Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Быкова Татьяна Васильевна

Из личного опыта воспитателя Быковой Татьяны Васильевны.

Воспитатель второй квалификационной категории ГБОУ детский сад комбинированного вида №711 СВАО г. Москвы.

            Обучение грамоте детей дошкольного возраста.

    Дошкольное детство – это уникальный период, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Я думаю, что дошкольные годы жизни ребенка являются периодом наиболее особой восприимчивости к звуковой стороне речи.

    Обучение грамоте в детском саду носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

    Важно в дошкольном возрасте создавать необходимые условия для наблюдения над звучащей речью. Игры, игровые упражнения, звуковые шутки, занимательные задачи – задания о словах, воздействуя на чувства детей, заставляют их активно действовать с языковым материалом, способствуют задержке внимания на звучащем слове. То, что в обычной речи могло остаться незаметным, в игре со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения.

   В работе по воспитанию внимания и интереса к слову, его звуковой стороне большая роль принадлежит благозвучию речи самого воспитателя, ее выразительности (четкое звучание слов, соблюдение пауз, ритма, темпа, силы голоса, логических ударений). Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя.

    Я работаю воспитателем восемнадцать лет и мне очень нравится моя профессия. У меня было много выпускников и я считаю, что хорошо подготовила их к школе, об этом говорит хорошая успеваемость детей. У меня за эти годы отработаны методы и приемы подходящие к моим воспитанникам, и все же каждый новый выпуск детей в школу требует новый подход к усвоению обучающего материала. Для закрепления обучения грамоте я ввожу и в другие образовательные области, в игру и в режимные моменты.

   Важная задача моей работы с детьми в том, чтобы на протяжении всего  периода воспитания и обучения ребенка, постепенно закладывать основы готовности к обучению  в школе, формировать обобщенные систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.

    Адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если у него достаточно развиты познавательные интересы, умение произвольно управлять своим поведением, подчинять частные цели более значимым, главным; ребенок способен широко использовать основные мыслительные операции, у ребенка хорошая память и развито умение контролировать свои действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bykova_t.v._obuchenie_gramote_v_sredney_gruppe.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте в средней группе «Наш гость – Винни Пух».

Воспитатель: Быкова Татьяна Васильевна.

ГБОУ №711 СВАО г. Москвы

Цель: Обучение технике деления слов на слоги. Автоматизация и дифференциация звука (х).

Задачи по образовательным областям:

Коммуникация: Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. Учить детей делить слова на слоги разными игровыми способами. Закреплять умение находить и выделять звук (х) в словах.

Чтение художественной литературы: Закрепить умение отгадывать загадки. Заучивание стихотворения В. Берестова  «Хочешь великаном стать».

Социализация: Воспитывать любовь к животным.

Физ-ра: Совершенствовать двигательные умения и навыки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок. Словесные занимательные игры. Развитие мелкой  моторики рук. Прослушивание музыкальных записей.

Оборудование:

Картинки с изображением хомячка, черепахи, петуха, яхты, гороха. Листы бумаги с пунктирным изображением воздушного шарика (на каждого ребенка), цветные карандаши. Медвежонок с лопнувшими шариками воздушными шариками.

                                           Ход занятия.

Воспитатель: «Ребята, сегодня я расскажу вам про новую песенку. Она слышится, когда кто-то охает (ох-ох) или ахает (ахх!), когда слышится смех (ха-ха-ха!)»

Дети повторяют хором несколько раз, а индивидуально плохо говорящие.

Воспитатель читает стихотворение В. Берестова  «Хочешь великаном стать».

Хочешь великаном стать

На ходули надо встать!

Ахи, охи, хохот смех

Скоморохи выше всех!

Повторяем вместе с детьми два-три раза, чтобы дети запомнили его. Далее дети называют слова, где присутствует звук (х).

Сюрпризный момент: За дверью раздается шум, что-то падает, охает, открываем дверь, а там Винни-Пух с лопнувшими воздушными шариками. Дети усаживаются на ковре, а Винни-Пух рассказывает, что с ним случилось по дороге в детский сад.

На его воздушные шарики налетели пчелы, они думали, что это цветочки и сели на них, а шарики-то лопнули. И он просит ребят нарисовать другие воздушные шарики, чтобы он мог поиграть с Пятачком в них.

Воспитатель предлагает детям пройти к столам, взять цветные карандаши и по пунктирным линиям не отрывая руки соединить их не оставляя дырочек в воздушном шарике. После этого шарики просматривает Винни-Пух, благодарит детей.

Винни-Пух спрашивает: «Ребята, а вы помните мою песенку?

Дети: «Да, помним».

Звучит музыка из мультфильма.  Дети встают в круг вместе с медвежонком и поют песенку.

Винни-Пух, Винни- Пух

У меня всего два уха

Винни-Пух, Винни-Пух

Трам-порам-порам!

Повторяем два раза эту песенку выделяя в словах (х).

Воспитатель:  «Ребята, а Винни-пух принес вам красивые картинки, только он не знает кто или что там нарисовано». Медвежонок показывает картинки, а дети хором называют их (хомячок, черепаха, петух, горох, яхта). Воспитатель просит детей еще раз назвать эти картинки, но уже голосом выделять звук (х) в этих словах.

Дети: «Мы знаем про эти картинки стихи и загадки».

Ребенок читает четверостишье выделяя звук (х) в словах.

Черепаха всех смешит

Потому что не спешит,

Но куда спешить тому

Кто всегда в своем дому.

Ребенок  читает следующее стихотворение и по  просьбе воспитателя  выделяет звук (х) в словах.

Хомячок, хомячок

Рыжий, кругленький бочек

Больно твой букет хорош

Ты кому его несешь?

Я букет нарвал в лесу

Другу суслику несу.

Ребенок загадывает загадку.

Голова на ножке

В голове горошки.

Воспитатель предлагает выделить звук (х) в ответе.

 Несколько детей хором говорят ответ  загадки «горох» голосом выделяя звук (х).

Воспитатель: « В следующей загадке прошу выделять голосом звук (х)».

Ребенок  загадывает загадку.

 Хвост с узорами  сапоги со шпорами.

Дети отгадывают загадку и выделяют голосом звук (х) «Петух».

Воспитатель: «Ребята, я вам загадаю еще загадку».

Плывет белый гусь

Брюхо деревянное

Крыло полотняное.

Дети хором говорят ответ «Яхта».

Винни-Пух: «Ох, какие детки молодцы!»

Воспитатель: «Хорошо того учить, кто хочет все знать».

Медвежонок повторяет название предметов путая их, дети поправляют его четко выделяя (х) в словах.

Воспитатель: «Ребята, Винни-пух предлагает вам свою необычную игру. Вы все знаете, из чего состоит наша речь?

Дети: «Из разных слов».

Воспитатель: «А из чего состоят слова?»

Дети: «Из слогов».

Воспитатель: «Медвежонок будет показывать картинки, а вы будете называть слово и посчитаете, сколько слогов в данном слове, но считать слоги мы будем по особому».

Дети считают слоги разными способами индивидуально:

  1. Хлопнуть в ладоши,
  2. Кивнуть головой,
  3. Поднять плечики,
  4. Моргнуть глазами,
  5.  Подпрыгнуть.

Воспитатель: «Молодцы ребята! А теперь я приглашаю вас вместе с Винни-Пухом на полянку поиграть немножко».

Физкультминутка. Все встают в круг и выполняют движения соответствующие строчкам стихотворения.

Хомка,  хомка, хомячок!

Полосатенький бочок

Хомка раненько встает

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать!

Второй раз дети повторяют слова вместе с воспитателем, голосом выделяя звук (х), одновременно делают движения по смыслу стихотворения.

Воспитатель: «За это время мы устали, поэтому давайте немного отдохнем. (Дети ложатся на ковер, звучит тихая, спокойная музыка).

Реснички опускаются

Глазки закрываются

Мы чудесно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают

Отдыхают, засыпают

Напряженье улетело

И расслаблено все тело (музыка закончилась).

Воспитатель: «Все проснулись, отдохнули! Винни-Пух тебе понравилось у нас в гостях?»

Винни-Пух: «Мне очень у вас понравилось. Я многое узнал, многому научился. И воздушные шары вы мне починили. Спасибо! Пойду к своему другу Пяточку, все ему расскажу и покажу ваши воздушные шарики. До свидания!»

Винни-Пух уходит взяв рисунки.

Воспитатель: «Дети, Винни-Пуху очень понравилось общаться с вами. А вам?»

 Ответы детей.

Воспитатель: «Давайте вспомним, в какие игры мы играли?»

Воспитатель помогает наводящими вопросами подвести итог проделанной работы, вспомнив задания, которые выполняли дети. Какая игра им понравилась больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (по "Букварю" Жуковой)

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Содержание: пояснительная записка, тревования к уровню подготовки детей к концу года, темы занятий....

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети учатся различать на слух твёрдый и мягкий звуки [д],  [д,]; дифференцировать звуки [д], [т];  знаком...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья содержит материал по использованию эффективного метода развивающего обучения по обучению детей грамоте. В статье описаны все основные модели в работе с детьми 5-7 лет....

Технология по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Технология по подготовке к обучению грамотедетей старшего дошкольного возраста....

Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...