Сказки в воспитании детей дошкольного возраста
материал по развитию речи (младшая группа) по теме

Пажельцева Наталья Леонидовна

 

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План работы по самообразованию22.38 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

«Сказки в воспитании детей дошкольного возраста»

Цель проекта: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества.

Задачи:

Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

Приобщать детей к народным сказкам, увлечь народными сюжетами.

Обогащать чувства детей, воображение и речь.

Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

месяц        

Работа воспитателя        

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь        

Подбор  материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Народные сказки»  в воспитании детей дошкольного возраста»

Постановка целей и задач по данной теме.        

Октябрь        

Изучение темы: «Роль  сказок в развитии речи ребенка»        

Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»

Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут сказки»

Ноябрь        

Создание картотеки сказок для работы с детьми.        

Создание библиотеки красочных книг со сказками для детей.

Декабрь        

Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»

Дидактическая игра «Узнай сказку», «Угадай, из какойсказки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото)        

Январь        

Изучение темы:

«Сказки как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

 Прослушивание аудиозаписей сказок.         

Февраль        

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Обустроить уголок ряженья с русскими национальными костюмами.

Март        

Изучение темы: «Влияние сказки на психику ребенка»

Дидактические игры «Из какой сказки герой»        

Консультация «Как выбрать полезную сказку для малыша»

Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам

Апрель        

Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)        

Создать театральный уголок в группе .

Конкурс совместных творческих  работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

май        

Самоанализ плана самообразования.        

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)        

Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»на итоговом родительском собрании

Литература:

Аббаньяно Н. Мудрость жизни. – СПб.: Алетея,1996,с.99.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005. – 310 с.

Реализация общих принципов конвенции о правах ребенка// Семья в Росси. – 1997. – № 4.

Психолог в детском саду 2004 № 2.

Расскажи мне сказку…: Лит. сказки для детей/cост.Э.И.Иванова. – М.:Просвещение, 1993. – 63с.

«Долго ли до беды?» – педагогическая профилактика детского наркотизма. Автор А.Т.Макеева, И.А.Лысенко. (Линка-пресс. Москва.2000.)

«Здравствуй» М.Л.Лазарев. Журнал «Детский сад от А до Я» №  6 – 2005 год.

«Улыбка судьбы» Н.К.Медведева.

«Наши талантливые малыши» Е.П.Бухарина. «Дошкольное воспитание» 1997 –  №6.

 «Кукольный театр – дошкольникам» Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко.

 «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» О.А. Куревина.

 Комиссарова Л.Н. Кузнецова Г.В. «Ребенок в мире музыки». – М.: Школьная пресса, 2006. – 128с.

 Н.Ф.Сорокина «Сценарии театральных» кукольных занятий, М.: 2004.

 Детский сад от А. до Я, №6 2005г.

сроки

Содержание работы

Методические приемы

литература

сентябрь

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания».

Постановка целей и задач по данной теме

Зинкевич-Евстигнеева практикум по сказкотерапии (с.3-70)

октябрь

Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей»

Чтение детям и пересказ сказки «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстраций

Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», « Сказки помогут справиться с детским непослушанием»

Зинкевич-Евстигнеева

Практикум по сказкотерапии (с.71 137)

ноябрь

Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Применять цитаты из сказок в работе с детьми. Чтение и пересказ детям сказки «Бычок, смоляной бочок».

Д/игра «Угадай сказку»

Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии (с.137-172)

декабрь

Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми

Д/игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок?».

Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото)

Иванова «Расскажи мне сказку» (с.3 – 37)

январь

Изучение темы: «Сказка как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»

Чтение детям сказки «Три медведя».

Прослушивание аудиозаписи сказки.

Консультация для родителей: «Почитай мне сказку мама»

Иванова «Расскажи мне сказку» (с 38-72)

февраль

«Роль сказки в воспитании детей»

Обустроить уголок ряжения.

Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности» через сказки

Иванова «Расскажи мне сказку» (с.73-112)

март

Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка»

Д/игра «Из какой сказки герой»

Приобрести в группу раскраски по народным сказкам

Консультация: «Как выбрать полезную сказку для малыша»

Куревина «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» (с.3-34)

апрель

Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей»

Учить детей обыгрывать знакомые сказки. Добавить материал в театральный уголок.

Куревина «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» (с.35-70)

май

Самоанализ плана по самообразованию

Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки». Презентация проекта: «Какая прелесть – эти сказки» на итоговом родительском собрании.

Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам» (с.3 -45)

Тема: «Народные сказки  как средство духовно-нравственного воспитания».

Цель: выявить и изучить особенности воспитательной роли народных  сказок.

Задачи:

Выявить значение народных сказок в системе воспитания детей.

Приобщать детей к русскому и украинскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедрилась компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова. Через народные сказки ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

МБДОУ Чертковский детский сад №3

План

По самообразованию

На 2012-2013 учебный год

По теме

«Народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания»

2 младшая группа

Воспитатель: Пажельцева Н.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста

С раннего возраста наши мамы и бабушки поют нам колыбельные, мы слышим прибаутки и потешки, а также сказки. Сказка, рассказанная мамой перед сном, дает ощущение спокойствия и уверенности.  Сказка...

Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста.

Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.                              ...

«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста»

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Сказка может д...

Доклад для воспитателей "Позитивное влияние русской народной сказки на воспитание детей дошкольного возраста".

С раннего возраста ребёнок нуждается в образах, звуках, красках. Всё это в изобилии несёт в себе народное творчество....

Значение сказки в воспитании детей дошкольного возраста.

Сказка начинается устойчивой сказочной формулой - зачином: Жили - были, давным - давно, в некотором царстве. Цель зачина - сосредоточить внимание слушателя , ввести его в ту обстановку, в те времена, ...

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста .

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста ....