Упражнения и задания для развития речи дошкольников
презентация к уроку по развитию речи по теме

Поплавская Надежда Александровна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_i_zadaniya_doklad.doc472.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения и задания для развития речи дошкольников.

(Слайд 1)

Зачастую ребенку, поступающему в первый класс общеобразовательного учреждения, трудно дается учебный материал, особенно связанный с  усвоением грамоты. Нередко это обусловлено не только различным уровнем подготовки детей, их способностями, а с несформированностью предпосылок успешного освоения грамоты русского языка. С точки зрения отечественного логопедического знания  к началу обучения в школе у ребенка на достаточном уровне должно быть сформированы следующее: (Слайд 2)

1.Понимание грамматических конструкций.

2.Выполнение словесных инструкций.

3.Слухоречевая память.

4.Звукослоговая структура слов.                    

5.Словарный запас, кругозор.

6.Грамматический строй речи.

7.Связная речь.

8.Фонематический слух.

9.Звуковой анализ слов.

10.Переключаемость.

11.Зрительно-моторная координация.

12.Ориентация на плоскости.

13.Звукопроизношение.

14.Ведущая рука.

15.Письмо и чтение.

Опираясь на это, учителя-логопеды в начале учебного года проводят диагностику речевой готовности первоклассников  к обучению в школе. По итогам обследования они формируют логопедические группы, а также зачисляет детей на индивидуальные  занятия.

   Практика показывает, что 80% детей, поступающих в школу, имеют трудности при выполнении проб на развитие  грамматического строя речи, словарного запаса, связной речи;   40% детей –звукопроизношения, фонематического восприятия и ориентации на плоскости. Что непременно отразится на усвоении грамоты русского языка.

Руководствуясь этим, целью своего выступления вижу необходимость поделиться с воспитателями конкретными рекомендациями  по развитию сторон речи дошкольников.

Развитие звукобуквенного, слогового, речевого анализа и синтеза. (Слайд 3)

  1. Выделение звука из различных частей слова;
  2. Составление слов по начальным звукам, слогам слов;
  3. Шифровки слов, по заданным буквам;
  4. Получение слов из заданных слогов; (Слайд 4)

  1. Анаграммы- восстановление порядка букв в слове;
  2. Ребусы; (Слайд 5)
  3. Кроссворды;  (Слайд 6)
  4. Определение количества слов в предложении, работа со схемами предложений, задания на дополнение предложений отдельными словами.

В развитии фонематического восприятия помогут задания. (Слайд 7)

  1. Определение наличия звука в слове, его места,  умение различать его от других звуков - «Найди ошибку».
  2. «Замени одну букву,отгадай слово».
  3. «Найди лишнее слово»- восприятие структуры слов.
  4. «Чем отличаются слова?». (Слайд 8)
  5. Объяснение сюжета и смысла чистоговорок и скороговорок.

Развитие словарного запаса - выполнение упражнений на словоизменение, словообразование. Включает работу над различными  частями  речи: (Слайд 9)

  1. «Назови ласково».
  2. «Один-много». (Слайд 10)

  1. « Скажи по-другому», «Чей хвост, лапы, уши?»- образование качественных и относительных, притяжательных  прилагательных.
  2. Образование наречий сравнительной, превосходной степени. (Слайд 11)
  3. Пополнение и уточнение глагольного словаря:  «Кто как передвигается?», «Кто, где живет?» и т.д.

(Слайд12) Развитие  грамматического строя речи- упражнения, направленные на уточнение значений предлогов (простых и сложных), (Слайд 13) задания на изменение формы слов: существительных и прилагательных по числам и падежам, родам; согласования числительных и существительных,  глаголов по временам.

  1. «Назови зверей по-разному». (Слайд 14)
  2. «Соедини слова со скамеечками». (Слайд 15)
  3. «Доскажи словечко»- подбор рифмы в двустишьях.
  4. «Правильно - неправильно».

(Слайд 16) Развитие связной речи.

Рекомендации практического пособия М.М. Безруких, Е.С. Логиновой, Н.В. Флусовой  «Рабочая тетрадь по формированию связной речи у детей 5-7 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактические игры и занимательные задания по развитию речи дошкольников". Советы родителям

"Дидактические игры и занимательные задания по развитию речи дошкольников". Советы родителям...

Игры, упражнения и задания для развития грамматического строя речи у дошкольников.

Игры, упражнения и задания для развития грамматического строя речи у дошкольников....

2018 год - Игровые упражнения и задания для развития связной речи дошкольников

Игровые упражнения и задания для развития связной речи дошкольников...

Занимаемся дома. Упражнения и задания по развитию речи по теме Космос для детей старшего дошкольного возраста

Данный материал для домашних занятий родителей и  детей старшего дошкольного возраста по теме "Космос". В игровой форме родители могут закрепить знания детей о днях недели, загадать им ...

УПРАЖНЕНИЯ "Формирование предпосылок для развития речи дошкольника"

emsp;ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ, АКТИВИЗАЦИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОВАРЯ, ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНЫХ ФРАЗ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ...

Консультация для родителей: "Творческие задания для развития речи дошкольников".

Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своём личном опыте, причём делать это очень выразительно. Попробуйте  предложить им помещённые ниже творческие задания....

Консультация для педагогов: «Кинезиологические упражнения- как эффективный метод развития речи дошкольников»

Консультация для педагогов: «Кинезиологические упражнения- как эффективный метод развития речи дошкольников»Цель:Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологич...