"Грачи прилетели"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи "Грачи прилетели"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_grachi_prileteli.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Рассказывание: «Вживание» в картину с элементами грамоты.
Цель:
- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине;
- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;
- развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.
Словарная работа:
- обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнение, метафоры.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций на тему: «Весна»;
- рассматривание репродукции картины И. Левитана «Март»;
- слушание музыкальных произведений: Х. Чайковский «Времена года» («Март», «Апрель»), Вивальди «Времена года» («Весна»);
- чтение стихов о весне.
Материал:
- репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;
- магнитофон
- картины с изображением птиц
Ход занятия
– Ребята, отгадайте загадку.
Тает снегом,
Ожил лужей,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)
Правильно, это весна.
Какие стихи про весну вы знаете
А. Плещеева «Весна».
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
С Клычков. Ранняя весна
Сегодня вечером над горкой, упали с криками грачи.
И старый сад скороговоркой будили в сумраке ручьи.
Церковный пруд в снегу тяжелом всю ворочался и пух,
А за соседним частоколом Кричал не вовремя петух.
Пока весь снег в тумане таял, я слушал притаясь к окну:
В тумане пес протяжно лаял на запоздалую луну.
– После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля.
Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна.
В воздухе чувствуется запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники. Две загадки, которые я вам сейчас загадаю помогут вам, не только ответить на вопрос , кто же первые вестники весны , но и подскажут, как решить другую задачу.
--Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей.
Черный, проворный, кричит «крак» - червякам враг. (правильно грач)
А вот и задача: Кто из вас сможет последовательно ,изменить звуки(буквы)в слове грач так, чтобы получилось слово враг. Грач – Врач – Враг.
Кто поможет произвести звуковой анализ слова «Грач»,
В слове «грач» - 4 звука;1 - звук «г»-согл, тв; 2 – «р» - согл. тв; 3 – «а» - гласн.,4 – «ч» - согл,тв.
Правильно(неправильно, кто исправит ошибку?)
У меня в руках карточки, некоторые из них пустые, они говорят о том, что тот, у кого пустая карточка - сидит и внимательно слушает товарища, и если будет такая необходимость, помогает .
Сейчас узнаем, кто будет играть, а кто следить за игрой (вытягивают карточки)
Игра «продолжи предложение», правила вы все знаете. Но я напомню. Слова можно вставлять как в начале, в середине, так и в конце предложения. Только нельзя выбрасывать слова из предложения.
Разрешите мне начать игру, а вы продолжите . У меня схема ____ _____, я говорю «Прилетели грачи»,
У кого следующая карточка? Покажи всем.
Продолжи: ____ ______ ______ (напр: Прилетели черные грачи)
____ ______ ______ _____ (напр. Утром прилетели черные грачи)
____ _______ _____ ______ ______ (напр. Утром прилетели черные, крикливые, грачи)
_____ _____ ____ ______ ______ _____Утром рано, прилетели черные, крикливые грачи)
Грачи прилетают в наши края раньше других птиц. Над высокими березами разносится радостный гомон.
– Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели».
- Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?
(Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда).
- Ребята , посмотрите очень внимательно на картину
Метод подзорной трубы:
Складываем две руки трубочкой, получается подзорная труба, закрываем один глаз и внимательно рассматриваем картину. Стараемся рассмотреть как можно больше. Затем меняем глаз и делаем тоже-самое. Что же вы увидели?
2-3 ребенка дают ответ.
Динамическая пауза под музыку.
А сейчас я предлагаю вам поверить в волшебство и «войти в картину».
Модель «Глаз» «Ухо»
Осмотритесь вокруг, послушайте внимательно. Что вы увидели? А что вы услышали? Расскажите о грачах. Что они делают?
(Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее. Как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т.д.).
- Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?
(Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.
- Какие деревья выбрали грачи?
(Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветви упругие. Гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева).
- Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?
Как вы догадались?
(Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое. Чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака)
- Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?
(Небо покрыто голубовато-серыми тучами, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т.д.)
- Ребята, расскажите, каким вы видите снег?
(Потемневшим, рыхлым, сырым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым и т.д.).
Мы посмотрели и прислушались к окружающей нас природе, а теперь (Модель «нос») вздохнем глубоко. Почувствуйте , чем пахнет в окружающем нас пространстве?
Чувствуется свежесть, бодрость, запах прелых листьев, коры дерева, пахнет влажной землей, талым снегом, весной.
А что вы чувствуете еще?
Немного холодно, радостно, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме.
- Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?
(Ответы детей).
– Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и о уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.
(Дети по желанию рассказывают по картине).
А теперь мне хочется вам предложить побыть в роли художников и написать свою картину « Грачи прилетели». Внимательно посмотрите на рисунок и где вы считаете необходимым дорисуйте ветки дерева, гнезда, серый снег, неяркое солнце и т.п. Все, что вы почувствовали, мысленно побывав в этом замечательном месте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...
"Грачи прилетели".Комплексное занятие по конструированию из бумаги (оригами) и ознакомлению с окружающим миром (Старшая группа)
Занятие по оригами...
"Грачи прилетели"
Развитие речи...
Факультативное занятие. Оригами "Грачи прилетели!"
Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги и ознакомлению с окружающим миром на тему:«Грачи прилетели!» Задачи:Учить детей складывать поделку из бумаги способом ориг...
организация деятельности педагога по обучению рассказыванию детей по картине Саврасова а.К. "Грачи прилетели"
В оснв основу методической разработки положена система И.Н. Мурашковской, Н.П. Валюмс «Картина без запинки». На каждом этапе решаются определённые задачи, которые преследуют конечную цель: научить дет...
НОД Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Рисование «Грач»
Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному ...