Подвижные игры как средство профилактики нарушений речи»
консультация по логопедии (старшая группа)
Из опыта работы использования подвижных игр учителем-логопедом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Подвижные игры как средство профилактики нарушений речи»
Учитель-логопед МБДОУ д/с №40
Храмцова Л.Ю.\
Всем известно такое изречение — «Движение- это жизнь».
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь (не путать с гиперактивностью, когда снижение речевой функции протекает на фоне повышенной физической активности). Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Научно доказано, что механизм передачи импульсов от двигательных и речедвигательных рецепторов в мозговой центр поступают по одним и тем же нервным путям. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Еще 10-15 лет назад дети достаточно много играли в подвижные игры, в которых совершенствовалась не только координация ребенка, его моторика, но и развивалась временно-пространственная ориентация. В настоящее время можно говорить о доминировании игр статического характера - это конструирование, лото, пазлы, компьютерные и другие электронные игры. При этом двигательная сфера ребенка остается недостаточно востребованной, что сказывается в недостаточной сформированности двигательно-моторных и координаторных функций ребенка.
А ведь больше разнообразной и новой двигательной активности, тем лучше развивается мозг ребенка!
В коррекционной работе я придерживаюсь принципа последовательности: сначала формирую у детей моторную ловкость, умение переключаться с позы на позу, ориентироваться в пространстве своего тела, потом развиваем руки (движение кистей, пальцев), затем артикуляции.
Поэтому на занятиях с детьми я использую подвижные игры. С ребятами мы много двигаемся, ползаем, играем в мяч, используем балансировочную доску, прыгаем, применяем логоритмические и кинезеологические упражнения.
Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, решают следующие образовательные задачи:
Развитие мотивации и речевой инициативы
Развитие слухового внимания;
Расширение и активизация словаря, усвоение грамматических категорий;
Развитие фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
Развитие высших психических функций, ориентировки в пространстве;
В ходе своей коррекционной работы, я пришла к выводу, что и автоматизация, и дифференциация звуков эффективнее всего тоже проходит при сочетании речевого материала с движением. Повторение слов по карточкам за столом часто приводит к стереотипу: сижу и вижу карточку – говорю правильно, бегаю во дворе, качаюсь на качелях –звук пропал.
Поэтому сегодня я хочу поделиться играми и упражнениями, которыми я применяю в процессе работе над развитием правильного звукопроизношения
Игры с использованием балансировочной доски на этапе автоматизации и дифференциации звуков. Игры на балансире называют мозжечковой «гимнастикой» помогает увеличить эффект любых коррекционных занятий. Мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка. После 15 минут занятий можно видеть сначала кратковременный, затем все более устойчивый эффект в улучшении концентрации внимания, скорости мышления, самоконтроле.
- Слоя на доске, держим перед собой палочку, делаем вдох и на выдохе начинаем прокатывать палочку между ладонями, произнося поставленный звук.
- Стоя на доске, переносим центр тяжести на левую ногу, произносим слог, затем на правую ногу, произносим другой слог или повторяем этот же.
- Беремся руками за концы гимнастической палки. Подняв руки вверх, произносим слог, наприме5р, «РА», опускаем руки, произносим «Ры». Далее руки согнуты в локтях, палка расположена на уровне живота, поворачиваемся влево, вытягиваем руки и произносим слог «Ру», возвращаемся в исходное положение, аналогичное действие выполняем, повернувшись вправо и произносим слог «Ро».
Упражнения с мешочками.
- Сначала стоя на доске, ощупывали мешочек, догадываясь, что внутри.
- Затем перекладывали один мешочек с руки на руку, над головой, спереди под коленями.
Берем мешочек в правую руку, отводим сначала в одну, затем в другую сторону, произносим слог с автоматизированным звуком, затем, переложив в правую руку мешочек, поднимаем руку вверх и произносим следующий слог, аналогичные манипуляции с левой рукой, далее, держим мешочек двумя руками, произносим слог и вытягиваем руки перед собой.
Упражнения с мячами. Можно использовать и мешочки.
- Подкидывание мяча и его ловля, называя автоматизируемый звук.
- Подкидывать мяч, хлопнуть в ладоши, назвать слог/слово на заданный звук, поймать мяч.
- Ударами мяча об пол, доску, стену, называя слово, делим его на слоги, ловим мяч двумя (одной) руками.
- Ударяем мяч об пол одной рукой, ловим другой, при этом называем слова или слоги на автоматизируемый звук.
- Попасть в мишень из геометрических фигур, например, попасть только не в зеленые фигуры, или только не в круги. Можно разместить картинки с автоматизируемым звуком на напольной доске и попросить попасть мечом в те картинки, в названии которых звук «Р» находится в начале слова.
- Осуществлять массаж кистей рук, стоя на доске, как массажными шариками, так и шарами СУ- Джок и колечками из этого же набора, проговаривая различные стихотворения.
- Одновременное использование артикуляционных упражнений на смену артикуляционных позиций и раскачивания доски.
- Придумывание слов как на лексическую тему, так и на закрепляемый звук, попадаем кольцами на штатив, либо мячом в ведерко, корзину.
- Попасть мячом в разные корзинки при работе на дифференциацию звуков, звуковом анализе.
- Попасть мячом в квадрат соответствующем позиции звука в слове (начало/ середина/ конец).
2) Нейроигры или гимнастика для мозга в педагогике называется также кинезиологическими упражнениями.
Игра "Ладони-ступни" Яркие следочки повышают интерес к занятиям, которые заключаются в том, чтобы передвигаться след в след. Дети выполняют упражнение охотно и весело.
Отличная, удивительная, веселая и динамичная игра на развитие концентрации внимания, памяти, крупной моторики, координации движений, также настроение.
Как пользоваться дорожкой?
Для детей 3-4 лет- прыжки на соответствующие следы (ладошки к ладошкам, стопы к стопам).
От 4-5 лет- прыжки на соответствующие следы + ребенок также и называет цвет. Н-р: обращаем внимание ребенка на то, что, прыгая на соответствующие следы нужно также и назвать до какого цвета дотронулась правая ладошка. В дальнейшем можно чередовать руки ноги и называть цвет только, если дотрагиваешься левой ладошкой, правой или левой ногой.
5-7 лет- ко всему выше перечисленному можно добавляю ориентирование сторон право-лево. Н-р: ребенок, коснувшись фетровой ладошки называет какой рукой он это сделал (правая, левая).
На своих занятиях добавляю в эту игру речевой компонент, ребенок проходя полосу препятствий, собирает фигурки или картинки на автоматизированный звук.
Игра «Муха»
Цель – развитие концентрации и распределения внимания, ориентация в пространстве.
Инструкция: «В центре поля сидит муха. Я буду говорить, куда муха полетела, а ты внимательно следи за ее передвижением.»
Оборудование: квадрат, разделенный на 9 небольших квадратов
Ход игры: Взрослый или диктует ребенку траекторию передвижения мухи. «Муха полетела вниз,вправо, вниз,вверх,влево» и т.д Если ребенок точно следил за полетом мухи, в этот момент он должен хлопнуть. На первых порах можно разрешить следить, помогая себе пальчиком или передвигая пуговицу, которая перемещается в клетку, в которой находится муха.
В начале мы проводим эту игру на полу, ребенку необходимо двигаться согласно инструкции. Эта игра отлично подходит для автоматизации звука «Ж».
3)Подвижно-речевые игры с использованием ОРТО ковриков метод сопряженных движений. Пазлы служат необходимым связующим элементом для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в обычные условия. Дети учатся правильно говорить в различных для их деятельности речевых ситуациях, так как внимание концентрируется не только на речи, но и движениях тела, тем самым совершенствуя автоматизация поставленных звуков;
Автоматизация звука в слогах. Используется поза «Фламинго» (стоя на одной ноге, вторая согнута в колене, руки на поясе). Необходимо 3 раза произнести заданный слог, затем меняем ногу и проговариваем следующие 3 слога.
«Собери бусы».
Коврики расположены в ряд. На каждом коврике лежат по 2-3 картинки, одна из них с автоматизированным звуком. В руках у ребенка шнурок. Делая шаг на первый коврик, ребенок выбирает нужную картинку, в которой есть заданный звук, нанизывает ее на шнурок, затем переступает на следующие коврики, доходя до конца.
«Топни – хлопни». Эту игру можно использовать на дифференциацию звуков.
Стоя на коврике, ребенку дается задание, если услышит звук С необходимо топнуть, если звук З – хлопнуть.
4) Подвижные игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
СОНИН СОН
Задачи: закреплять правильное произношение звука с в словах и фразах; упражнять в определении наличия звука [с] в слове.
Дети (взявшись за руки, ходят вокруг «Сони» и тихо говорят)
Соня спит и видит сон:
Буква С со всех сторон.
Кого Соня догоняет,
Что ей снится, угадает.
После этих слов дети бегут в отведенное педагогом место, а тот, кого Соня остановит, должен придумать слово со звуком [с] и ответить полным предложением («Соне снится самолет.»)
БОЛОТО
Задачи: упражнять в определении места звука [Л] в слове.
Оборудование: 6 кругов («кочки на болоте»), предметные картинки, в названии которых есть звук [л] в разной позиции.
Дети делятся на команды и выстраиваются друг за другом. Перед каждой командой по три «кочки» - это болото (кочки обозначают начало, середину, конец слова).
Чтоб болото это перейти,
Надо в слове место Л найти!
Логопед встает лицом к командам и поднимает для каждой пары игроков две картинки. Дети встают на кочки в зависимости от места звука [л] в слове. Если игрок встал правильно – «перешел болото», он ждет товарищей на другом берегу. При неверном выполнении возвращается к команде и встает последним. Побеждает команда быстрее перебравшаяся через «болото».
«Живая стрелка»
Цели: закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику; упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу; воспитывать целеустремленность.
Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, сумка, нагрудник со стрелкой.
В центре круга находится дошкольник, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
Наша стрелка оживилась,
Быстро, быстро закружилась!
Сделай круг и обернись,
А теперь остановись!
«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет на ней первый звук и дает ему характеристику.
Использование подвижных игр в логопедическую практике позволили сделать мою работу более продуктивной и эффективной. Подвижные игры и упражнения предотвращают утомление детей, повышают эмоциональный тонус, эффективность запоминания речевого материала ; способствуют развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики, развитию координации движений, поддерживает у детей с различной речевой патологией двигательную активность, повышают эффективность логопедической работы в целом. Дети в восторге, стараются выполнять все упражнения и на занятия ходят с удовольствием. В результате применения данных игр в моей работе мониторинг уровня речевого развития детей за несколько лет выявил повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете (из опыта работы) "Пальчиковые игры как средство профилактики нарушения речи у детей"
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много п...
Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей.
Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей.В сообщении даны рекомендации по использованию различных видов игр в коррекционной работе с детьми, имеющими наруш...
Подвижная игра как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста
В статье раскрыта актуальность проблемы профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста и предупреждение дефектов осанки. Анализ литературы по этой проблеме.Роль подвижных игр на форм...
Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания
Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания...
Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания.
Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания....
Подвижные игры как средство профилактики нарушений речи
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные во...
«Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в специальных группах».
Консультация для воспитателей по подвижным играм с детьми...