модульное описание опыта работы
учебно-методический материал по развитию речи на тему
моделирование как средство развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
ТЕМА: «Метод моделирования, как средство развития речи»
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА
В старшем дошкольном возрасте, речь детей интенсивно развивается. Она служит детям источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим, большое значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.
Условия МДОУ.
Образовательной программой, реализуемой в МДОУ, является «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 2005 г.
Педагогический коллектив детского сада №3 постоянно проявляет интерес к проблеме развития связной речи детей.
Условия группы.
В группе имеется достаточное количество дидактических игр, пособий, настольно-печатного и речевого материала, картин, сюжетных картинок, моделей, карточек-схем, настольные и пальчиковые кукольные театры, способствующие развитию речи детей.
Родители.
Родители считают работу по развитию связной речи детей важной для развития детей и дальнейшего успешного обучения их в школе, где речь для них станет источником знаний и средством общения.
Группа детей.
Дети обладают достаточно сформированным познавательным интересом и мотивацией, а так же интеллектуальным потенциалом для активного освоения содержания данного опыта.
Педагог.
Владеет наиболее эффективными методами и приемами направленные на развитие связной речи, способствует созданию интереса и мотивации к речевой деятельности у детей. В своей работе использует метод моделирования. Владеет диагностикой развития речи детей.
Проблемы детей:
- односложная, состоящая из простых предложений речь: неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи: недостаточный словарный запас;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;
- плохая дикция;
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании и обучении детей. В системе задач по развитию речи дошкольников одно из ведущих мест занимает формирование связной речи. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, является решающим условием для развития личности ребенка. Значение развития связной речи выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов обучения. Использование методов моделирования в процессе обучения способствует развитию наглядно-образного мышления, что дает широкие возможности для проявления самостоятельности и творчества детей. Развитая связная речь является важным условием обучения детей в школе.
В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание. Работая с детьми, столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение. На основании этого выстроила систему работы по обучению детей моделированию.
НОВИЗНА ОПЫТА
По степени новизны опыт является поисково-изобретательским, т.к. при разработке конспектов занятий применяются новые сочетания известных методов и приемов, по новому рассматривается степень их взаимодействия на создание интереса к речевой деятельности в процессе специально организованного обучения, а также эффективного влияния на развитие речи в целом.
- раскрытие одного из возможных подходов к созданию условий, способствующих развитию речи детей;
- создание целостной системы элементов педагогической работы со старшими дошкольниками, нацеленной на развитие связной речи детей;
- предложение практического использования методики Л.А. Венгера в качестве средства моделирования.
- Разработка путей интегрирования системы работы по развитию связной речи детей через средства моделирования в образовательную программу и педагогический процесс МДОУ.
- Создание специально развивающей среды.
- Подбор и создание специального педагогического инструментария для определения качества работы и отслеживания ее результатов.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Создание условий для успешного развития способностей детей к словесному творчеству. Включение дошкольников в активную творческую деятельность на основе сотрудничества, как одного из условий психической комфортности в образовательном процессе.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Опыт основывается на следующих достижениях педагогической науки и педагогического опыта:
- Методика моделирования Л.А.Венгера;
- О.С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»; «Развитие речи и творчества дошкольников»;
- Н. Веракса, О. Дьяченко «Преобразование знакомых и сочинительство новых сказочных историй по схемам, по рисунку, по модели»;
- В. Гербова «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок», №8, 1998г.;
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Цель: развитие способностей к словесному творчеству детей.
Задачи:
- совершенствование коммуникативных способностей;
- расширение, уточнение и активизация словаря;
- развитие умения пользоваться средствами художественной выразительности;
- развитие у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;
- формирование создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей, узнавать различные ситуации по заместителям;
- развитие умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа;
- формирование интереса к словесному творчеству;
- обучение детей построению полных и выразительных ответов;
Принципы:
- принцип взаимосвязи обучения и творчества, как важного фактора формирования творческой личности;
- принцип систематичности и последовательности, индивидуально-дифференцированного подхода в обучении;
- принцип подбора материала в соответствии с возрастными возможностями ребенка, с его доступностью и повторяемостью;
- принцип личностно-ориентированного подхода, предоставляющего ребенку свободного выбора деятельности, партнера, средств;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Формы реализации пед. опыта.
Основной организационной формой занятий является игра. Занятия взаимосвязаны по тематике. Предполагается чередование индивидуальной и коллективной работы. Практикуется работа вне занятий.
Освоение познавательного содержания опыта происходит вне занятий в формах совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей. Обучение ведется с опорой на повышенную самостоятельность детей, педагог при этом выступает организатором познания. Для создания эмоционального настроя используются музыка и худ. слово. Занятия, совместная и самостоятельная деятельность детей организуется в помещениях группы, музыкальном зале, на участке МДОУ.
Методы и приемы.
- Наглядные.
- рассматривание иллюстративного материала
- использование наглядных пособий
- использование картинок-символов
- использование плана
- использование знаковой символики
- использование графической аналогии
2. Практические.
- творческие задания с применением образца
- игры с геометрическими фигурами
- картинный план (моделирование)
- экспериментирование
- создание проблемной ситуации
- внесение и обыгрывание игрушки
- творческие задания
3. Словесные.
- вопросы (к детям, детей)
- объяснения (пояснения, указания, напоминания)
- беседа
- словесные дид. игры
- совместное составление рассказа
- рассказы (педагога, детей)
- опорные слова
- чтение худ. литературы
Направления работы с текстом.
- Знакомство с текстом
- Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной речи.
Это направление включает в себя следующие виды работы:
а) выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй;
б)описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных – грустный, веселый и т.д .
в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной выразительности.
- Развитие умственных способностей – задания на развитие мышления и воображения:
а) формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказок и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях.
б) развивать умение использовать готовую пространственную модель (наглядный план ) при пересказе знакомого текста. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе.
в) развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.
Содержание.
- Игры с геометрическими фигурами.
- Знакомство детей с символикой (способ изображения животных, людей, различных предметов с помощью геометрических фигур), внесение знаковой символики в речевую деятельность детей.
Цель: научить детей видеть в различных предметах возможных заместителей других предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину модели.
Приемы работы: дидактические игры: «Шкатулка со сказками», «Сказки волшебного сундучка», «Подбери по цвету», «Найди пару», «Что это означает?», «На что похоже?».
Обыгрывание заместителями бытовых сюжетов.
- Использование картинок-символов в качестве опоры для запоминания словесного материала (заучивание стихотворений и потешек).
Картинки-схемы являются для детей опорой для запоминания словесного материала. Это происходит путем соотнесения слова или выражения с рисунком, наиболее подходящим по смыслу. Использование знаковой символики при пересказе облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Модельки размещаются последовательно, перед глазами детей появляется наглядный план пересказа. Самое главное при обучении пересказыванию – выставлять модели когда идет беседа о содержании произведения. Карточки – символы характеризуют каждую часть текста, дают возможность пересказывающему не упустить главную мысль произведения.
- Использование схем для составления описательных рассказов. (одежда, обувь, овощи, фрукты, игрушки, времена года, животные птицы и т.д.)
Схемы дают возможность последовательно составить рассказ, не пропуская и не повторяя признаки. Каждый символ схемы означает какое-то определенное качество предмета: цвет, форму, вкус и т.д. и дает возможность детям лучше запомнить план описания. Сначала воспитатель описывает какой-либо предмет сам, при этом используя как можно больше слов, отвечающих на вопросы, какой? какая? какие? Затем предлагает детям сделать самостоятельно, но по схемам. Сравнение разных предметов и объектов, выделение в них различных общих свойств и функций – главное условие развития смысловой стороны речи. Можно сравнивать не только реальные объекты(игрушки, предметы одежды, мебели), но и воображаемые ситуации (Действия веселого и грустного медвежонка, погоду ранней и поздней осенью, настроение персонажей). Схемы можно использовать на познавательных занятиях и в индивидуальной работе с детьми.
- Использование символики для рассказывания сказок.
1 этап. Знакомство с 1 видом модели - сериационный ряд. (сказки «Репка», «Теремок», «Три медведя»)
Цель: развивать умение использовать заместители для обозначения главного героя, понимать текст на основе построения наглядной модели.
Модели представляют собой полоски, квадраты, прямоугольники, круги постепенно увеличивающиеся по длине или величине. К одной и той же сказке можно возвращаться несколько раз, постепенно усложняя задания с помощью следующих методических приемов:
- Моделирование и пересказ сказки по частям.
- Моделирование сказки одним ребенком.
- Загадывание с помощью модели эпизода сказки.
- Сочинение новых вариантов и эпизодов сказки с вводом в сюжет нового героя.
2 этап. Знакомство со 2 видом модели – двигательное моделирование.
Цель: развивать умение детей подбирать заместители по заданному внешнему признаку (по цвету, величине); учить строить двигательную модель сказки воспроизводя основную последовательность действий сказки.
Данный вид модели применим для ознакомления со сказками о животных: «Колобок», «Лиса, заяц и петух», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».
Важно, чтобы дети отметили тот внешний признак, который выделяется в качестве основного (цвет, размер). После усвоения принципа замещения героев можно предложить более сложный признак не наглядный, а связанный с характером персонажа. Добрый, светлый образ матушки, Аленушки замещают светлыми тонами: голубой, розовый, белый. Плохой образ по характеру поведения, отношения к другим персонажам, злой образ обозначают черным, темно-синим (Ведьма, Баба Яга, хитрая лиса, злой волк).для закрепления этого отношения к различным героям одной сказки можно провести игру «Лесенка доброты».
3 этап. Знакомство с 3 видом модели – временно-пространственная модель.
Цель: учить выделять основную сюжетную линию сказки; развивать умение составлять временно-пространственную модель сказки как наглядный план для ее рассказывания. Данная модель применяется для обучения рассказывания волшебных сказок: «Царевна лягушка», «Хаврошечка», «Лисичка – сестричка и серый волк».
Модель представлена в виде рамочек со стрелками, в которые помещают фигурки – заместители персонажей. Стрелки, ведущие от одной рамочки к другой, фиксируют последовательность эпизодов, таким образом, выстраивается, наглядный план для рассказывания сказки. От простых, коротких сказок переходим к более сложным, но сам план не удлиняется. Сначала временно-пространственную модель предлагает педагог, а затем дети выстраивают модель совместно с педагогом.
При знакомстве со сказками можно научить детей выполнять схематические зарисовки отдельных эпизодов сюжета сказки. По простым схематическим рисункам детей можно сочинять сказки, так как они помогают самовыражению, способствуют пониманию себя и других.
Модели можно использовать не только на занятиях, но и в трудовой деятельности, а также при проведении опытов. Важное место в развитии связной речи нужно уделять играм с моделями. Предложить детям игры «Путаница», «Кто, где живет?», «Ромашка», «Составь целое».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
К образовательному процессу по освоению детьми содержания опыта предполагается привлечение родителей, которые помогают организовать праздники и развлечения, изготавливают наглядный материал, выполняют вместе с детьми домашние задания, совершенствуют свои знания и педагогические умения (лекции, консультации, рекомендации, беседы).
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
Оценка результатов, достигнуты детьми при освоении содержания опыта ориентирована на относительные показатели детской успешности.
Применение моделирования заметно активизирует словесное творчество детей.
- Сформировано умение выстраивать сюжет, связывать между собой части текста;
- Повысился уровень использования в речи разнообразных средств художественной выразительности.
- Пополнился и активизировался словарь;
- Сформировано умение детей давать полные ответы на вопросы, составлять коллективные и индивидуальные рассказы по плану с опорой на сюжетную картинку.
- Дети научились использовать схемы и модели для составления или пересказа текста;
- Развита компетентность (умение анализировать ситуацию и находить способ решения проблем): инициативность, самостоятельность, коммуникативность, произвольность , воображение, творчество, образное мышление.
- Ребенок переходит к продуктивной деятельности (созданию собственных сказок), которая обеспечивает развитие воображения, образного мышления. Дети стали активнее использовать в речи синонимы, антонимы, сравнения, прилагательные. На вопросы воспитателя стали отвечать полными, выразительными ответами. Большинство детей умеют самостоятельно рассказывать сказки и рассказы, пытаются составлять свои.
Результатами работы с родителями являются:
- Осознание важности работы по развитию речи детей;
- Интерес к театрализованным играм;
- Возросший уровень общей и педагогической культуры;
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Опыт может быть использован педагогами, работающими со старшими дошкольниками с целью развития у детей словесного творчества.
Перспективный план работы по развитию речи с использованием модельных схем.
Месяц | Содержание работы | Программные задачи |
сентябрь | дидактические игры и упражнения на закрепление признаков: «Логическая цепочка», «Исправь ошибку», «Разложи правильно», «На что похоже?»и др. | Учить детей условному изображению любых предметов, умению классифицировать. Показать детям, что предмет можно обозначить любой фигурой. Познакомить детей с символической аналогией (изображение символикой животных, людей). Закрепить знания о том, что предмет можно условно изобразить геометрической фигурой: кругом, квадратом, прямоугольником. |
октябрь | Заучивание стихотворений и потешек. | Учить использовать картинки в качестве опоры для запоминания словесного материала путем соотнесения каждого слова с рисунком наиболее подходящим по смыслу. |
ноябрь | Дидактические игры «Зверюшки на дорожках», «Сложи узор», «Посади огород». | Учить детей видеть в различных предметах возможных заместителей других предметов, пригодных для той или иной игры. Учить пользоваться заместителями, соотносить картинки с определенными значками. |
декабрь | Составление описательных рассказов по схемам. | Учить детей составлять рассказы, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания образные слова и выражения; учить при составлении описательных рассказов опираться на модельные схемы. |
январь | Сказка «Репка», «Три медведя», «Теремок» 1 вид моделирования – сериационный ряд | Закрепить умения использовать заместители для обозначения персонажей сказки; развивать умение понимать сказку на основе наглядной модели. Развивать умение пользоваться заместителями самостоятельно. |
февраль | Сказки «Колобок», «Заюшкина избушка», «Заяц – хваста» - двигательное моделироание. | Развивать умение подбирать заместители по заданному признаку (цвету); учить строить модель сказки по ходу ее изложения; учить детей передавать свое отношение к поступкам героев, формировать свое представление о справедливости, скромности. |
март | Сказки «Крошечка-Хаврошечка», «гуси – лебеди», «Лисичка сестричка и серый волк» - временно-пространственная модель. | Учить детей составлять временно-пространственную модель сказки; развивать умение пользоваться наглядной моделью; воспитывать умение строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки; развивать умение использовать заместители при пересказе отдельных эпизодов. |
апрель | Дидактические игры: «Сочиняем сказку», «Разные сказки», «Запишем сказку», «Говорящие рисунки» составление и зарисовка сказок детьми. | Учить детей придумывать различные ситуации с помощью заместителей предметов, используя наглядную модель; развивать умение осмысленно запоминать предметы, слова и целые тексты; учить делать схематическую запись сказки и пользоваться планом схемой. |
май | Пересказ литературных произведений: К.Д. Ушинский «Четыре желания», Е. Пермяк «Первая рыбка», Л. Толстой «Два товарища». | Учить внимательно, слушать рассказ и отвечать на вопросы воспитателя; продолжать развивать речь как средство общения; учить пересказывать текст, используя авторские выразительные средства; закрепить умение при пересказе опираться на модельные схемы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/23/picture-150399-1353659718.jpg)
Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»
Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/13/picture-262984-1673624994.jpg)
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-593104-1478949020.jpg)
Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...
Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/31/picture-455230-1446313875.jpg)
Описание опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе»
В соответствии с ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников чере...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-848906-1478938670.jpg)
Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/15/picture-617514-1615835190.jpg)
Описание опыта работы по теме "Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"
Коллеги, в данной работе я делюсь своим опытом по включению во многие виды деятельности такого простого, но многофункционального предмета, как воздушный шар....