Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Петрова Анастасия Юрьевна

Цели:
Уточнять и расширять представление детей о живой природе родного края: об обитателях вод – речных и озерных рыбах.
Развивать речь, активизировать словарь, умение наблюдать и анализировать, учить делать выводы, выражать их в речи; закрепить умение сравнивать по величине и развитие глазомера.
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Беседы о живых существах; посещение мини-музея; рассматривание иллюстраций с изображением природы и животных Якутии; чтение художественной литературы о родном крае, д/игры “Кто лишний?”,“Угадай, где живет?”

Материалы к занятию: прозрачные сосуды с водой на каждый стол, кусочки пластилина; иллюстрации с изображением рыб; д/игры “Кто лишний?” ( картинки с изображением рыб и насекомых); на каждого ребенка лист с изображением рыб и геометрических фигур (овалов разной величины), карандаш.

Ход занятия:

1 часть.

Чтение стихотворения о реке Лене.

Красавица Лена! В теченье твоем
сверкает звезда молодая.
Сияет и светится твой водоем, -
Цветною каймой отражаются в нем
Огни обновленного края.
(Элляй)

- Кто знает, как называется наш край, в котором мы живем?

(ответы детей)

- Мы живем в республике Саха (Якутия). Наш край богат растительным и животным миром. Это значит, что у нас в лесах много разных деревьев, кустарников, ягод, грибов. В лесу много зверей. А еще у нас в Якутии много водоемов – ручьев, рек, озер.

- Что такое водоемы?

(ответы детей)

- Отгадайте загадку: “В воде жива, на суше мертва”

или “У родителей и деток вся одежда из монеток”.

Кто это? Как вы догадались?

(ответы детей)

- Как вы думаете, о чем или о ком мы будем говорить сегодня?

( о рыбках)

- Мы побеседуем о рыбах, которые живут в реках и озерах Якутии.

Может кто-то из вас знает, какие рыбы обитают в нашей реке?

(ответы детей)

Воспитатель выставляет иллюстрации с изображением рыб: щука, карась, окунь, налим, осетр и др.

- Посмотрите, какие разные рыбы на картинках. Давайте рассмотрим их, скажем, как они называются.

(дети проговаривают вместе с воспитателем)

- А теперь поиграем в игру “Какой рыбы не стало?”

(дети закрывают глаза, убирается одна картинка, дети угадывают, какой рыбы не стало.)

- Чем все рыбы похожи?

(есть плавники, голова, два глаза, хвост, овальное туловище)

- Все рыбы очень интересные и такие разные, но какой одинаковый признак есть у всех рыб, что их объединяет?

(они живут в воде, тело покрыто чешуей, у рыб есть жабры)

- Чем рыбы отличаются от зверей?

(варианты ответов детей)

Д/и “Кто лишний?”

- Рыба живое существо?

(ответы детей)

- Почему вы так думаете? Докажите.

(рыбы плавают в воде, двигаются, дышат, кушают, вырастают большие и т.д.)

- Детеныши рыб появляются из …?

(из икры)

- Они называются …?

(мальки)

- Почему детеныши рыб называются мальки?

(потому что маленькие, крошечные, их плохо видно)

- А кто знает, дышит ли рыба в воде? Чем она дышит?

(ответы детей)

- Сейчас мы проведем опыт; в сосуд с водой положите кусочек пластилина. Что вы заметили?

(на пластилине пузырьки)

- Что это за пузырьки? Правильно, пузырьки это воздух. Значит, в воде есть воздух и рыбы им дышат.

- А сейчас превращаемся все в рыбок!

Физкультминутка

“Рыбки”

Как в аквариуме нашем рыбки золотые пляшут.
Они весело резвятся в чистой, тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке,
То помашут плавниками, то закружатся кругами.

2 часть

- На что похоже рыбка?

(на капельку, на листочек, на ложку, на овал – картинки помогают детям сделать выбор)

- А теперь попробуем с помощью геометрических форм определить форму рыб: выполните задание на листочках, соедините карандашом геометрическую фигуру и рыбку, которая на нее похожа.

(дети выполняют задание самостоятельно)

- Человек научился у птиц летать. Как выдумаете, чему он научился у рыб?

(плавать, плавать на лодках, кораблях)

- Какую пользу приносят рыбы человеку?

(люди едят рыбу, она полезная, вкусная)

- Поиграем в игру “Скажи правильно”

Суп из рыбы … (рыбный)

Котлета из рыбы … (рыбная)

Пирожки из рыбы … (рыбные)

Пирог из рыбы … (рыбный)

3 часть

- А теперь я проверю, хорошо ли вы запомнили рыб, которые живут в наших реках и озерах. Я буду загадывать загадки, а картинки помогут вам найти отгадку.

1. Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (щука)

2. Колюч, да не еж, кто же это …? (ерш)

Есть в лесу колючий ёж,
А в реке – колючий … (ерш)

3. Он в самом омуте живет, хозяин глубины.
Имеет он огромный рот. А глазки чуть видны. (налим)

Скользкий, длинный головастый,
По ночам по речке шастал.
Глянешь – чистый подхалим …
А зовут его … (налим)

4. Красивы, редки и хитры
Есть в нашей речке … (осетры)

5. На дне, зарывшись в ил и грязь,
От щуки прячется … (карась)

6. Серебристый, с темной спинкой,
Удерет! – держи, малец!
Что за рыбка? Без запинки я отвечу вам … (елец)

Итог:

- О ком мы сегодня говорили? Зачем нужна рыба? Надо ли беречь рыб и почему?

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon alaja_roza_tjudorov.txt1.14 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе с ЗПР.

Перечень мероприятий с детьми старшей группы по развитию речи на тему "Мир природы"....

конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Рассказывание сказки по сюжетным картинкам"

В конспекте  рассказыванию детьми сказки предшествует беседа о сказках: русских народных и авторских. Закрепление у детей знаний имен авторов-сказочников. Уточнение, какие сказки называются народ...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель:- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх.Задачи:      - формировать умение классифицировать предметы;    - упражнять в делении с...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»     Воспитатель:Оксова Н.Н.Задачи:...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»...