Конспект НОД по теме "Составление рассказа "Здравствуй, зимушка - зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект НОД по развитию речи. Интеграция образовательных областей: коммуникация и познание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по развитию речи в старшей группе.

Тема.  «Составление рассказа «Здравствуй, зимушка, зима».

Цели. Обучение составлению короткого рассказа по данному началу с опорой на предметные картинки; упражнения в определении родственных слов к слову «зима»; воспитывать у детей чувство красоты, умение любоваться красотой зимней природы.

Предварительная работа. Наблюдения примет зимы в природе; рассматривание зимних пейзажей; знакомство стихотворений о зиме.

Оборудование. Картинки к рассказу «Здравствуй, зимушка – зима»; зимние пейзажи.

Ход.

1.Выделение родственных слов к слову «зима» из текста.

Наступила лютая зима. Не греет холодное зимнее солнце. Улетели в жаркие страны зимовать перелетные птицы. Зимующие перекочевали поближе к человеческому жилью. Медведь залег на зимовку в берлогу. В теплую зимнюю шубку оделись белка и заяц. А дети радостно встречают зимушку-зиму.

2. Сопоставление стихов с зимним пейзажем на картине.(Вывесит зимние пейзажи перед детьми).  Стихи: А.С. Пушкин «Вот север, туи нагонял»» И.С. Никитина «Здравствуй, гостья-зима»; И.З. Суриков «Зима».

3. Лексико-грамматические упражнения по зимним мотивам.

1.  Подбери признаки.

Зима – (холодная, морозная, снежная…)

Снег – (белый, пушистый, мягкий, чистый…)

Мороз – (сильный, злой, крепкий….)

2. Подбери действие.

Снег - (Идет, падает, кружится, скрипит…)

Мороз – (Щиплет, трещит, рисует…)

Физкультминутка «Мы во двор пошли гулять».

4. Составление рассказа «Здравствуй, зимушка-зима».

-Предлагаемое начало рассказа.

«Снегурочка проснулась рано утром, посмотрела в окошко, захлопала в ладони, и радостно закричала: «Зима пришла! Здравствуй, зимушка-зима».    ( показ первой картину).

 План продолжения рассказа.

  1. Волшебные узоры на стекле.
  2. Снежинки  в воздухе.
  3. Снег на земле, на крыльце, на деревьях.
  4. Лужи замерзли.

Внести опорные картинки.

  1. Снегурочка сидит в своей светелке, на окошках замысловатые узоры.
  2. Воспитатель наклеивает на окошко кружок блестящей самоклейки ( Снегурочка подышала на окошко и появилась проталинка ,через которую она увидела….Что?

Картинки.

  1. Снежный двор с крыльцом.
  2. Деревья в снегу.
  3. Замерзшие лужи.
  4.  Вдалеке от дома (из труб валит дым).

-Рассказывание детьми по опорным картинкам с помощью наводящих вопросов.

- Повторение коллективно составленного рассказа  детьми по цепочке с опорой на серию картинок к рассказу.

 Предполагаемый  текст продолжения рассказа.

«…Она  увидела чудесную картинку. Мороз разрисовал  стекло волшебными узорами. В воздухе медленно и тихо  падают на землю легкие снежинки. Земля покрылась пушистым ковром. Снег на крышах, на крылечке, на дороге. Снежные хлопья  повисли на деревьях. Замерзли лужи. Мороз трещит на дворе».

5. Подведение итогов.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе.

Тема. «Здравствуй, зимушка-зима».

Цели.  Познакомить детей с признаками зимы; учить сравнивать зиму  осень; упражнять в  придумывание слов в единственном и множественном числе; слова – действия.

Предварительная работа.  Рассматривание иллюстраций зимней природы, чтение стихов о зиме.

Материал.  Картины с зимними пейзажами, картинки.

Ход.

1.Чтение стихотворения И.Сурикова.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает ложиться.

Стали дни короче,

Солнца светит мало

Вот пришли  морозцы

И зима настала.

- О каком времени года я прочитала стихотворения?

- Что происходит зимой?

- Какая погода бывает зимой?

- Как греет солнце зимой?

- чем отличается зима от поздней осени?

- Во что превратилась вода в реках и озерах?

-Как одеты люди зимой?

- Много ли птиц зимой? Где они?

- Как мы можем помочь им?

              Физкультминутка «Снежинки».

Мы снежинки, мы пушинки

Покружиться мы не прочь.

Встанем вместе мы в кружок

Получается снежок

Землю бархатом укроем

И от стужи сбережем.

2.

- Дидактическое упражнение «Один-много».

Мороз - ….(морозы).

ветер - ….(ветра),

снежинка - ….(снежинки),

дерево - …(деревья)  и т.д.

- «Подбери слова действия».

Снег – (что делает?) – (идет, летает, падает, летит),

солнце - (что делает?) – (светит, но не греет, сияет, прячется за тучи),

мороз - (что делает?) – (щиплет, морозит, кусает),

вода  - (что делает?) – (замерзает, превращается в лед).

3.Слушание музыкально1 композиции «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Щелкунчик.

4.Подведение итогов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Зимушка-зима"

Занятие предназначено для воспитателей средней группы...

Конспект НОД по теме "Здравствуй, зимушка-зима"

Занятие по познаваетльному развитию. Интеграция образоваетльнызх областей: познание, коммуникация....

Конспект логопедического занятия по теме «Зимушка зима».

Конспект для учителя-логопеда в детском саду...

Конспект занятия в младшей группе "Зимушка-зима"

Развитие двигательных качеств....

Конспект прогулки в средней группе "Зимушка-зима"

Конспект прогулки в средней группе детского сада "Зимушка-зима". Открытый просмотр....

Конспект НОД "В гости к Зимушке-зиме"

В конспекте учтена интеграция образовательных областей. Образовательная деятельность в форме "путешествия" особо интересна и занимательна для среднего возраста детей....

Конспект занятия в младшей группе "Зимушка-зима"

Ознакомление детей с зимними явлениями в природе, жизнью диких животных....