Семинар "Речь словно реченька журчит"
методическая разработка по развитию речи по теме
задания для совершенствования кразоты и образности речи воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_zanyatiya.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар «Речь, словно реченька журчит…»
Цель занятия: Совершенствование речевых навыков педагогов.
- ЭПИТЕТЫ
Образная характеристика кого-либо или чего-либо посредством выразительного прилагательного, используемого для достижения большей выразительности речи, называется эпитетом. Эпитеты широко используются и обычными людьми и без них не могут ни писатели, и поэты выразить свои чувства и впечатления. Соответственно, эпитеты бывают общеязыковые (безбрежная даль, багряный закат, хитрые глаза) и народнопоэтические (чистое поле, шелковые волосы, благодатный дождь). Педагогам необходимо знать много эпитетов, чтобы их речь была образцом для воспитанников. Заинтересованным в этом воспитателям может помочь следующая литература (представление соответствующей литературы: О.Д.Ушакова «Словарь эпитетов», С-П., 2007 г.; Горбачевич К.С., Хабло Е.П. «Словарь эпитетов русского литературного языка», Л., 1979 г.
- Практическое задание «Подбери словечко» Необходимо найти как можно больше эпитетов к заданному слову (каждый выбирает листок с одним из слов: глаза, волосы, лицо, снег, взгляд, руки, день, голос).
После выполнения задания, каждая пара зачитывает свои слова. Можно в конце зачитать из «Словаря эпитетов».
Украшают речь и придают ей живость и образные сравнения – когда предмет сравнивается с другими предметами или образами, схожими одним или несколькими признаками.
Давайте подберем образные сравнения к слову
- глазки (как … бусинки, ягодки, угольки, звездочки на небе, пуговки, бусинки, топазы, зеркало, огоньки, васильки во ржи. и т.д. )
- цыпленок.
Зачитать примеры из произведений поэтов и писателей (Н.Сладков, Ф.Тютчев, А.Фет, Н.Некрасов, И.Бунин, П.Образцов)
- ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Русский язык богат выразительными средствами. Одно из важных экспрессивных средств – фразеологизмы, устойчивые выражения, готовые сочетания слов. Смысл каждого фразеологизма не складывается из смыслов входящих в него слов. Например, «съесть собаку» означает «быть мастером в каком – нибудь деле».
- Какие фразеологические обороты знаете вы? (ответы педагогов)
Такие выражения делают нашу речь выразительнее, ярче. Фразеологизмы использовали в своих произведениях А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, И.А.Крылов, К И.Чуковский, С.Михалков и многие другие известные вам писатели.
Значение фразеологизмов можно узнать в словарях: толковом и фразеологическом.
Представить педагогам соответствующую литературу и зачитать происхождение некоторых фразеологизмов (Н.В.Новоторцева «Развитие речи детей 3», стр.29; Вартаньян Э.А. «Крылатое слово»)
В работе с детьми по развитию речи, да и в повседневном общении воспитателю необходимо пользоваться ярким, красочным языком, используя фразеологизмы. В силу малого словарного запаса и специфического образа мышления, детям часто непонятен смысл фразеологических оборотов, поэтому педагогу нужно обязательно объяснять ребенку смысл высказывания, рассказывать о появлении некоторых фразеологизмов можно рассказать детям. Попробуйте доходчиво и кратко объяснить ребенку значение некоторых фразеологизмов.
- Практическое задание (индивидуальное) «Что бы это значило?» (приложение № 4)
Фразеологические обороты можно использовать говоря о человеке, его поступках и действиях.
- Практическое задание: (в 2 группах) (приложение № 1)
1 группа: Разделить группу на 2 группы: «Положительная характеристика человека» и «Отрицательная характеристика человека»
(приложение № 2)
2 группа: Разделить группу на 2 группы: «Положительная характеристика поступка человека» и «Отрицательная характеристика поступка человека»
- ПОСЛОВИЦЫ
Пословица - короткое изречение, несущее поучительный смысл. В пословицах народ коротко и метко высказывал свои суждения о жизни свой вековой опыт. Больше тридцати тысяч пословиц собрал Владимир Иванович Даль: о родине и чужбине, о богатстве и бедности, о правде и джи, о работе и праздности.
- Какие пословицы знаете вы? Объясните, как вы их понимаете? (ответы воспитателей)
Пословицы придуманы народом, казалось бы, для каждой жизненной ситуации. В воспитательном процессе в детском саду эти короткие народные мудрости могут прийтись кстати.
- Практическое задание (педагоги по очереди вытаскивают карточку с написанной на ней пословицей и подбирают подходящие случаи из жизни детей, где можно применить данную пословицу) «Пословица недаром молвится» (приложение № 3)
- Игровое задание «Пословицы - перевертыши»
Приложение № 1
Характеристика человека
(отметьте соответствующим знаком «+» или «-»
положительную и отрицательную характеристику человека)
Владеть собой | |
Голова на плечах | |
Выйти сухим из воды | |
Горит в руках | |
Звезд с неба не хватает | |
Золотые руки | |
Мухи не обидит | |
Ни то, ни сё | |
Правая рука | |
Медведь на ухо наступил | |
Не робкого десятка | |
Мелко плавает | |
Молоко на губах не обсохло | |
Ни рыба, ни мясо | |
Семь пятниц на неделе | |
Родиться в рубашке | |
Своя голова на плечах | |
Семи пядей во лбу | |
Не лезет за словом в карман | |
Каши не сваришь | |
Собаку съел | |
Пятое колесо в телеге | |
Тяжел на подъем | |
Не ударить лицом в грязь | |
Цены нет | |
Пальцем не тронуть | |
Язык хорошо подвешен |
Приложение № 2
Оценка действий, поступков поведения человека
(отметьте соответствующим знаком «+» или «-» положительную и отрицательную характеристику поступков человека)
Брать быка за рога | Отбиться от рук | ||
Ломиться в открытую дверь | Плыть по течению | ||
Водить за нос | Взять пример | ||
Наломать дров | Подливать масло в огонь | ||
Вставлять палки в колеса | Взять себя в руки | ||
Вложить душу | Пускать пыль в глаза | ||
Внести вклад | Сдержать слово | ||
Обводить вокруг пальца | Спрятаться в кусты | ||
Выводить из себя | Рубить с плеча | ||
Гнаться за двумя зайцами | Не покладая рук | ||
Держать себя в руках | Сводить к нулю | ||
Действовать на нервы | Свести на нет | ||
Добиться своего | Смотреть сквозь пальцы | ||
Делать из мухи слона | Строить на песке | ||
Идти навстречу | Убивать время | ||
Идти в огонь и воду | Язык проглотить | ||
Отложить в долгий ящик | Заблудиться в трех соснах | ||
Доводить до белого каления | Находить выход из положения | ||
Найти общий язык | Заварить кашу | ||
Протянуть руку помощи | Задрать нос | ||
Играть в прятки | Закрыть глаза | ||
Кривить душой |
Приложение № 3
«Пословица недаром молвится»
«Любишь кататься, люби и саночки возить» |
«Не рой другому яму, сам в неё попадешь» |
«Тише едешь, дальше будешь» |
«Не спеши языком, торопись делом» |
«Мал золотник, да дорог» |
«Спустя лето по малину не ходят» |
«Волков бояться – в лес не ходить» |
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» |
«Делу - время, потехе - час» |
Приложение № 4
- Ахиллесова пята
- Без сучка без задоринки
- Бить баклуши
- Бок о бок
- В два счета
- В двух шагах
- Вверх дном
- Повесить голову
- Владеть собой
- Во весь дух
- Водить за нос
- Выбросить из головы
- За тридевять земель
- Золотые руки
- Как снег на голову
- Капля в море
- Мороз по коже
- Ни рыба, ни мясо
- И след простыл
- Не отрывать глаз
- Ни свет, ни заря
Используемая литература:
- Н.В.Новоторцева «Развитие речи детей 3» (популярное пособие для родителей и педагогов), Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
- К.И.Чуковский «Живой как жизнь» Сочинения в двух томах. Том 1. Москва, Изд. «Правда», 1990 г.
- О.Д.Ушакова «Словарь эпитетов», С-П., 2007 г.
- Вартаньян Э.А. «Крылатое слово», М., Изд. «Современник», 1996 г.
- Стихи и проза (Н.Сладкова, Ф.Тютчева, А.Фета, Н.Некрасова, И.Бунина, П.Образцова) из произведений, рекомендованных «Программой»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ах как речь это говорит, словно реченька журчит"
«Ах как речь – это говорит, словно реченька журчит»Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, пост...
Родительское собрание "А как речь - то говорит, словно реченька журчит"
На данном собрании обсуждается проблема речи нынешних малышей и пути решения проблем...
"А как речь -то говорит , словно реченька журчит..."
Уважаемые родители и педагоги , работаюшие с детьми младшего дошкольного возраста и с детьми логопедических групп, эта статья именно для вас. Поможем становлению речи наших детей, ведь речь - не тольк...
Родительское собрание на тему: "А как речь говорит, словно реченька,журчит" или "Особенности речевого развития в старшем дошкольном возрасте".
Конспект предназначен для воспитателей детских садов. Цель:привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....
А как речь -то говорит, словно реченька журчит. (родительское собрание )
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста....
Литературная гостиная для старших дошкольников: "А как речь то говорит, словно реченька журчит..."
Литературная гостиная, направленная на формирование интереса и положительного отношения к поэзии, приобщение к литературному творчеству А. С. Пушкина....
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит »
Особенности и проблемы речевогоразвития у детей старшего возраста«А как речь – то говорит,словно реченька журчит »...