конспект занятия по развитию речи
материал (развитие речи, подготовительная группа) на тему
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и прочее. От своевременного формирования правильного произношения зависит общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы
Тема: Звуковая культура речи «На день рождения к Ослику»
Программное содержание:
1. Учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж, ш.
2. Упражнять в отчетливом произнесении слов со звуками ж, ш.
3. Совершенствовать фонематический слух, общую моторику, воображение, память, внимание, мышление, речь.
4. Умение быть доброжелательным, оказывать помощь другим.
Оборудование: игрушки «змея», «жук», предметные картинки, ребристая и наклонная доска, канат, магнитофон, аудиозапись с журчанием ручьи, карта маршрута, карточки с артикуляционной гимнастикой.
Ход занятия:
В группе
Воспитатель с детьми проводит пальчиковую гимнастику «Гном». На телефон воспитателя приходит СМС-сообщение. Воспитатель читает сообщение.
В: На мой телефон пришло сообщение. «Дорогие ребята, Людмила Юрьевна, приглашаю вас на свой день рожденья. С уважением, ослик Иа». Ребята, кто нас приглашает в гости?
Д; Ослик Иа.
В: А вы знаете, он герой какого мультфильма?
Дети;
В: А как вы думаете, где он живет?
Дети: ….
В; Я уже была у ослика в гостях, поэтому я знаю где он живет. У меня есть карта маршрута. Посмотрите.
(На карте нарисованы домик ослика, лес, тропа). Кто прочитал карту, и сможет нам сказать, где живет ослик?
Дети: ….
В: Да, ослик живет в лесу. Как вы догадались?
Дети: На карте нарисованы деревья.
В: На чем мы отправимся к нему?
Дети: ….
В: Полететь на самолете мы не можем. Почему?
Дети: ….
В: А на вертолете почему нельзя?
Дети: …..
Воспитатель; Может быть на машине?
Дети: …
В: На чем же мы отправимся?
Дети: ….
В: Отправимся пешком - ходьба укрепляет здоровье. Вы ничего не забыли? Ведь мы идем на день рожденья.
Дети; В день рождения принято дарить подарки.
В: Что мы ему подарим?
Дети; ….
В: У нас совсем мало времени. Самый лучший подарок для ослика- это игры. Я приготовила игры для вас. Давайте эти игры мы возьмем с собой и поиграем с осликом.
Дети: ….
В: Ну, тогда отправляемся в путь. Я надеюсь, что вы знаете правила поведения в лесу, в гостях.
В музыкальном зале
В: Ребята, оглянитесь вокруг.
(Звучит аудиозапись с журчанием ручейка. На пути встречается ручей, но мостика нет.) Что же нам делать? Мостика нет, как нам перейти на тот берег?
Ручей: Здравствуйте, дети! И куда вы путь держите?
Д: Мы идем на день рождение ослика.
Р: Я необычный ручей. Вы хотите перейти на тот берег? Тогда сначала удивите меня.
Дети; …
В: Ручей, мы тебе покажем необычную гимнастику для губ, языка и щек. (Показываю картинки с артикуляционной гимнастикой «Улыбочка-трубочка», «Любопытный язычок», «Чистим верхние зубки», «Сдуй листочек»).
Ручей; Спасибо, ребята! Да, такую гимнастику я не видел в лесу. Вы можете перепрыгнуть через меня на тот берег.
(Дети продолжают идти. На пути встречают жука и змею.)
В; Ой, а кто это?
Дети; ….
В: Ребята, они о чем-то спорят? Не могут поделить какую-то записку. Уважаемые жук и змея, давайте не будем спорить. (Берет записку и читает.) Эта телеграмма. «Кому: Подготовительная группа. Произошла беда, смешались наши песенки, выручайте. Змея и жук». Ребята, телеграмма адресована нам. Они не смогли поделить, кто же из них отправит ее. Давайте им поможем. Какую песенку поет жук?
Дети; Ж-Ж-Ж
В: Давайте еще раз пожужжим как жук. Покажем, как он летает. [ж] -губы окошечком, зубы не сжимаем, язык широкий, его передняя часть поднимается кверху, горлышко гудит. Звук звонкий. Руки перед грудью и подвигайте кистями вверх-вниз.
Дети; (Выполняют).
В; А какую песенку поет змея?
Д; Ш-Ш-Ш
В; Пропойте песенку. [ш] -губы окошечком, зубы не сжимаем, язык широкий, его передняя часть поднимается кверху, горлышко молчит. Звук глухой. Руками покажем, как ползет змея.
Дети; (Выполняют).
В; А теперь потрогайте свое горлышко и пропойте песенку жука. Что вы чувствуете?
Д; Горлышко гудит, песенка звонкая.
В; А на песенку змеи?
Д; Горлышко молчит, песенка глухая.
В; Поиграем в игру «Изобрази в песенку». Я буду называть различные звуки, если вы услышите звук [ж] вы показываете как летит жук, а на звук [ш] -как ползет змея. (Проводится игра). Ребята, вы, наверное, знаете много слов с этими песенками. Вспомните и назовите слова со звуками [ш] и [ж].
Дети: называют.
В; Ну вот, мы теперь надеемся, что вы не будете путать свои песенки. Всего вам доброго, а нам нужно спешить.
Д; До свидания.
В: (Проходят по канату). Ребята, представьте, был сильный ветер. Несколько деревьев упали и мешают нам идти дальше. (Подходят к домику ослика).
В; Вот и дом ослика.
(Дети стучатся к ослику).
(Выходит ослик-игрушка в руках у воспитателя).
О; Здравствуйте, ребята! Очень рад вас видеть, спасибо, что вы приняли мое приглашение.
В; Ослик, что с твоими ушами?
О; У ослика был день рожденья
И он принимал поздравления.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес,
Вошли торопливо барашки,
Они принесли две ромашки,
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли- подрастали,
А к вечеру длинными стали.
В; Ослик читал стихотворение и я услышала слова со звуками [ш] и [ж]. Вот послушайте и назовите слова с этими звуками «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки».
Д; ….
В; А со звуком [ж] ?
Д; ….
В; У ослика был день рожденья, и он принимал поздравления.
Д; ….
В; Ослик, мы хотим с тобой поиграть. Игра называется «Подари картинки Жанне и Мише». Перед вами картинки. Картинки с предметами в названии, которых есть звук [ш] дарим Мише, а Жанне - со звуком [ж].
(Проводиться игра)
В: Следующая игра «Замени звук». В словах, где стоит звук [ж], заменить его на звук [ш], и наоборот. Например, ужи - уши
Луша - шест -
Жить шалить
Житье шесть
Жаль нашивка
О: Ребята, вы такие молодцы, такие дружные.
В: Нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, может ослика возьмем с собой, мы его познакомим с новыми друзьями.
О: Спасибо, ребята!
Дети возвращаются домой. Снова подходят к ручью.
Р: Добрый день, ребята! Как погуляли? Расскажите, где вы были? Что интересного вы увидели в пути? Что вам больше всего понравилось? Что было трудным для вас?
Д: Мы ходили к Ослику на день рождения. Встретили жука и змею. Играли с ними в игры, так мы помогли им различить их песенки, звуки Ш и Ж.
Р: Какие вы молодцы! Расскажите мне теперь стихотворение с этими звуками.
О: Ребята, повторите за мной. Ша-ша-ша – есть игра у малыша. Жа-жа-жа – не боимся мы ужа. Шу-шу-шу – помогаем малышу. Жу-жу-жу – и с жуками я дружу.
Д: дети повторяют.
Р: Теперь вы смело можете перейти на тот берег.
В: Спасибо, ребята. Мне очень понравилось с вами играть. Мы с осликом хотим подарить вам на память игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)
Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...