Пришла зима
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи и рисованию в старшей группе, на тему: «Пришла зима»
Программное содержание:
1.Познание
Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека.
2. Развитие речи
Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением.
Обогащать активный словарь детей.
3.Художественное творчество
Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.
Совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками.
4.Социализация
Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.
Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.
Методические приемы:
Игровой, показ, сравнение, вопросы, обобщение.
Оборудование:
Репродукции картин с изображением зимней природы, аудиозапись пьесы «Декабрь. Святки» («Времена года» П. И. Чайковского), оборудование для рисования, по две плоские счетные палочки на каждого ребенка.
Ход занятия:
Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. В какое время года так было?
-Дети: Осенью.
-Какая именно пора осени?( Поздняя осень.)
- А что сейчас изменилось в природе? (Ответы детей).
- Какое время года пришло на смену осени?
- Дети: Зима.
- Правильно. Молодцы! Послушайте стихотворение о зиме.
Чтение стихотворения «Зимняя песенка»
Вот зима пришла Серебристая,
Белым снегом замела Поле чистое.
Днём с детьми на коньках всё катается,
Ночью в снежных огоньках рассыпается...
В окнах пишет узор Льдом-иголочкой
И стучится к нам во двор со свежей ёлочкой. (Р. А. Кудашева)
- Какой период зимы описан в стихотворении?
- Какое слово вам подсказало ответ?
- Как вы думаете, что значит «зима стучится к нам во двор со свежей елочкой»?
- Почему зиму часто называют серебристой?
А сейчас мы с вами поиграем в дидактическую игру «Зимние слова»
Дети хлопайте в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой.
(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи).
- Молодцы! Вы были очень внимательными.
Зимние загадки
- Ребята, а вы любите отгадывать загадки.
Дети: Да.
Отгадывание зимних загадок.
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ... (мороз)
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный ... (снег)
Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Не сосите, сорванцы,
Ледяные леденцы!
Сам глотаю я пилюльки,
Потому что ел ... (сосульки)
Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает ... (снеговик)
Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим ... (лед)
Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос,
Красноносый, краснощекий,
Наш любимый ... (Дед Мороз)
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
- Дети, Незнайка написал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме.
- «Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы.
- Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню.
- Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах.
- Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.
- Зима – чудесное время года!» Ребята, а вы согласны с последним предложением из незнайкиного письма: «Зима – чудесное время года!». Объясните почему. Расскажите, за что вы любите зиму.
Составление творческих рассказов на тему «За что я люблю зиму»
- Зима богата на праздники. Как вы понимаете это выражение?
- Какие бывают зимой праздники?
(ответы детей)
Новый год
- Новый год, наверное, самый замечательный и любимый праздник.
К нему долго готовятся, ждут подарков, все заняты приготовлением сюрпризов.
Новый год - ожидание волшебства, тайны и счастья.
Новый год — праздник, который отмечают многие народы. По календарю Новый год наступает, когда заканчивается последний день года и начинается первый день следующего года.
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? ... (Новый год)
После Нового года будет еще много праздников в январе и феврале, но о них мы поговорим позднее, а сейчас взгляните, как увидели и изобразили зиму художники. (Показ).
Рассматривание одной из картин
- Из чего нам понятно, что изображена зима?
- Какого цвета краски использовал художник?
- Нравится ли вам эта картина?
- Давайте сами попробуем нарисовать картину на зимнюю тему. Но сначала подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Лыжники»
Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки. Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж»- счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу.
Утром на лыжах кататься пошли,
Быстро до леса на лыжах дошли.
Время к обеду – весь лес обошли.
Дружно на лыжах домой мы пришли.
Рисование «Забавные снеговички»
- Попробуйте нарисовать снеговика. Только такого, чтобы отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего?
- Сколько нужно снежных шаров для снеговика?
- Какого размера эти шары и как расположены?
- Что может служить снеговику головным убором?
- Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику?
- А что дать ему в руки?
- Какое выражение лица может быть у снеговика?
- Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму.
- Музыканты изображают зиму с помощью звуков. Вы будете работать под музыку Петра Ильича Чайковского. (Пьеса называется «Декабрь.)
Анализ занятия:
- Дети что мы сегодня делали? О каком времени года мы говорили? В какие мы игры играли? Кто нам написал письмо? Что рисовали на занятии?
- Молодцы ! Все старались, отвечали, хорошо рисовали, поэтому Незнайка нам отправил подарок. Это угощение (шоколадки) Дети благодарят Незнайку. На этом занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пришла зима
Цель:уточнить знания детей о зимних природных явлениях,взаимосвязью их с жизнью человека....
Конспект игрового занятия на тему "Введенье пришло - зиму в Парму привело"
Игровое занятие с детьми в условиях этнографического музея детского сада "Русская изба" является частью совместной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с культурой народов, насе...
Конспект интегрированного занятия по родной природе, тема: «Пришла зима»
Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи и рисованию в средней группе, тема: «Пришла зима»Программное содержание:Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвяз...
Фотоконкурс «Пришла зима»
Фотоконкурс родителей по теме: "Пришла зима"...
Интегрированное физкультурно-оздоровительное занятие "Пришла зима"
Интегрированное физкультурно-оздоровительное занятие тематического характера.Направлено на профилактику у детей нарушений осанки, плоскостопия, снижения зрения и повышение сопротивляемости орган...
Конспект занятия по физкультуре на улице зимой «Пришла зима-красавица» (старший дошкольный возраст)
Конспект занятия по физкультуре на улице зимой «Пришла зима-красавица» (старший дошкольный возраст)Цель: охрана и укрепление здоровья детей во все времена годаЗадачи:Создать услов...
НОД "Пришла зима, пришла красна. Потешки-заклички, поговорки, колядки"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет (восприятие художественной литературы и фольклора) Цель: формировать у детей первичные представления о русских традициях через в...