Конспект занятия по развитию речи "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи по теме
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста по теме «Насекомые»
Цель занятия:
Коррекционно – образовательная:
- учить детей преобразованию глаголов единственного числа в множественное число.
Коррекционно – развивающие:
- закреплять у детей умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- развивать словообразование и словоизменение;
- расширять и активизировать словарь по теме;
- развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.
Сюжетная линия: - сказка «Путешествие Муравьишки»
Оборудование: плакат с изображением лесной полянки – муравейник, дерево – дуб, предметные картинки с изображением насекомых со специальной липкой лентой на обратной стороне для приклеивания их на плакат – муравей, кузнечик, бабочка, жук, гусеница; сундук – картинка.
Ход занятия:
1. Организованный момент.
2. Вводная беседа.
На опушке леса стоял большой муравейник. В нём жило много лесных муравьёв. И был там один маленький любопытный Муравьишка. В один солнечный день он решил попутешествовать. Выполз он из муравейника и увидел прекрасную бабочку и так ей увлёкся, что ушёл далеко от муравейника. Солнце стало опускаться, и он начал беспокоиться, как успеть до темна, добраться до дома, и пошёл быстрее. Навстречу ему кузнечик. Муравьишка попросил его довести до дома, т. к. он заблудился. Кузнечик ему ответил: «Выполни моё задание, тогда я помогу тебе».
Пригорюнился муравей, ведь трудное задание задал ему кузнечик. А он такой маленький, несмышлёный и не может сделать задание.
3. Давайте, ребята, поможем муравью выполнить его.
Игра «Угадай, кто? »
Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.
Порхает (кто) – бабочка
Жужжит – жук
Звенит – комар
Собирает мед – пчела
Жалит – оса
Ползает – гусеница
Назовите их одним словом. Кто это? – насекомые
Мне кажется, что на нашей полянке мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Но как же это сделать? Я буду называть одно насекомое, а вы будите отвечать так, как их много.
Образование существительных в форме множественного числа.
Муха – много мух
Бабочка – много бабочек
Комар – много комаров
Шмель – много шмелей
Кузнечик – мног кузнечиков
Пчела – много пчел
Стрекоза – много стрекоз и т. д.
Молодцы, ребята, помогли Муравьишке. Кузнечик перевез его через речку и сказал: «Я не могу везти тебя дальше, меня дома маленькие детки ждут» пришлось Муравьишке самому идти.
4. Идёт он себе, идёт, навстречу ему летит жук.
Попросил муравей его довезти до муравейника. Жук согласился и сказал: «Моим детишкам задали очень трудное задание. Помоги» Задумался муравей, ведь он не умеет .
Ребята, поможем ему, чтобы он успел добраться до дома до захода солнца.
Игра «Сосчитай»
Согласование существительных с числительными.
Одна разноцветная бабочка,
Две разноцветные бабочки,
Пять разноцветных бабочек (мохнатый шмель, комарик)
Игра «Назови ласково»
Муравей – муравьишко,
Комар – комарик,
Жук – жучок, (стрекоза, пчела, гусеница, шмель.)
Молодцы, справились, помогли муравью.
5. Послушайте, что было дальше.
Оставил жук муравья на ветке могучего дуба. Посмотрел он вниз и увидел, как высоко над муравейником он находится. Спустился он на другую ветку, по которой ползла гусеница. Попросил он гусеницу спустить его вниз. Она ответила: «Если сделаешь задание правильно, то помогу тебе добраться донизу»
Скажите какие части тела есть у насекомых?
Составление притяжательных прилагательных от названий насекомых.
Голова чья?
Ножки чьи?
Крыло чьё?
Усик чей?
(комариный, пчелиный, жучиный, стрекозиный, шмелиный и т. д.)
6. Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Я шагаю по лужайке-
Сверху ясно мне видна
Вся зелёная страна.
Вот улитка – добрый гномик –
На себе таскает домик.
Вот стоит высокий дом –
Муравьи хлопочут в нем. (Е. Серова)
Игра «Чудесный сундучок»
Инструкция:
Вынимаете из сундучка только те картинки, относящиеся к насекомым:
Называете их словами «Мой» или «Моя»:
Если это не ваша картинка, то со словами «не мой» или «не моя»
Справились. Молодцы.
Так наш друг Муравьишка добрался до подножья дуба. Солнце садилось, сгущались сумерки. Ему нужно было быстрее попасть в муравейник, потому что, когда становилось темно, все выходы и входы в муравейнике закрывались и охранялись грозными солдатами.
7. Муравьишка побежал к последней отрытой двери, которую уже закрывал солдат и жалобным голосом закричал: «Пустите меня домой! Меня ждут папа и мама! ». А солдат ему ответил: «Выполни моё задание, тогда пущу! »
Муравей очень устал и поэтому не мог думать о задании. Он хотел поскорее увидеть своих любимых родителей.
Поможем муравью?
Посмотрите на картинку, запомните её. (Показать картинку с изображением 5 муравьёв и перевернуть)
Теперь ответьте на вопросы:
Сколько всего муравьев на картинке?
Какого цвета муравей в правом верхнем углу?
Какого цвета мураве, который несёт соломинку?
Что лежит перед муравьём, который в нижнем левом углу?
Что делает муравей, который в центре? (Проверка, показ картинки)
8. Итог занятия.
Какие мы с вами молодцы, помогли Муравьишке. Он теперь добрался до своего дома и скоро увидит папу и маму.
Какие задания мы выполняли, помогая муравью?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...
...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...