Посадил дед репку.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Егорова Татьяна Кимовна

 

Данное занятие позволяет уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания с помощью сказки, загадок, дидактических и подвижных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posadil_ded_repku.doc51 КБ
Файл posadil_ded_repku.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:

«Посадил дед репку»

Занятие на развитие познавательных способностей и речи в средней группе

Программное содержание:

  1. Закрепить обобщающее  понятие овощи. Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания.
  2. Закрепить знания детей об овощах: имеют вкус, запах, цвет; растут на грядках; овощи – съедобные, их можно есть в сыром и вареном виде.
  3. Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки.
  4. Формировать умение выделять общие признаки, выделять различия.
  5. Узнавать образ овощей через загадку.
  6. Активизировать словарь:  хрустящий,  сочная, спелый, свежий, горький.
  7. Учить детей составлять описательные рассказы об овощах, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки.

Материал к занятию:

  1. Слайды.
  2. Модели-картинки для составления описательного рассказа об овощах.

3. Корзина с муляжами овощей.

4. Дедушка – кукла Би-ба-бо.

5. Блюдо с   настоящими овощами.

6. Ворона Каркуша.

   

Предварительная работа:

  1. Беседы об овощах, фруктах.  Рассматривание муляжей овощей и фруктов.
  2. Чтение художественной литературы об овощах: Э.Успенский «Как  растили капусту», Ю.Тувим «Овощи»,  Н.Егоров. Редиска. Тыква. Морковка. Горох. Лук. Огурцы., Э.Мошковская «Чужая морковка».
  3. Знакомство с загадками, поговорками, пословицами об овощах.
  4. Рассматривание картин «Времена года» (в саду, на огороде и в поле осенью).
  5. Игры: «Огородник», «Узнай по описанию», «Что сажают в огороде».

     Беседы: «Что нам осень подарила», «Что растет в саду».

  1. Словесные игры «Загадай загадку», «Хозяюшка», «Сварим суп».
  2. Лепка «Овощи для магазина» , «Посадил дед репку»; аппликация «Угостим зайчиков морковкой», «Консервируем овощи»; предметное рисование по темам «Во саду ли, в огороде».

Ход занятия:

Речь воспитателя

Речь детей

Ребятки, сейчас мы с вами посмотрим сказку «Репка».

Посадил дед репку.

Выросла репка большая, пребольшая…..

Понравилась вам сказка?

Где растет репа?


Репа это овощ или фрукт?



Замечательно, молодцы. А какие овощи вы еще знаете?


Д/игра «Что  сажают  в огороде»

Отлично. Сейчас мы с вами поиграем.

Я  буду называть разные  предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет».

Морковь.

Конфеты.

Огурцы.

Игрушки.

Свекла.

Сливы.

Капуста.

Яблоки.

Раздается стук.

Кто-то пришел к нам в гости.

(Появляется дедушка с корзинкой. Корзинка прикрыта платком).

Дедушка: «Здравствуйте, ребятки.

Вы меня не узнали? Это я посадил на своем огороде репу и много других овощей, и сейчас собрал богатый урожай. Вот тут в корзинке угощение для вас. Но прежде чем попробовать угощение, давайте поиграем. Интересно, сможете ли вы по описанию узнать, о каком овоще идет речь?»


Д/игра «Узнай по описанию»

Дедушка (у воспитателя на руке кукла би-ба-бо) опускает руку  в корзинку и описывает лежащие там овощи  в форме загадок.

И зелен и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом ….. (картошка)


Кругла да гладка,

Откусишь – сладка.

Засела крепко

На грядке……(репка)


Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …..(лук)


Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.


Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.


Кругла обычно,

И красна как зорька.

В борще и в  винегрете,

Это… (Свекла)


Он кусает - но не пес.

Зубок есть.

Но, где же рот?

Белый носит сюртучок.

Что это, скажи… (Чеснок).


(По мере отгадывания овощи вынимаются из корзинки и выкладываются на блюдо).

Что мы достали из корзинки? Как назвать одним словом свеклу, капусту, морковь?

Где растут овощи?


Дедушка: «Какие умные девочки и мальчики, все отгадали правильно. Я вам принес еще фотографии с моего огорода, чтобы вы посмотрели, как растут овощи».

(Показываются слайды, и идет обсуждение, как растет тот или иной овощ).

Понравился вам мой огород?

Вы внимательно смотрели фотографии, запомнили, как растут овощи?

Сейчас проверим.

Д/игра «Вершки и корешки»

Вы должны были заметить, что у некоторых овощей съедобна та часть, которая находится в земле - корешки, а что над землей - вершки – не съедобно, и наоборот. А у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки. Я буду называть овощ, а вы должны ответить, что в нем съедобно: вершки или корешки.

Морковь.

Помидор.

Огурец.

Картошка.

Лук.

Замечательно, вы действительно очень внимательные дети.

П/игра «Пусти зайку в огород»

А теперь давайте поиграем. Вы будете зайчиками, а я буду сторож. Зайки хотят утащить из огорода овощи, а сторож охраняет урожай. Вот наш огород.

В обруче лежат муляжи овощей. На стульчике сидит сторож. Сторож задремал. Зайки подбираются к овощам, пытаются утащить овощ. Сторож просыпается и ловит зайчиков. Зайки убегают в норки (на стулья).

Появляется ворона Каркуша.

Кар-кар-кар! Здравствуйте, ребята! Как у вас тут весело, я тоже хочу поиграть, примите меня! А что это у вас такое красивое? А,  это яблоко!


А это что, такая   огромная груша?

Ну,  это точно  дыня!

А что это такое помидор, кабачок, тыква?



Фрукты, овощи. Какая разница!





Овощи я не пробовала, а фрукты люблю. Интересно было бы попробовать и овощи, уж очень они аппетитно выглядят.

Ребята, давайте угостим Каркушу, и расскажем ей про овощи.

Д/игра « Опиши предмет»

Дети сидят полукругом. На столе блюдо с овощами: огурец, помидор, капуста, морковка, лук, чеснок.

 Сначала воспитатель дает детям пример  рассказа, закрепляя его с  помощью моделей (форма, величина, где растет, какой на вкус, какой на ощупь, что можно приготовить).

 Затем по очереди выходят дети, выбирают овощ и рассказывают о нем. Воспитатель помогает наводящими вопросами.




 












А теперь давайте угостим Каркушу и сами попробуем дедушкин гостинец.

На другом блюде те же овощи, нарезанные кусочками.

Д/игра «Узнай на вкус»

Закрывайте глаза, я вам положу в рот по кусочку овощей. Сначала съешьте, и только потом отвечайте, что это за овощ, и какой у него вкус.







Каркуша: « Как интересно. Сколько всего я узнала. Овощи мне тоже пришлись по вкусу, как и фрукты. Спасибо, ребята. Полечу в лес и расскажу своим друзьям про овощи».


Дедушка: «Я тоже поеду к себе на дачу. Мне было очень интересно с вами. Вы замечательно отгадывали загадки. Не запутались с «вершками» и «корешками». Прекрасно рассказали про овощи. И играть мне с вами понравилось. Расскажу бабке, внучке, Жучке, Мурке и мышке, какие умные дети в этом детском саду! До свидания, ребятки».


 








Слайды  № 2 – 9


Да, понравилась.

Репа растет в огороде, в земле.

Репа это овощ, потому она  что растет в огороде, а фрукты растут в саду.

Капуста, горох, картошка, огурцы, помидоры, кабачки, тыква, редиска, перец, лук, чеснок.







Да.

Нет.

Да.

Нет.

Да.

Нет.

Да.

Нет.





Здравствуйте, дедушка!




Спасибо, дедушка.












Картошка!





Репка!




Лук!



Капуста!



Морковка!






Свекла!







Чеснок!







Овощи.

На огороде.  



Слайды № 12-22





Да, понравился.


Запомнили!


 









Корешки!

Вершки!

Вершки!

Корешки!

Вершки и корешки!














Здравствуй, Каркуша!



Нет, Каркуша, это не яблоко, это помидор.

Нет, это кабачок.

Нет, это тыква.

Это овощи, а ты говоришь про фрукты.


Фрукты растут в саду и их не надо готовить, а овощи растут на огороде и некоторые надо варить, сырые они не вкусные.





Давайте!


Это помидор. Он растет на огороде. Сначала он зеленый, а когда созреет, становится красным. Помидор круглый,  гладкий, твердый, сочный, вкусный. Его можно есть сырым, а еще можно консервировать.


Это огурец. Он растет на грядке. Огурец зеленый, твердый, хрустящий, ароматный, длинный. Его едят сырым. А еще огурцы можно солить или консервировать.


Капуста.

Морковь.

Лук.

Чеснок.








Это помидор. Он сочный сладкий, вкусный.

Это огурец. Он хрустящий, сочный, свежий.

Это морковка. Она твердая, сочная, сладкая.

Это капуста. Она хрустящая, нежная.

Это чеснок. Он твердый, горький и очень сильно пахнет.

Это лук. Он сочный и пахнет.


До свидания, Каркуша, прилетай еще к нам в гости!







До свидания, дедушка!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Посадил дед репку Выполнила Егорова Т.К.

Слайд 2

Посадил дед репку…

Слайд 3

Выросла репка большая - пребольшая.

Слайд 4

Стал дед тянуть репку. Тянет – потянет: вытянуть не может!

Слайд 5

Позвал дед бабку…

Слайд 6

Позвала бабка внучку…

Слайд 7

Позвала внучка Жучку…

Слайд 8

Позвала Жучка кошку… Позвала кошка мышку…

Слайд 9

Тянут-потянут: вытянули репку!

Слайд 10

Как растут овощи?

Слайд 12

Картошка

Слайд 13

Репа

Слайд 14

Лук

Слайд 15

Капуста

Слайд 16

Морковь

Слайд 17

Свекла

Слайд 18

Чеснок

Слайд 19

Огурец

Слайд 20

Кабачок

Слайд 21

Помидор

Слайд 22

Перец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД с использованием ИКТ на тему: « Посадил дед репку»

НОД с использованием ИКТ на тему:« Посадил дед репку»                                         ...

Проект "Посадили дети репку..."

Создание условий для формирования интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию овощей....

Проект "Посадил дед репку" (огород на окне)

Цель исследования  : Развивать интерес детей  к познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности в процессе выращивания растений. Привлечь родителей к реализации проекта и заи...

Конспект занятия в младшей группе "Посадил дед репку"

Конспект занятия в младшей группе с использованием ИКТ...

"Посадил дед репку"

Конспект НОД во второй младшей группе с использованием ИКТ....

лепка "Посадил дед репку"

Задачи. Обучать умению слушать взрослого. Передать курьезность сказки, прибегая к художественным приемам чтения: изменения тембра и силы голоса, жесты и выразительные движения, мимика и т.п. Закреплят...

Посадили дети репку. Выросла репка большая-пребольшая

Занятия с детьми на природе. Выращивание репки....