Особенности восприятия детьми малых фольклорных форм
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Емельянова Ирина Борисовна

Как приучать детей к фольклору

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vospriyatiya_detmi.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности восприятия детьми

малых фольклорных форм»

Исследовательская работа с народным поэтическим словом для самых маленьких показало: детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умения слушать и слышать, тогда, постепенно, по закона красоты, «открывается» перед ними притягательная сила народного слова- «чутье языка», элементы эстетического вкуса, закладывается любовь к народному, национальному искусству, а в месте с тем и первое привязанности к родному дому, к родному краю, Родине. Методы и приемы по ознакомлению с народными  произведениями должны быть адекватные возрастным возможностям малыша.

Предлагаемые «Программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста» потешки отличаются богатством форм и размеров. Одни совсем небольшие («Наша Маша маленька», «Как у нашего кота…»), другие достаточно велики («Ай, качи, качи, качи...» и др.). Содержания одних потешек не нуждается в пояснениях («Водичка- водичка…» и др.), для правильного восприятия других требуется показ предметов, действий, дополнительные указания («Кисонька-мурысенька…», «Вот и люди спят…», «Ай, тюшки, тюшки, тюшки…»). Перед чтением этих более сложных по содержанию потешек целесообразна предварительная работа. Так, за один-два дня до занятия перед чтением потешки «Ай, тюшки, тюшки, тюшки…» дети с воспитателем рассматривают на прогулке листья лопуха и играют с ними в «зонтики». Некоторая предварительная подготовка необходима и непосредственно на занятии. Она может быть очень разнообразной ( рассматривание игрушки, иллюстрации, сюжетных картинок; имитация движений; дидактическая игра).

В ряде случаев чтение следует сопровождать показом действий, описанных в потешке («Водичка-водичка…», «Ладушки, ладушки…», «Кисонька-мурысенька…», «Привяжу я козлика…»). Потом следует повтор потешки два - три раза с использованием разных (этих же или других наглядных материалов и приемов).

На занятиях, отведенных повторению знакомой детям потешки, прием договаривания стихотворных слов и фраз занимает ведущее место. Дети старше 2,5 лет могут читать некоторые потешки самостоятельно (при активной помощи педагога). Радуют ребенка «подарки»: если педагог, читая текст, называет его имя. Этот прием может использоваться в сочетании с наглядностью. Например, Маша «кукла» дает поносить свою алую шубку кому-либо из девочек, а воспитатель вместе с детьми читает: «Наша Настя маленька…» и т.п. При повторении потешек шире используются игры – драматизации.

Наблюдения показали, что в первой младшей группе на одном занятии можно повторять сразу две и три потешки. Это разнообразит занятие и радует детей. Старшие дети могут назвать стихотворение, которое им нравится больше других. И тот час же прочитать его (целиком, отрывок). Такие задания в какой - то мере  выявляют и формируют избирательное отношение малыша к художественному слову.

С детьми третьего года жизни проводятся специальные занятия, именуемые в методической литературе «Рассказывание без показа». Цель их – развивать у детей способность слушать и понимать рассказ взрослого без наглядного сопровождения. Обучение детей родному языку на занятии- часть работы по развитию речи, осуществляемой  воспитателем в течение дня. Программный материал, который дети осваивают на занятии, педагог повторяет, закрепляет в режимных процессах, во время самостоятельных игр детей. В тоже время новые впечатления, полученные детьми в быту, на прогулках, воспитатель уточняет и углубляет на занятиях.

С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки. Вариантом такого приема могут быть и игры ребенка со своими пальчиками. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей («Этот пальчик дедушка…»). Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю.

Таким образом, мы приходим к выводу, что чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. Одну и ту же потешку можно обыграть разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, куклы би-ба-бо, использовать пальчиковый театр, шапочки различных персонажей и п.р.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности понимания малых фольклорных форм старшими дошкольниками.

Известно, что дошкольники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок....

Особенности понимания детьми малых фольклорных форм.

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастается интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство - то время, когда возможно...

Особенности понимания малых фольклорных форм старшими дошкольниками.

Известно, что дошкольники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. Это подчеркивается и в исследованиях Н. Гавриш. Некоторые дети могут лишь рассказывать о...

Особенности понимания детьми малых фольклорных форм

Материал предназначен для педагогов и родителей...

консультация для родителей "Особенности понимания детьми малых фольклорных форм"

Слово “фольклор”, в буквальном переводе с английского, означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельно...

Особенности понимания детьми малых фольклорных форм

Особенности понимания детьми малых фольклорных форм...