слог «Ро».

Упражнения с мешочками.

  • Сначала стоя на доске, ощупывали мешочек, догадываясь, что внутри.
  • Затем перекладывали один мешочек с руки на руку, над головой, спереди под коленями.

Берем мешочек в правую руку, отводим сначала в одну, затем в другую сторону, произносим слог с автоматизированным звуком, затем, переложив в правую руку мешочек, поднимаем руку вверх и произносим следующий слог, аналогичные манипуляции с левой рукой, далее, держим мешочек двумя руками, произносим слог и вытягиваем руки перед собой.

Упражнения с мячами. Можно использовать и мешочки.

  • Подкидывание мяча и его ловля, называя автоматизируемый звук.
  • Подкидывать мяч, хлопнуть в ладоши, назвать слог/слово на заданный звук, поймать мяч.
  • Ударами мяча об пол, доску, стену, называя слово, делим его на слоги, ловим мяч двумя (одной) руками.
  • Ударяем мяч об пол одной рукой, ловим другой, при этом называем слова или слоги на автоматизируемый звук.
  • Попасть в мишень из геометрических фигур, например, попасть только не в зеленые фигуры, или только не в круги. Можно разместить картинки с автоматизируемым звуком на напольной доске и попросить попасть мечом в те картинки, в названии которых звук «Р» находится в начале слова.
  • Осуществлять массаж кистей рук, стоя на доске, как массажными шариками, так и шарами СУ- Джок и колечками из этого же набора, проговаривая различные стихотворения.
  • Одновременное использование артикуляционных упражнений на смену артикуляционных позиций и раскачивания доски.
  • Придумывание слов как на лексическую тему, так и на закрепляемый звук, попадаем кольцами на штатив, либо мячом в ведерко, корзину.
  • Попасть мячом в разные корзинки при работе на дифференциацию звуков, звуковом анализе.
  • Попасть мячом в квадрат соответствующем позиции звука в слове (начало/ середина/ конец).

2) Нейроигры  или гимнастика для мозга в педагогике называется также кинезиологическими упражнениями.

Игра "Ладони-ступни" Яркие следочки повышают интерес к занятиям, которые заключаются в том, чтобы передвигаться след в след. Дети выполняют упражнение охотно и весело.

Отличная, удивительная, веселая и динамичная игра на развитие концентрации внимания, памяти, крупной моторики, координации движений, также настроение.

Как пользоваться дорожкой?

Для детей 3-4 лет- прыжки на соответствующие следы (ладошки к ладошкам, стопы к стопам).

От 4-5 лет- прыжки на соответствующие следы + ребенок также и называет цвет. Н-р: обращаем внимание ребенка на то, что, прыгая на соответствующие следы нужно также и назвать до какого цвета дотронулась правая ладошка. В дальнейшем можно чередовать руки ноги и называть цвет только, если дотрагиваешься левой ладошкой, правой или левой ногой.

5-7 лет- ко всему выше перечисленному можно добавляю  ориентирование сторон право-лево. Н-р: ребенок, коснувшись фетровой ладошки называет какой рукой он это сделал (правая, левая).

На своих занятиях добавляю в эту игру речевой компонент, ребенок проходя полосу препятствий, собирает фигурки или картинки на автоматизированный звук.

Игра «Муха»

Цель – развитие концентрации и распределения внимания, ориентация в пространстве.

Инструкция: «В центре поля сидит муха. Я буду говорить, куда муха полетела, а ты внимательно следи за ее передвижением.»

Оборудование: квадрат, разделенный на 9 небольших квадратов

Ход игры: Взрослый  или диктует ребенку траекторию передвижения мухи. «Муха полетела вниз,вправо, вниз,вверх,влево» и т.д Если ребенок точно следил за полетом мухи, в этот момент он должен хлопнуть. На первых порах можно разрешить следить, помогая себе пальчиком или передвигая пуговицу, которая перемещается в клетку, в которой находится муха.

В начале мы проводим эту игру на полу,  ребенку необходимо двигаться согласно инструкции.  Эта игра отлично подходит для автоматизации звука «Ж».

3)Подвижно-речевые игры с использованием ОРТО ковриков метод сопряженных движений. Пазлы служат необходимым связующим элементом для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в обычные условия. Дети учатся правильно говорить в различных для их деятельности речевых ситуациях, так как внимание концентрируется не только на речи, но и движениях тела, тем самым совершенствуя автоматизация поставленных звуков;

Автоматизация звука в слогах. Используется поза «Фламинго» (стоя на одной ноге, вторая согнута в колене, руки на поясе). Необходимо 3 раза произнести заданный слог, затем меняем ногу и проговариваем следующие 3 слога.

«Собери бусы».

Коврики расположены в ряд.  На каждом коврике лежат по 2-3 картинки, одна из них с автоматизированным звуком. В руках у ребенка шнурок. Делая шаг на первый коврик, ребенок выбирает нужную картинку, в которой есть заданный звук, нанизывает ее на шнурок, затем переступает на следующие коврики, доходя до конца.

«Топни – хлопни». Эту игру можно использовать на дифференциацию звуков.

Стоя на коврике, ребенку дается задание, если услышит звук С необходимо топнуть, если звук З – хлопнуть.

4) Подвижные игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

СОНИН СОН

Задачи: закреплять правильное произношение звука с в словах и фразах; упражнять в определении наличия звука [с] в слове.

Дети (взявшись за руки, ходят вокруг «Сони» и тихо говорят)

Соня спит и видит сон:

Буква С со всех сторон.

Кого Соня догоняет,

Что ей снится, угадает.

После этих слов дети бегут в отведенное педагогом место, а тот, кого Соня остановит, должен придумать слово со звуком [с] и ответить полным предложением («Соне снится самолет.»)

БОЛОТО

Задачи: упражнять в определении места звука [Л] в слове.

Оборудование: 6 кругов («кочки на болоте»), предметные картинки, в названии которых есть звук [л] в разной позиции.

Дети делятся на команды и выстраиваются друг за другом. Перед каждой командой по три «кочки» - это болото (кочки обозначают начало, середину, конец слова).

Чтоб болото это перейти,

Надо в слове место Л найти!

Логопед встает лицом к командам и поднимает для каждой пары игроков две картинки. Дети встают на кочки в зависимости от места звука [л] в слове. Если игрок встал правильно – «перешел болото», он ждет товарищей на другом берегу. При неверном выполнении возвращается к команде и встает последним. Побеждает команда быстрее перебравшаяся через «болото».

 «Живая стрелка»

Цели: закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику; упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу; воспитывать целеустремленность.

Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, сумка, нагрудник со стрелкой.

В центре круга находится дошкольник, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Наша стрелка оживилась,

Быстро, быстро закружилась!

Сделай круг и обернись,

А теперь остановись!

«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет на ней первый звук и дает ему характеристику.

Использование подвижных игр в логопедическую практике позволили   сделать   мою работу более продуктивной и эффективной. Подвижные игры и упражнения предотвращают утомление детей, повышают эмоциональный тонус, эффективность запоминания речевого материала ; способствуют развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики, развитию координации движений, поддерживает у детей с различной речевой патологией двигательную активность, повышают эффективность логопедической работы в целом. Дети в восторге, стараются выполнять все упражнения и на занятия ходят с удовольствием. В результате применения данных игр в моей работе мониторинг уровня речевого развития детей за несколько лет выявил повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете (из опыта работы) "Пальчиковые игры как средство профилактики нарушения речи у детей"

В течение дошкольного детства  ребенок  практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много п...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей.

Подвижные игры как средство профилактики  и коррекции нарушений речи детей.В сообщении даны рекомендации по  использованию различных видов игр в коррекционной работе с детьми, имеющими наруш...

Подвижная игра как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста

В статье  раскрыта актуальность проблемы профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста и предупреждение дефектов осанки. Анализ литературы по этой проблеме.Роль подвижных игр на форм...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания.

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания....

Подвижные игры как средство профилактики нарушений речи

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные во...