Взаимодействие ДОУ и семьи при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой
презентация к уроку по развитию речи на тему
Материал содержит опыт работы - проект, смотр-конкурс книжных уголков в группах среди педагогов, детей и родителей. Также имеются рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие ДОУ и семьи при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
В рамках направления работы МАДОУ по ознакомлению детей с художественной литературой был проведен смотр - конкурс «Книжкин дом»
Участники: дети, педагоги, родители.
Цель конкурса:
1.Обогащение предметно - развивающей среды;
2.Создание нового уголка книги как центра интеллектуального и художественно-творческого развития детей.
Задачи:
1. Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
3. Разработать практические материалы для обеспечения педагогического процесса.
4.Воспитывать бережное отношение к книге.
Книга как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы педагога с детьми дошкольного возраста.
В процессе смотра-конкурса выявлено активное участие педагогов и родителей воспитанников.
Для пополнения книжных уголков воспитателями были приобретены наглядно - дидактические пособия «Рассказы по картинкам», «Портреты детских писателей XIX-XX в.» и другие. Собрана папка с конспектами НОД по произведениям детским писателей в разных возрастных группах.
В книжном уголке проводились тематические выставки: «Ребятам о зверятах» по произв. Е.Чарушина, М. Пришвина; В.Бианки, «По следам русских народных сказок»; собрали копилку выразительных средств языка «Волшебный сундучок» (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки и крылатые выражения). Очень интересными являются выставки рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Так в нашей группе прошли выставки «По страницам сказок», «Мой любимый герой произведений К.И.Чуковского», по рассказам В.И. Бианки и др. С помощью родителей оформили в группе библиотеку, в которой находятся разные по жанру книги: сказки, рассказы, стихи и т.д.
Дети старшего возраста посетили сельскую библиотеку.
Для совершенствования интонационной выразительности речи в свободной деятельности, в НОД предлагали детям прослушать СD-диски с произведениями, соответствующие возрасту детей, звуковые книги, которые приносили дети с разрешения родителей.
Среди родителей мы провели анкетирование «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге», по результатам опроса были разработаны рекомендации и памятки для них, например, «Семья и книга»; «Вы хотите, чтобы ваш ребенок любил книги?» «Как организовать домашнее чтение».
Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому.
Родителями с детьми были созданы книжки-малышки, составленные по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывали сами. Семья Хрулевой Варвары по стихотворению «Шляпа» показали небольшую сценку, где участниками были бабушка, мама и Варя.
В заключение смотра-конкурса «Книжкин дом» были подведены итоги среди педагогов на «Лучшее оформление книжных уголков». Также были отмечены родители - активные участники проводимого конкурса.
Результатом проделанной работы стало решение всех поставленных целей и задач:
1) Обогащение предметно - развивающей среды;
2) Повысилась эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса. Дети любят книги, читают, рассматривают их, задают вопросы, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и могут самостоятельно поставить мини - спектакли.
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:
● Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
●Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
●Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
●Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
●Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
●Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
●Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
●Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
●Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
●Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
●Воспитывайте бережное отношение к книге.
●Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе
Познакомить детей с писателем Олегом Ершовым и его сказками. Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи со знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схва...
«На горке» Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
-Познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»-развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;-учить...
Ознакомление детей с понятием «Семья» через игры и чтение художественной литературы
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважени...
Консультация для педагогов на тему: "Взаимодействие с семьями воспитанников по приобщению к художественной литературе"
Рекомендации родителям по взаимодействию с семьями воспитанников...
Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие» Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой подготовительной группы на 2022 - 2023 год.
Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие»Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художестве...
«Приемы ознакомления дошкольников с художественной литературой в семье»
Конспект мастер – класса для родителей по формированию читательской грамотности дошкольников «Приемы ознакомления дошкольников с художественной литературой в семье»...