Консультации "Театрализованные занятия с детьми, как средство развития всех сторон детской деятельности"
статья по развитию речи по теме
Театрализованные занятия с детьми,
как средство развития всех сторон детской речи
Театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательно-образовательные задачи, в том числе и речевую.
В ходе освоения театрализованной деятельности присходит совершенствование речи. Этому способствует работа над репликами персонажей и собственных высказываний. Легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершен-ствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики, ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Совершенно улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Работа над ролью обогащает речь ребенка образными выражениями.
Театрализованная деятельность позволяет решать следующие речевые задачи:
- Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
- Развивать дикцию на материале скороговорок и стихотворений.
- Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
- Пополнять словарный запас образными выражениями, сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами.
- Составлять предложения с заданными словами.
- Учить строить диалоги самостоятельно, подбирая партнера, содействовать развитию монологической речи.
- Учить подбирать определения к заданным словам.
- Учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам.
- Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, регулирование темпа голоса и грамотности произношения.
Теория и методика развития речи детей раскрывает аспекты развития речи, методику работы с произведениями художественной литературы, методику заучивания стихотворений, рассматривает театрализованную деятельность, как средство развития речи детей.
В игре-драматизации проговаривание текста сопровождается игровыми действиями. Театрализованные игры, базируясь на инсценировках и играх-драматизациях, сложнее их по содержанию, подготовке, организации и проводятся со старшими дошкольниками. Однако, уже начиная с первой младшей группы необходима систематическая и целенаправленная работа по развитию у детей интонационной выразительности речи,формированию умения имитировать жесты людей, животных. Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных.
Читая детям потешки, драматизируя отрывки из сказок, воспитатель сопровождает его иммитационными движениями и звукоподражанием, побуждает детей выполнить их вначале вместе, а затем самостоятельно, тем самым вовлекая детей в миметрические игры.
Во время игр, воспитатель вносит в группу игрушки, которые напоминают то или иное художественное произведение и вызывает у детей желание инсценировать его. Можно предложить некоторым детям показать, "изобразить" кого-то медведя или медвежонка, показать, кто как топает, рычит, произнести слова громко-тихо-шепотом, быстро-умеренно-тихо, показать, как котенок умывается, мурлычет и т.п.
Очень важно научить детей использовать интонацию целого предложения, вопроса или ответа. Например, воспитатель читает р.н. песенку "Курочка-рябушечка". Сначала всю песенку, а затем начинает диалог. Можно использовать шапочку и предложить одному ребенку отвечать на вопросы, а потом возможно и задавать их с нужной вопросительной интонацией:
"Курочка-рябушечка, куда идешь?"
Во второй младшей группе детей специально учат изображать ситуацию, описанную в художественном тексте. Несколько детей исполняют разные роли.
Например, воспитатель декламирует р.н. песенку -"Бежит курочка с ведром, а лошадка - с фанарем, а собачка - с помелом"
Дети с большим желанием показывают, что делают персонажи, используя при этом звукоподражание.
В этой группе уже призводится инсценировка отдельных эпизодов знакомых сказок ""Колобок", "Три медведя", "Рукавичка" и др. Видя атрибуты, изготовленные для той или иной сценки, дети с удовольствием включаются в театральную игру.
В средней группе диапазон театральной сферы детей расширяется и соответственно художественно-речевая деятельность детей становится совершеннее, формируются навыки речевого общения.
Рассказывая, декламируя, что-то изображая, дети этого возраста стараются добиться определенного результата. Происходит становление монологической речи, начинается активное употребление определений. Именно на пятом году жизни у ребенка совершенствуются элементы звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания, - темп, дикция, сила голоса и интанационная выразительность.
Интанационной выразительности отводится особое внимание. В инсценировках детей учат говорить разными голосами и с разной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной.
Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз, широко используются чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения, мини-диалоги, которые произносятся детьми с разной силой голоса и в различном темпе.
Одновременное проговаривание текста и игровые действия сложны для ребенка среднего возраста, но к концу года удается достичь синхронности между словом и жестом.
Детям необходимо показывать театрализованные спектакли, подготовленные старшими дошкольниками. В этих целях драматизируются художественные произведения, рекомендованные программой для младших и средних групп.
Театрализованные представления требуют длительной и тщательной подготовки. В процессе ее осуществляется подбор основных исполнителей и их дублеров, проводятся репетиции, отрабатываются массовые сцены. Поэтому одной из наиболее совершенных форм реализации речевых задач в старшем возрасте является театрализованная деятельность.
У детей старшего возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. В этом возрасте в основном завершается важный этап речевого развития - усвоение грамматической системы языка. Возрастает употребление простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к ошибкам, умение контролировать свою речь.
Театрализованные игры способствуют активному усвоению и построению разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). У ребенка накапливается значительный запас слов, происходит обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных или противоположных по смыслу (синонимов и антонимов), многозначных слов.
Одним из эффективных способов активизации речи детей является театрализованная ролевая игра, игра-драматизация. Эти игры характеризуются наличием диалога между действующими лицами. При этом каждый ребенок берет на себя роль и старается доступными средствами передать образ своего героя. В этой связи уместно вспомнить стихотворение С. Я. Маршака "Телефон", или ряд русских народных сказок: "Теремок", "Колобок".
Игра-импровизация предполагает самостоятельное придумывание детьми сцен и диалогов на заданную тему.
Игры-представления включают инсценировку или драматизацию каких-либо жизненных ситуаций или любимых сказок. Именно в таких театрализрванных играх бурно развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. Интересные, увлекательные театрализованные игры оказывают комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи.
Таким образом, театрализованные игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития: воспитание звуковой культуры речи, формироание граммотического строя речи, словарную работу, развитие связной речи.
Навыки и умения, полученные в процессе театрализованной игры ярко проявляются у детей на речевом занятии любой направленности или комплексном речевом занятии. Театральная игра явно усиливает результативность педагогических воздействий воспитателя в важнейшем аспекте развития ребенка-дошкольника - в речевом развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Развитие всех сторон речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой "
ЗадачиПознакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.Формирование у детей представления о доброте, взаим...
«Развитие всех сторон речи дошкольников с использованием игровых технологий»
Данная презентация обобщает опыт работы воспитателя по развитию речи дошкольников с использованием игровых технологий. Обосновывается актуальность проблемы и описываются этапы работы в данном направле...
РЕКОМЕНДАЦИИ, РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ, ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для того, чтобы узнать правильно ли идет речевое развитие вашего ребенка, я предлагаю вам посмотреть информацию о том как должно идти речевое развитие в норме:...
Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической...
Логопедическая сказка является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному
Логосказка - это целостный педагогический процесс,способствующий развитию всех сторон речи, нравственных качеств, а также активизации психических процессов....
Семинар "Игра - средство развития всех сторон речи в старшем дошкольном возрасте"
Развитие речи вдетском саду -необходимое условие подготовки детей в школе....
Доклад "Система условий как фактор, обеспечивающий полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становления личности ребёнка"
Основная цель коррекционно-педагогической работы в общеразвивающей группе — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного вклю...