Многообразие природы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Красильникова Светлана Геннадьевна

Данный конспект непосредственно образовательной деятельности взрослого с детьми подготовительной к школе группы нацелен на изучение особенностей перелетных птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogoobrazie_prirody.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Центр  развития  ребенка – детский  сад №387»

Московского района  города  Казани Республики Татарстан

Непосредственно образовательная деятельность

взрослого с детьми подготовительной к школе группы

Образовательная область  - Коммуникация

«Многообразие природы»

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, физкультура

                                                                                                           Воспитатель                      

                                                                                          высшей кв. категории

                                                                                    Красильникова С.Г.

Казань - 2012

Непосредственно образовательная деятельность по теме «Многообразие природы» проходит в рамках проекта  «Наш дом – планета Земля»

Цель:

Развивающая задача:

- активизировать словарь по теме перелетные птицы;

- развивать логическое мышление, любознательность, наблюдательность;

- развивать общую и мелкую моторику, конструктивные умения.

Образовательная задача:

- учить детей эмоционально воспринимать содержание произведения, учить объяснительной речи;

- упражнять в словообразовании и словоизменении.

Воспитательная задача:

- воспитывать в детях доброту, желание заботиться о птицах, испытывая от этого радость;

- формировать положительные взаимоотношения между детьми.

Материалы и оборудование:

- ТСО: мультимедийная установка; аудиозапись «Птичьи голоса», «Моцарт для маленьких»;

- слайды;

- цифра 5;

- загадки;

- карточки на каждого ребенка с названиями птиц ;

- ободки на голову птицы дрозд для подвижной игры «Дрозд»;

- образец-аппликация «Скворечник»;

- бумага голубого цвета с альбомный лист на каждого ребенка;

- тарелочка с деталями скворечника из цветной бумаги на каждого ребенка;

- кисточки, салфетки, клеенки, клей – на каждого ребенка.

Методические приемы:

- словесные – вопросы, беседа, сравнение, рассказ, загадки, игра, развернутая педагогическая оценка;

- наглядные – показ, рассматривание;

- практические – задания;

- игровые – сюрпризный момент, неожиданность;

- индивидуально-дифференцированный подход.

Ход  непосредственно образовательной деятельности взрослого с детьми:

Воспитатель вносит в группу   игрушку Сову.  Дети обращают на нее внимание и подходят к воспитателю.

В.: Ребята, давайте поздороваемся с Совой.

(Дети встают в круг).

Здравствуй, солнце золотое! (Дети поднимают правую руку вверх).

Здравствуй, небо голубое! (Дети поднимают левую руку вверх).

Здравствуй, вольный ветерок!  (Дети качают руками наверху).    

Здравствуй, маленький дубок! (Дети приседают, руки вниз).

Мы живем в одном краю — (Дети встают, руки у груди).

Всех я вас приветствую! (Дети дают друг другу руки).

В.: Ребята, а сейчас, давайте поиграем в игру «10 птичек – стайка».

(Дети с воспитателем произносят слова и выполняют следующие действия).

Пой-ка, подпевай-ка,  

Десять птичек – стайка.  (Дети показывают 10 пальцев).

Эта птичка – соловей, (Дети загибают первый палец).

Эта птичка – воробей, (Дети загибают второй палец).

Эта птичка – совушка, (Дети загибают третий палец).

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель, (Дети загибают четвертый палец).

Эта птичка – коростель, (Дети загибают пятый палец).

Эта птичка – скворушка, (Дети загибают шестой палец).

Серенькое перышко,

Эта птичка – зяблик, (Дети загибают седьмой палец).

Эта – стриж, (Дети загибают восьмой палец).

Эта – развеселый чиж, (Дети загибают девятый палец).

Ну, а это кукушонок – (Дети загибают десятый палец).

Кукушкин маленький ребенок.

Воспитатель:

Ребята, скажите, пожалуйста, куда улетают некоторые птицы на зиму?

Когда птицы вновь возвращаются к нам?

Когда птицы вновь возвращаются к нам?

Как называют этих птиц?

Почему их так называют?

Какие птицы улетают первыми?

Какие птицы улетают потом?

Какие птицы улетают последними?

(Ответы детей)

Правильно ответили на все вопросы.

А сейчас, проходите, садитесь на стульчики.

Посмотрите на экран, к нам прилетела Сова - умная голова.

Давайте поздороваемся с Совой.

(Дети садятся на стульчики, расположенные перед экраном полукругом, и

смотрят на экран).

Сова:

- Здравствуйте, ребята. Кто о перелетных птицах знает, тот их быстро угадает.

Воспитатель:

- Ребята, попробуем узнать птиц по их внешнему виду?

(На экране появляются по одной картинке с птицей, дети отгадывают ее название).

Воспитатель:

- Ребята, как одним словом можно назвать птиц на экране? Скажите хором. (Ответы детей)

Воспитатель:

- А сейчас, подойдите к столу и выберите карточку, на которой написано название птицы, которую отгадал каждый из вас.

Молодцы, все правильно прочитали названия птиц на карточках.

Садитесь на свои места.

Сова:

- Не ворона, не сорока и не чайка. А какая это птичка – угадай-ка? О каких птицах идет речь? Отгадайте загадки.

1. На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его …

2. Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

3. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

Сова:

- Молодцы! Правильно отгадали загадки. А теперь, поиграйте со мной в игру

 «Один, два, пять – будем птичек мы считать».

(Каждый ребенок (по очереди) считает птиц, название которой написано у него на карточке. Например:

- Одна утка, две утки, пять уток.

- Одна кукушка, две кукушки, пять кукушек.

- Один скворец, два скворца, пять скворцов и т.д.)

Сова:

- Молодцы! Никто не ошибся. Птиц посчитали, а птенцов не назвали.

Поиграйте со мной в игру «Птица – птенец».

Назовите птенца той птички, которая написана на ваших карточках.

(Каждый ребенок читает на своей карточке название птицы и называет ее птенца. Например:

- Утка – утенок.

- Кукушка – кукушонок.

- Скворец – скворчонок и т.д.).

Сова:

- А сейчас, поиграйте со мной в игру «Четвертый лишний». Если угадаете правильно, то лишняя картинка исчезнет.

Посмотрите на экран.

Кого вы видите на экране? (Например: белка, медведь, заяц, ласточка).

- Как вы считаете, какой рисунок лишний? Почему? (Ответы детей).

Сова:

- Ребята, вы такие молодцы! Вы так много знаете о перелетных птицах. Но, к сожалению, мне пора возвращаться в лес.

До свидания!

Воспитатель:

- А  я вам, ребята, предлагаю немножко отдохнуть.

Подойдите ко мне и встаньте в круг.

( Упражнения для глаз).

1. Закройте глаза, откройте глаза (4 раза).

2. Посмотрите на кончик носа, посмотрите в окно (4 раза).

3. Делайте движения глазами вправо-влево,

делайте движения глазами вверх-вниз (4 раза).

4.Делайте круговые движения глазами вправо-вверх-влево-вниз,

делайте круговые движения глазами влево-вниз-вправо-вверх (4 раза).

5. Зажмурьте сильно глаза, откройте глаза (4 раза).

Ребята, мы с вами столько говорили о птицах, хотите сами побыть птицами.

1, 2, 3, 4, 5 будем мы в дроздов играть.

(Дети выполняют движения в соответствии со словами).

- Полетели дрозды.

Зернышки, семена клюют.

Опять полетели дрозды.

Решили водицы попить.

Надоело дроздам летать, захотелось им поболтать.

(Дети становятся парами, лицом друг к другу. Произносят слова, показывая то на себя, то на своего соседа).

Я – дрозд, ты – дрозд.

У меня – нос, у тебя – нос.

У меня – щечки гладкие,

У тебя – щечки гладкие.

У меня – губки – сладкие,

У тебя – губки сладкие.

Мы два друга –

(Дети хлопают друг друга по ладоням).

Любим друг друга.

(Дети обнимаются).

Воспитатель:

- А сейчас, садитесь на ковер и приготовьтесь слушать рассказ «Смелая ласточка».

(Воспитатель читает рассказ, а затем просит детей ответить на вопросы).

- Ребята, скажите, как называется рассказ?

- О ком рассказ?

- Молодцы, правильно, вы внимательно слушали рассказ.

- Почему птенчик упал?

- Кто помог птицам?

- Какой поступок совершила девочка?

- Почему ласточку можно назвать заботливой мамой?

- Зачем подкрался к гнезду кот?

- Как спасла птенца мама? (Ответы детей).

Ребята, вы все меня порадовали, были очень внимательными и активными.

А вы знаете, птицы сами строят гнезда, но есть одна птичка, которая любит получать подарки от людей.

Отгадайте загадку, и вы узнаете, что это за подарок.

«Между веток новый дом,

Нету двери в доме том,

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка».

- Конечно, скворечник. Посмотрите на картинку.

Почему этот птичий домик мы называем скворечник? (Ответы детей).

Ребята, я предлагаю вам самим сделать аппликацию такого же скворечника.

На столах есть клей, кисточки, тарелочки с деталями скворечника из цветной бумаги. Вам нужно только внимательно смотреть на картинку и выполнять работу. Проходите за столы и садитесь.

(Самостоятельная работа детей).

Итог

Воспитатель:

- Ребята, какие вы молодцы, у вас получились замечательные работы. Выходите из-за столов и разложите свои листочки на ковре, полюбуйтесь работами своих друзей. Оцените сами свои работы, похвалите себя и порадуйтесь за всю нашу дружную группу. Мы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста

Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому я  считаю необходимо формировать основы экологического...

Конспект интегрированного занятия Ознакомление с природой и ИЗО в старшей группе Тема: «Многообразие и разнообразие осенних листьев»

Цель:1.Расширить представления детей о многообразии форм и цветов листьев различных деревьев.2.Сформировать элементарные представления о процессах, происходящих в природе.3.Воспитывать умение замечать...

Развитие у дошкольников представления о многообразии в живой природе

Развитие у дошкольников представления о многообразии в живой природе План:1.    Особенности знаний детей о животных.2.    Экологический подход в упорядочивании предс...

Конспект занятия "Явления природы, их многообразие"

Цель - знакомство детей с явлениями природы.Задачи.1. Познакомить детей с природными явлениями (листопад, дождь, снегопад, солнце)2. Учить соотносить многообразие природных явлений с временами года, д...

Статья "Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста".

Использование игрового метода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний,умений и навыков....

«О планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы; о многообразии стран и народов мира».

Что Земля – наш общий дом,Наш добрый дом, просторный дом –Мы все с рожденья в нём живём.Ещё о том веду я речь,Что мы наш дом должны беречь.Давай докажем, что не зряНа нас  надеется Зе...

Знакомство детей старшего, подготовительного возраста с многообразием с миром природы на территории детского сада

Статья показывает варианты работы с детьми по знакомству с объектами природы, представлены варианты игр и педагогические подходы к детям....