Картотека в помощь воспитателям.
материал по развитию речи по теме

Селютина Людмила Викторовна

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательне упражнения.

Скороговорки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ

УПРАЖНЕНИЯ.

СКОРОГОВОРКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

Педагог рассказывает детям о том, как образуется человеческая речь: «Вы знаете, какие органы принимают участие в формировании звука? Это легкие. Когда мышцы растягивают легкие, в них поступает воздух — это вдох, а когда мышцы расслабляются, происходит выдох. Что же происходит потом? Куда поступает воздух после выдоха? В горло. Там есть голосовые связки, которые образуют звук. Они вибрируют при выдохе, как струны, и образуют звук. Куда же дальше движется воздух и какие препятствия будут на его пути? Воздух попадает в рот, а препятствием служат язык и губы, которые помогают.

Некоторые дети говорят сквозь зубы; при этом челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти с помощью упражнений.

•  Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем делать круговые движения головой.

•  «Удивленный бегемот» - отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.

•  «Горячая картошка» - положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).

Игра  «Оживление стихов».

Цель. Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

Воспитатель: Попробуем с вами, ребята, «оживить», сыграть некоторые известные стихи как маленькие сценки. Вот первое.

Муха села на варенье

Вот и все стихотворенье.

Первую строчку произнесем обычным тоном рассказчика. А вторую- с большим сочувствием, жалостью к мухе, можно со вздохом, сквозь слезы, с рыданьем и т. д. - придумайте сами как.  Второе:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Первыми двумя строчками покажите, как вам жалко мишку и как вы сердиты

на его обидчиков. А следующими - как вы его любите, какой вы ему друг и защитник. Третье:

Эй, не стойте слишком близко!

Я тигренок, а не киска!

Это стихотворение читайте устрашающим тоном, громко, грозно, можно с рычанием.

(Каждое стихотворение можно повторить 3-4раза.)

Игра  «Медвежата — зайчики – цыплята».

Цель. Развивать воображение,  фантазию, связную  образную  речь,  развивать способность представлять  себя  другим  существом.

Воспитатель: Играем все. Встали.

Если я произношу слово «зайчики», все, поджав «лапки», радостно и легко прыгают.

Если - «цыплята», все садятся на корточки и «клюют зернышки», то есть «носиком» (сложенными в щепотку пальцами) стучат по носу. Можно попискивать.

Если - «медвежата», ноги ставим пошире, на уровне плеч, руки поднимаем и сгибаем в локтях, переваливаемся с ноги на ногу и негромко рычим.

(Игру повторить несколько раз в достаточно быстром темпе. Слова «медвежата», «зайчики», «цыплята» произносить громко, отрывисто.)

 Артикуляционная гимнастика.

Цель. Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация).

Воспитатель: Нам надо будет изобразить мрачный, темный лес:

Шум деревьев-шшш..., шшш...

Завывание ветра - уу..., уу...

Рычание медведей - pp..., pp...

Хрюканье кабанов-хрю..., хрю...

Тявканье лисиц - тяв..., тяв...

Карканье ворон - кар..., кар...

Крик филина - угу!..., угу!...

(Дети изображают шум леса все вместе,

а остальное - по группам; в заключение - общий шум леса.)

 Дети в творческом полукруге. Педагог рассказывает им о значении речи в жизни человека: «Если не работать над дыханием, артикуляцией и техникой речи, то речь будет нечеткая, многие слова будут при произношении не понятны, а некоторые звуки вовсе не слышны. Например, весь дыхательный аппарат, вся его мускулатура „живет" с человеком, вместе с человеком „слушает", „смотрит", „воспринимает", „оценивает", „думает", „чувствует" звук, слово. Внимательно прислушивайтесь к тому, что происходит в соседней комнате. Слушайте, а не делайте вид, что слушаете. Заметили, что произошло с дыханием? Оно „затаилось", „прислушивается" вместе с вами: вдох и выдох очень осторожные, спокойные, ритмичные. Внимание сосредоточено на том, что делается в соседней комнате (различные звуки и шумы, которых раньше не слышали). Слушайте и дышите: вдох, выдох, покой... Выдох несколько длиннее вдоха за счет паузы, остановка после вдоха. Теперь посмотрите, что происходит с дыханием во время речи».

Упражнение на дыхание «Спать хочется».

Цель. Обучение полному  расслаблению  мышц  всего  тела. Развивать правильное речевое  дыхание.

Воспитатель: Вы сидите на стуле. Откиньтесь на его спинку, ноги свободно вытяните, расслабьте мышцы тела, шеи, рук, плеч... Закройте глаза, чтобы ничто не отвлекало от отдыха. Постарайтесь «вздремнуть», спокойно и глубоко вдыхая воздух через нос: вдох, выдох, вдох, выдох, вдох, выдох... Действительно, захотелось спать. Глаза открываются с трудом, тяжелые ве-ки смыкаются... Знакомое состояние, не правда ли? Надо заставить себя открыть глаза, встать.

Упражнение на гласные и согласные «Шутка».

Цель. Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно.

Сорок четыре,

Сорок четыре

Веселых чижа:

Уставших чижа:

Чиж с поварешкой,

Чиж на кровати,

Чиж с кочережкой,

Чиж на диване,

Чиж с коромыслом,

Чиж на скамейке,

Чиж с решетом.

Чиж на столе,

Чиж накрывает,

Чиж на коробке,

 Воспитатель:Чем вам понравилось это стихотворение?

Разъяснение незнакомых слов.

Цимбалы — музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют молоточком.

Чечетка—небольшая птица из семейства вьюрковых; танец с частым дробным постукиванием ног о пол.

Тарантайка — легкая двухколесная повозка.

Запятки —в старину место для слуги на задке кареты, экипажа.

Чиж—небольшая лесная птица из отряда воробьиных, обычно с серым оперением.

Чиж созывает,

Чиж на катушке,

Чиж разливает,

Чиж на бумажке,

Чиж раздает.

Чиж на полу.

После работы,

Лежа в постели,

Брались за ноты,

Дружно свистели

Сорок четыре,

Сорок четыре

Веселых чижа.

Дружно играли:

Чиж — трити-лити,

Чиж на рояле,

Чиж — тирли-тирли,

Чиж на цимбале,

Чиж — дили-дили,

Чиж на трубе,

Чиж —ти-ти-ти,

Чиж на тромбоне,

Чиж — тики-тики,

Чиж на гармони,

Чиж — рики-тики,

Чиж на гребенке,

Чиж — тюки-люки,

Чиж на губе,

Чиж — тю-тю-тю!

 

 Артикуляционная гимнастика.

Цель. Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, интонация).

Воспитатель: 

Приглашает детей сесть на стульчики и говорит: «Сядьте ровно, голова пря-мая, нижняя челюсть свободна, слегка опущена. Слитно, как гудок, тяните гласный у. у-у-у-у... „Гудок" не громкий, без напряжения, губы в положении хоботка. А теперь к гласному у прибавьте о: у-у-о-у-у-о-у-у-о-у-у-о-у-у-о, теперь с гласным а: у-у-а-у-у-а-у-у-а-у-у-а-у-у-а, затем с э: у-у-э-у-у-э-у-у-э-уу-э-у-у-э, затем с и: у-у-и-у-у-и-у-у-и-у-у-и-у-у-и и с ы:  у-у-ы-у-у-ы-у-у-ы. Губы все время вытянуты, собраны в рупор, и все звуки направляются как

бы в одну точку. Оправдайте „гудок". Вы на своем корабле проплываете ми-мо старого корабля и приветствуете его гудками. Гудите один за другим! Сливайтесь в одну непрерывную линию звучания! У каждого свой гудок,

своя тональность. Ууаууаууэууиууыуу... Одновременно спокойно, мягко, ритмично делайте рукой знакомое движение: оттягивайте вниз „ручку паро-ходного гудка"».

Это упражнение можно продолжить и перейти на речевой способ произношения гласных: уо! уа! уэ! уи! уы!

  Упражнение на артикуляцию согласных:

свистящие и шипящие звуки с, з, ш, ж, ч, щ, ц

Цель. Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция).

си, сэ, са, со, су, сы;

зи, зэ, за, зо, зу, зы;

си-си, сэ-сэ, са-са, со-со, су-су, сы-сы;

зи-зи, зэ-зэ, за-за, зо-зо, зу-зу, зы-зы;

ши, шэ, ша, шо, шу, шы;

жи, жэ, жа, жо, жу, жы;

ги, гэ, га, го, гу, гы;

щи, щэ, ща, що, щу, щы;

ци, цэ, ца, цо, цу, цы.

Игра  «Прекрасная - ужасная».

Цель. Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы  радостно,  сердито.

Воспитатель:  Подготовимся к игре. Одна половина присутствующих детей произносит слово «прекрасная» нежным, красивым голосом. Другая половина - «ужасная» - страш-ным голосом. Итак, я рассказываю сказку, а вы не забывайте произносить свои слова.

Погода была ужасная,

А принцесса была – прекрасная.

Как-то раз во втором часу

Заблудилась принцесса в лесу.

Видит: полянка прекрасная

А на полянке - землянка ужасная.

А в землянке - людоед!

«Заходи, - говорит, - на обед!»

Достает он нож - дело ясное!

Посмотри - такая прекрасная...

Людоеду стало худо.

«Уходи, - говорит, - отсюда».

«Аппетит, - говорит, -ужасный, -

Но слишком вид, - говорит, - прекрасный».

И пошла потихоньку принцесса

Прямо к замку - и вышла из леса.

А теперь, та же сказка - наоборот. Будьте внимательны!

Погода была прекрасная,

А принцесса была ужасная  

Как-то раз во втором часу

Заблудилась принцесса в лесу.

Видит: полянка ужасная,  

А на полянке - землянка прекрасная.

А в землянке - людоед!

«Заходи, - говорит, - на обед!»

Достает он нож - дело ясное!

Посмотри - такая ужасная...

Людоеду стало худо.

«Уходи, - говорит, - отсюда».

 «Аппетит, - говорит, - прекрасный,

Но слишком вид, - говорит, -ужасный».

И пошла потихоньку принцесса

Прямо к замку - и вышла из леса.

(При проведении игры можно помогать детям произносить свои слова, подсказывая жестом руки или кивком головы.)

 Артикуляционная гимнастика.

Цель. Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация).

Воспитатель: 

Дети в творческом полукруге. Педагог говорит им: «Представьте, что вы воробьи. Вы прыгаете около удочки с насаженным на крючок червяком и чирикаете: 

Чирик-чирик, Чей червячок?

Чей червяк? Чирик, молчок!

На крючочке червячок,

Попадешься на крючок.

На крючок? Чего? Чего?

Не боюсь я ничего!

Червячка с крючка схвачу!

Чик-чирик! И проглочу!»

Упражнение повторяется несколько раз.

Упражнение на дыхание «Цветочный магазин»

 Цель. Совершенствовать медленный вдох.

Воспитатель:  Представьте, что мы оказались в цветочном магазине. Воздух наполнен запахами различных цветов. Нужно определить, запах какого цветка преобладает. Назо-вите этот цветок. А теперь проследите за дыханием. Заметили, как медленно, спокойно, глубоко вы вдохнули; как бесшумно воздух вливается через расширенные ноздри? Не торопитесь! Надо ведь во время вдоха угадать запах. Повторите упражнение.

Игра  «Птичий двор».

Цель. Тренировать чёткое  произношение  звуков  на  конце слова.

Дети свободно разбегаются по комнате. Педагог произносит фразу, а ребята повторяют ее окончание.

Воспитатель:   

Педагог. Собирайся, детвора!

Дети. Ра! Ра!

Педагог. Начинается игра!

Дети. Ра! Ра!

Педагог. Да ладошек не жалей!

Дети. Лей! Лей!

Педагог. Бей в ладошки веселей!

Дети. Лей! Лей!

Педагог. Сколько времени сейчас?

Дети. Час! Час!

Педагог. Сколько будет через час?

Дети. Час! Час!

Если кто-то из ребят закукарекал, он отдает фант, и игра начинается сначала.

Педагог. И неправда: будет два!

Дети. Два! Два!

Педагог. Дремлет ваша голова!

Дети. Ва! Ва!

Педагог. Как поет в селе петух?

Дети. Ух! Ух!

Педагог. Да не филин, а петух?

Дети. Ух! Ух!

Педагог. Вы уверены, что так?

Дети. Так! Так!

Педагог. А на самом деле как?

Дети. Как! Как!

  Игра «Придумай как можно больше рифмующихся слов»

Цель. Закреплять понятие «рифма».

 Совершенствовать наблюдательность, внимание, память детей.

Палка, галка, скалка, свалка;

нос, нес, воз;

лук, тук, мук;

салат, халат, пират, парад, наряд и т. д.

Игра  « Измени  голос».

Цель. Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно,  сердито.

Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.

В конце занятия педагог хвалит ребят за артистизм.

Игра  «Животные  во  дворе».

Цель. Развивать артикуляцию и дикцию;  с движениями животных.

Воспитатель:  Ребята, вспомните, какие домашние животные живут на деревенском дво-ре.У их разные характеры, повадки. Даже животные одного вида отличаются друг от друга

На сцену вызывается несколько ребят, которые будут под музыку изображать домашних животных: ленивого кота  голодного  поросёнка,  крикливого  щенка,  наглую  ворону, юркого  воробья.  

  Упражнение на дыхание «Насос».

Цель. Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция).

Дети в творческом полукруге.

Воспитатель:   Проводит   упражнение на артикуляцию гласных и, э, и, о, у, ы вместе со звонкими и глухими согласными, например: би, бэ, ба, бобу, бы; пи, пэ, па, по, пу, пы; ви, вэ, ва, во, ву, вы; фи, фэ, фа, фо, фу, фы.

 Скороговорки.

 

 

 

Кто один имеет рог?

Отгадайте!., (носорог).

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я... (осьминог).

В реке большая драка:

Поссорились два... (рака).

 Скороговорки.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов,

В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы не усы, не усищи, а усики.

 

Слон шагает по дороге

Вот так хобот!

Вот так ноги!

Под слоном прогнулся мост.

У слона огромный... (рост).

Если будешь ты все знать,

То получишь в школе...(пять).

 Игра «Рифмы».

Цель. Знакомство с рифмой.  

 Совершенствовать наблюдательность, внимание, память детей.

 Воспитатель: читает стихи, дети заканчивают строчки.

Мы щенка в воде и в мыле

Два Часа с мочалкой... (мыли).

Каждый тут в лесу талант —

И певец, и... (музыкант).

Без работы, хоть убей,

Жить не может... (муравей).

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для... (нас).

Скороговорки.

Дети в творческом полукруге. .

Воспитатель предлагает им вполголоса и шепотом четко произнести скороговорки:

Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.

Чу-чу-чу — врач идет к грачу.

Шубка овечки греет лучше печки.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Затем дети произносят скороговорки с различной громкостью (тихо, вполголоса, громко).

Лу-лу-лу — наточил Толя пилу.

Ли-ли-ли — суп соленый не соли!

Дед Данила делил дыню.

Пол мыла Пара, Лиля Ларе помогала.

От топота копыт пыль по полю летит.

Знакомство со скороговоркой.

Скороговорка - это веселая словесная игра.

Разучивать скороговорки необходимо коллективно, начиная медленно, четко произносив каждый слог, словно отбивая «мячик» от пола. Постепенно можно убыстрять темп. Полезно проговаривать скороговорки преувеличенно четко, на хорошей опоре, громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии.

Развивать артикуляцию и дикцию

Активизирует речевой аппарат произнесение скороговорок беззвучно, энергично шевеля губами (как глухонемые). 

 

 Упражнение «Вкусные слова».

Цель. Развивать словарный  запас,  воспитывать умение  вежливо  общаться, действия  с  воображаемыми  предметами.

Дети в творческом полукруге. Педагог объясняет им задание: «Я буду вам давать угоще-ние, а вы должны определить и сказать, что это». Педагог берет, например, конфету и, называя по имени ребенка, угощает его. Тот берет угощение, называет его, благодарит и съедает. Игра продолжается с каждым ребенком.

 

Скороговорка.

Дети в творческом полукруге.

Воспитатель произносит несколько фраз:

«Раз солгал —навек лгуном стал.

За сцену бала он получил три балла.

Ване удалось помыться в ванне.

Звону много, а толку мало».

Воспитатель: Повторите эти фразы на выдохе медленно и четко—поставьте себе задачу осудить кого-то, похвалить, оправдать и уговорить. Меняйте темп произношения

Гимнастика «Зарядка  для  губ».

Веселый пятачок:

а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка;

    на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

и) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ,

фыркнув, как лошадка.

  Игра «Похожий  хвостик».  

Цель. Учить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово.

Дети распределяются на группы (2—3), каждой из них предлагается слово, к которому надо подобрать рифму (слова с похожими «хвостиками») и изобразить эти слова с помощью пантомимы. Например, дается слово «ватрушка», подбираются рифмы: лягушка, подушка, старушка, кукушка, Петрушка, кормушка...Все эти слова можно изобразить с помощью пластики тела. Слово «шишка» — книжка, мышка, крышка…

  

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках,

Санки скок,

Сеньку с ног,

Саньку в бок,

Соньку в лоб - все в сугроб.

Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель.

Моряки аж три недели

Карамель на мели ели.

Игра  «Фраза  по  кругу».

Дети, сидя по кругу, произносят одну и ту же фразу или скороговорку с различной интона-цией.

Игра  «Испорченный  телефон».

Играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний  представитель которой лучше и точнее произнесет ее вслух.

 Скороговорка.

Читается  медленно  и  тихо,  выделяя  звук  «р».

Кролик  Егорка

Грызёт  морковку.

 Скороговорка.

 Мышонку  шепчет  мышь:

«Ты  всё  шуршишь,   не  спишь!»

Мышонок  шепчет  мыши:

«Шуршать  я  буду  тише!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь воспитателю. "Картотека дидактических игр для формирования геометрических представлений" (вторая младшая и средняя группа)

Дидактическая игра: «Разложи фигуры»Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических           фигурах,...

Картотека образовательной деятельности для помощи воспитателям

Картотека образовательной деятельности для помощи воспитателям        Труд в природе.1. Закрепить умениесамостоятельно выполнятьобязанности дежурного поуголку природ...

В помощь воспитателям старших групп детского сада. Картотека опытов и экспериментов в старшей группе.

Цель: обеспечить согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива детского сада, увеличить заинтересованность воспитателей в овладении инновациями и организации экспериментальной деятель...

Картотека "Подвижные игры на прогулке" в помощь воспитателям ДОУ

Регулярное проведение подвижных игр под руководством и с участием взрослых поможет выработать у детей потребность заниматься подвижными играми самостоятельно....

Картотека хороводных игр (в помощь воспитателю)

Представлены разные варианты хороводных игр для деток 1-3 лет...