Особенности понимания малых фольклорных форм старшими дошкольниками.
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Самсонова Любовь Юрьевна

Известно, что дошкольники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_ponimaniya_malyh_folklornyh_form.doc539.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности понимания малых фольклорных форм старшими дошкольниками.

Известно, что дошкольники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. Некоторые дети могут лишь рассказывать о ком идет речь, например: "Это про Ваню" ("Бедному Ванюшке везде камушки"), "Про Емелю, он медленно едет" ("Едет Емеля, да ждать его неделю"), "Про зайца и волка" ("Трусливому зайке и пенек - волк"), то есть воссоздать наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации. Отвлеченная же сущность пословицы остается для ребенка закрытой.

У детей возникают ассоциации, при чем часто не на содержание всей пословицы, а на какое-то отдельное слово из нее, и это мешает оторваться от конкретной ситуации, перейти к обобщенному образу. Например, о пословице "Едет Емеля…" – "Это про Емелю, он щуку поймал"; "Емеля на печке лежит, а к царю ехать не хочет". О пословице "Трусливому зайке…" – "Волк – значит пенек, а зайчик на него сел"; "Волк на пеньке сидит". О пословице "Бедному Ванюшке…" – "Когда Ванюшка идет по дороге, а ему под ногами одни камни"; "Когда еще не было игрушек, тогда дети играли с камушками".

Было установлено, что дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Некоторые дети не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры. В большинстве случаев у детей возникают ассоциации на какое-то одно слово. Например, в загадке про облако на слово "белый" – "Это белые медведи", "Лебедь, потому что белый"; в загадке о лисе – ассоциация на слова "нет ни дыма, ни пожара" – "Пожарная машина", "Пожарники, потому что они пожар тушат, и нет ни дыма, ни пожара" .

Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Н. Гавриш объясняет это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления.

Некоторые причины ошибок при отгадывании загадок детьми, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями:

  1. невнимательно слушают текст загадки;
  2. не запоминают полностью содержание загадки;
  3. полностью или частично не понимают текст загадки;
  4. при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
  5. не имеют достаточных знаний о загаданном;
  6. не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или целенаправленное отгадывание. Е. Кудрявцева выделяет следующие признаки целенаправленного отгадывания:

  1. дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс решения логической задачи отгадки;
  2. в поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанных в загадке;
  3. ребенок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке;
  4. дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументированно доказать его правильность;
  5. в случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;
  6. дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.

Таким образом, при целенаправленной работе с детьми старшие дошкольники способны отгадывать загадки как с точно названными признаками, так и с зашифрованными.

Итак, если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности понимания детьми малых фольклорных форм.

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастается интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство - то время, когда возможно...

Особенности понимания малых фольклорных форм старшими дошкольниками.

Известно, что дошкольники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. Это подчеркивается и в исследованиях Н. Гавриш. Некоторые дети могут лишь рассказывать о...

Особенности понимания детьми малых фольклорных форм

Материал предназначен для педагогов и родителей...

Особенности понимания малых фольклорных форм старшими дошкольниками.

Известно, что дошкольники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. Это подчеркивается и в исследованиях Н. Гавриш . Некоторые дети могут лишь рассказывать ...

консультация для родителей "Особенности понимания детьми малых фольклорных форм"

Слово “фольклор”, в буквальном переводе с английского, означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельно...

Занятие по развитию речи с использованием малых фольклорных форм для дошкольников 3-4 лет

Занятие по развитию речи с использованием малых фольклорных форм для дошкольников 3-4 лет...

Календарный план "В гостях у бабушки" (малые фольклорные формы) старшая группа

Календарный план "В гостях у бабушки" (малые фольклорные формы) старшая группа...