конспект занятия по развитию речи
материал (развитие речи, подготовительная группа) на тему

ВЕТКИНА ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА

 

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и прочее. От своевременного формирования правильного произношения зависит общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи  для детей подготовительной группы

Тема: Звуковая культура речи «На день рождения к Ослику»

Программное содержание:

1.        Учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж, ш.

2.        Упражнять в отчетливом произнесении слов со звуками ж, ш.

3.        Совершенствовать фонематический слух, общую моторику,  воображение, память, внимание, мышление, речь.

4.        Умение быть доброжелательным, оказывать помощь другим.

Оборудование: игрушки «змея», «жук», предметные картинки, ребристая  и наклонная доска, канат, магнитофон, аудиозапись с журчанием ручьи, карта маршрута, карточки с артикуляционной гимнастикой.

Ход занятия:

В группе

Воспитатель с детьми проводит пальчиковую гимнастику «Гном». На телефон воспитателя приходит СМС-сообщение. Воспитатель читает сообщение.

В: На мой телефон пришло сообщение. «Дорогие ребята, Людмила Юрьевна, приглашаю вас на свой день рожденья. С уважением, ослик Иа». Ребята, кто нас приглашает в гости?

Д; Ослик Иа.

В: А вы знаете, он герой какого мультфильма?

Дети;

В: А как вы думаете, где он живет?

Дети: ….

В; Я уже была у ослика в гостях, поэтому я знаю где он живет. У меня есть карта маршрута. Посмотрите.

(На карте нарисованы домик ослика, лес, тропа). Кто прочитал карту, и сможет нам сказать, где живет ослик?

Дети: ….

В: Да, ослик живет в лесу. Как вы догадались?

Дети: На карте нарисованы деревья.

В: На чем мы отправимся к нему?

Дети: ….

В: Полететь на самолете мы не можем. Почему?

Дети: ….

В: А на вертолете почему нельзя?

Дети: …..

Воспитатель; Может быть  на машине?

Дети: …

В: На чем же мы отправимся?

Дети: ….

В: Отправимся пешком -  ходьба  укрепляет здоровье.  Вы ничего не забыли? Ведь мы идем на день рожденья.

Дети; В день рождения принято дарить подарки.

В: Что мы ему подарим?

Дети; ….

В: У нас совсем мало времени. Самый лучший подарок для ослика- это игры. Я приготовила игры для вас. Давайте эти игры мы возьмем с собой и поиграем с осликом.

Дети: ….

В: Ну, тогда отправляемся в путь. Я надеюсь, что вы знаете правила поведения в лесу, в гостях.

В музыкальном зале

В: Ребята, оглянитесь вокруг.

(Звучит аудиозапись с журчанием ручейка. На пути встречается ручей, но мостика нет.) Что же нам делать? Мостика нет, как нам перейти на тот берег?

Ручей: Здравствуйте, дети! И куда вы путь держите?

Д: Мы идем на день рождение ослика.

Р: Я необычный ручей. Вы хотите перейти на тот берег? Тогда  сначала удивите меня.

Дети; …

В: Ручей, мы тебе покажем необычную гимнастику для губ, языка и щек. (Показываю картинки с артикуляционной гимнастикой «Улыбочка-трубочка», «Любопытный язычок», «Чистим верхние зубки», «Сдуй листочек»).

Ручей; Спасибо, ребята! Да, такую гимнастику я не видел в лесу. Вы можете перепрыгнуть через меня на тот берег.

(Дети продолжают идти. На пути встречают жука и змею.)

В; Ой, а кто это?

Дети; ….

В: Ребята, они о чем-то спорят? Не могут поделить какую-то записку. Уважаемые жук и змея, давайте не будем спорить. (Берет записку и читает.) Эта телеграмма. «Кому: Подготовительная группа. Произошла беда, смешались наши песенки, выручайте. Змея и жук». Ребята, телеграмма адресована нам. Они не смогли поделить, кто же из них отправит ее. Давайте им поможем. Какую песенку поет жук?

Дети; Ж-Ж-Ж

В: Давайте еще раз пожужжим как жук. Покажем, как он летает. [ж]  -губы окошечком, зубы не сжимаем, язык широкий, его передняя часть поднимается кверху, горлышко гудит. Звук звонкий. Руки перед грудью и подвигайте кистями вверх-вниз.

Дети; (Выполняют).

В; А какую песенку поет змея?

Д; Ш-Ш-Ш

В; Пропойте песенку. [ш] -губы окошечком, зубы не сжимаем, язык широкий, его передняя часть поднимается кверху, горлышко молчит. Звук глухой. Руками покажем, как ползет змея.

Дети; (Выполняют).

В; А теперь потрогайте свое горлышко и пропойте песенку жука. Что вы чувствуете?

Д; Горлышко гудит, песенка звонкая.

В; А на песенку змеи?

Д; Горлышко молчит, песенка глухая.

В; Поиграем в игру «Изобрази в песенку». Я буду называть различные звуки, если вы услышите звук [ж]   вы показываете как летит жук, а на звук [ш] -как ползет змея. (Проводится игра). Ребята, вы,  наверное, знаете много слов с этими  песенками. Вспомните и назовите слова со звуками [ш]  и [ж].

Дети: называют.

В; Ну вот, мы теперь надеемся, что вы не будете путать свои песенки. Всего вам доброго, а нам нужно спешить.

Д; До свидания.

В: (Проходят по канату). Ребята, представьте, был сильный ветер. Несколько деревьев упали и мешают нам идти дальше. (Подходят к домику ослика).

В; Вот и дом ослика.

(Дети стучатся к ослику).

(Выходит ослик-игрушка в руках у воспитателя).

О; Здравствуйте, ребята! Очень рад вас видеть, спасибо, что вы приняли мое приглашение.

В; Ослик, что с твоими ушами?

О; У ослика был день рожденья

И он принимал поздравления.

Барбос ему сена принес,

Коза подарила овес,

Вошли торопливо барашки,

Они принесли две ромашки,

Тянули осленка за ушки

Лошадки, овечки и хрюшки.

И ушки росли- подрастали,

А к вечеру длинными стали.

В; Ослик читал стихотворение и я услышала слова со звуками [ш]   и [ж].  Вот послушайте и назовите слова с этими звуками «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки».

Д; ….

В; А со звуком [ж] ?

Д; ….

В; У ослика был день рожденья,  и он принимал поздравления.

Д; ….

В; Ослик, мы хотим с тобой поиграть. Игра называется «Подари картинки Жанне и Мише». Перед вами картинки. Картинки с предметами в названии, которых есть звук [ш] дарим Мише,  а Жанне - со звуком [ж].  

(Проводиться игра)

В: Следующая игра «Замени звук». В словах, где стоит звук [ж], заменить его на звук   [ш], и наоборот. Например, ужи - уши

   Луша -       шест -

    Жить        шалить  

   Житье         шесть

   Жаль           нашивка

О: Ребята, вы такие молодцы, такие дружные.

В: Нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, может ослика возьмем с собой, мы его познакомим с новыми друзьями.

О: Спасибо, ребята!  

Дети возвращаются домой. Снова подходят к ручью.

Р: Добрый день, ребята! Как погуляли? Расскажите, где вы были? Что интересного вы увидели в пути? Что вам больше всего понравилось? Что было трудным для вас?

Д: Мы ходили к Ослику на день рождения. Встретили жука и змею. Играли с ними в игры, так  мы помогли им различить их песенки, звуки  Ш и Ж.

Р: Какие вы молодцы! Расскажите мне теперь стихотворение с этими звуками.

О:  Ребята, повторите за мной. Ша-ша-ша – есть игра у малыша. Жа-жа-жа – не боимся мы ужа. Шу-шу-шу – помогаем малышу.  Жу-жу-жу – и с жуками я дружу.

Д: дети повторяют.

Р: Теперь вы смело можете перейти на тот берег.

В: Спасибо, ребята. Мне очень понравилось с вами играть. Мы с осликом хотим подарить вам на память игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...