Развиваем речь, занимаясь математикой.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rech_zanimayas_matematikoy.docx634.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 комбинированного вида города Тюмени


Обобщение опыта работы воспитателя Кантышевой Ларисы Валентиновны «Развиваем речь, занимаясь математикой»

г.Тюмень, 2012.


Содержание

1.Актуальность

2.Цели и задачи

3.Формы работы

4.Содержание работы

5.Результативность

6.Литература

7.Приложения


1.Актуальность.

Речь является одним из важных приобретений в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребенок овладевает прежде всего диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речи, строится с учетом возрастных особенностей детей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребенка: эмоциональность, непосредственность.

В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышления, воображения, памяти, речевого общения, эмоций.

Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

2.Цели и задачи.

Помочь детям более полно овладеть видами речевой деятельности стало основной целью работы, для достижения которой были определены следующие задачи:

1.Развивать умение слушать.

2.Обогатить словарный запас детей.

3.Развивать умение аргументировать свои высказывания, помогать  ребенку ясно и понятно излагать свои мысли, учить описывать свойства предметов, объяснять их сходства и различия.

4.Формировать грамматически правильную речь.

5.Усилить работу по развитию устной речи дошкольников по всем направлениям (произносительная сторона, словарь, грамматический строй, связная речь и т.д.)

6.Образовать систему работы при тесной взаимосвязи всех специалистов.

7.Развитие речи рассматривать как составную часть общей системы обучения и воспитания ребенка.

3.Формы работы.

Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

Первое условие - это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, должны быть предусмотрены такие ситуации, которые ставят ребёнка перед необходимостью речевых высказываний.

Второе условие - это создание речевой среды, дающей детям образцы речи. Речевая среда - это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, речь педагога, звучащая на занятиях.

Третье условие - это запас знаний, которым должен обладать ребёнок на определённом этапе своего развития. Дошкольник хорошо расскажет только о том, что он хорошо знает.

Какую речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться?

  1. Речь должна быть содержательной. (Содержание для бесед, для рассказов дают книги, картины, экскурсии, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания – вся окружающая ребёнка жизнь.)
  2. Речь должна быть логичной. Правильная речь предполагает умение не только начать, но и завершить высказывание.
  3. Речь должна быть точной, то есть ребёнок должен уметь подбирать такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова, синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.
  4. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.
  5. Выразительность и точность речи предполагают её чистоту, т.е. отсутствие лишних слов (так называемых слов – паразитов: ну, значит, это, типа, и пр.), грубых просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов.

1).Центральное место занимает речь воспитателя.

Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду, и он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т.д.).

2).Совместная деятельность. Мероприятия с детьми: пальчиковые игры (развивать мелкую моторику и координацию движений правой и левой руки), сюжетно-ролевые игры (учить взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими лицами : шофер – пассажир, мама – дочка и т.д.), подвижные игры (развивать речевую активность детей  в процессе двигательной деятельности), игры-занятия направленные на развитие речевого дыхания, на развитие силы голоса, на развитие речевого слуха, на развитие слухового внимания и т.д.; развлечения (прослушивание музыкальных сказок и отрывков из них, представления настольного театра, театра на фланелеграфе); игры – драматизации, театрализованные игры (развивать умение имитировать характерные действия персонажей. Учить детей передавать эмоциональное состояние другого человека. Беседы, игры и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и индивидуально. Они могут быть кратковременными и более длительными (10-15 минут); могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно – у педагога должно быть чутье на “момент”.

3).Создание определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи – речевой центр. В речевом центре предоставить детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, рекламные буклеты (игрушки, автомашины, одежда, посуда и др.), наборы предметов (камешки, ракушки, бусины и т.д.) в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения. Обогатить речевой центр плоскостными фигурками персонажей. Игрушками, куклами перчатками, предметами для театра на фланелеграфе и для игр драматизаций. Поместить в речевой центр пособия для развития мелкой моторики: шнуровки, пальчиковые игры, буквы из наждачной бумаги, кожи и т.п. Литературные игры, игры с грамматическим содержанием. Султанчики, вертушки, ленточки для дыхательной гимнастики и т.д.

4).Работа с родителями.

- Родительское собрание «Развитие речи детей пятого года жизни».

- Консультации для родителей: «Сам себе логопед» - основные принципы и методы коррекции речевых нарушений у детей, «Поиграй со мной» - роль дидактических игр в развитии речи детей.

- Ширмы с информацией по речевому развитию детей.

-Индивидуальные консультации для родителей по развитию речи детей.

5).Занятия. Вносить задачи по развитию речи детей в планирование всех занятий.

6).Диагностика. Провести диагностику речи детей (грамматический строй речи, звуковая культура речи, связная речь, словарный запас детей).

4.Содержание работы.

Рассмотрим более подробно приёмы и формы работы, которые применялись в моей практике.

Использование дидактических игр

Известно, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игровая деятельность. Большинство занятий по математике представляли собой систему дидактических игр, в процессе которых дети исследовали проблемные ситуации, выявляли существенные признаки и отношения, соревновались и делали открытия. В ходе этих игр создавались такие ситуации, где ребёнку необходимо было сделать свои умозаключения и выразить их в речи, проявить творчество, увидеть несколько вариантов решения одной проблемы. Организуя «открытия», направляя поисковые действия, перед детьми ставились проблемные ситуации. Например, детям предлагалось прокатить через ворота 2 предмета (шар и куб). В результате собственных действий ребята установили, что шар катится потому, что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы. Ребёнок, рассуждая, сделал собственные умозаключения, выводы, выразил их в речи.

Другой пример. Соревнования. Детям давались две ленточки разной длины и разного цвета, прикреплённые к палочкам. Нужно скрутить ленточки. Победителем всё время оказывался тот ребёнок, у которого белая лента. Вопрос: «Почему?» Дети сами нашли ответ, сравнивая ленты по длине методом приложения, и сделали вывод: «Белая лента короче синей, поэтому её быстрее можно намотать на палочку».

Специально были подготовлены игры, с помощью которых на занятиях по математике создавались ситуации, где от детей требовались собственные рассуждения. Например, задания «Что изменилось?» Детям предлагалась картинка.

Отрабатывая с детьми пространственные представления, речь детей активизировалась наводящими вопросами:

  1. Какое время года на картинке? Почему вы так думаете?
  2. Что находится слева от домика? Справа? Над ним? Перед ним? Позади него?
  3. Кто находится внутри домика? Снаружи?
  4. Кто из героев сказки «Репка» нарисован на картинке, не нарисован?

В процессе беседы от детей требовались полные ответы. Затем выставлялась вторая картинка. Дети должны были объяснить, чем эта картинка отличается от первой:

  1. временем года;
  2. машина была слева от домика, а стала справа;
  3. на первой картинке легковая машина, а на второй грузовая;
  4. перед домом были цветы, а стал снеговик и т.д.

Ребята с удовольствием выполняли такие задания. Здесь можно использовать соревновательный элемент: кто найдёт больше отличий.

«Снеговики»

Вот зайчишка у реки встал на задних лапках…
Перед ним снеговики с мётлами и в шапках.
Заяц смотрит, он притих, лишь морковку гложет,
Но что общего у них, он понять не может.

Формируя умение сравнивать предметы по ширине и толщине, использовалось аналогичное задание. Это задание, наряду с тем, что помогло включить в активный словарь детей слова «шире», «уже», «толще», «тоньше», также способствовало развитию умения строить предложения.

Научить ребёнка строить сложные предложения помогла игра «Концовки». Здесь отрабатывались понятия, противоположные по значению. Детям давалось задание закончить предложение.

1. Если подоконник выше стола, значит стол... (ниже подоконника).
2. Если Владик выше Вадима, значит, Вадим...
3. Если Катя сидит правее Инессы, значит Инесса сидит...
4. Если Никита живёт дальше от школы, чем Стасик, значит, Стасик живёт... и т.д.

Для формирования умения устанавливать причинно-следственные связи использовалось аналогичное задание закончить предложение.

1. Маша надела шубу, шапку, шарф, потому что... Почему? (Потому что пришла зима, потому что стало холодно и т.д.)
2. Мама стирает одежду, потому что…Почему?

Изучая тему «Один - много», занимались с детьми грамматическим тренингом. Дети учились правильно употреблять существительные во множественном числе в Р.п. Например: один зайчонок - много зайчат, один волчонок - много волчат, один ребёнок - много ребят и т.д.

Грамматический тренинг можно совмещать с физминуткой. Так, например, читая стихотворение, дети заканчивали строчку, используя различные формы слова:

У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый
кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь
от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится
к коту.
Крыса старая - и та,
Видя грозного
кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретится
с котом,
Там дрожит и в темноте
Вспоминает
о коте.

Использование отрывков из художественных произведений

Часто занятиям по математике предшествовала предварительная работа по чтению художественной литературы и обсуждению прочитанного. А само занятие являлось разыгрыванием истории, сказкой с продолжением. Так, например, изучая тему «Объём и вместимость», предварительной работой было чтение сказки С.Маршака «Кошкин дом». Чтобы приступить к теме занятия, дети вспомнили содержание эпизода, где случился пожар. Помощью в пересказе отрывка служили иллюстрации к сказке. Малышам был задан вопрос: «Поможем кошке потушить пожар?»

Дети с удовольствием согласились. Таким образом, перешли к изучению темы занятия.

Изучая порядковый счёт, вспомнили сказку «Репка». С помощью пальчикового театра разыграли сказку по ролям одновременно считая, какими по счёту были бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Использование пересказа отрывков произведений на занятиях по математике явилось хорошим способом овладения связной речью.

Использование сюжетно-ролевой игры

Предварительной работой к занятиям по математике нередко служила сюжетно-ролевая игра. Умение обобщать предметы по общему признаку было организовано по многим темам. Например, «Продажа овощей и фруктов в магазине». Во время таких игр можно сообщать не только новые слова, но и подвести к тому, что группу предметов можно назвать одним словом. Это помогает ребёнку усваивать понятие категории обобщения. Например, в родовое понятие «овощи» входит множество видовых: «картофель», «капуста», «морковь» и т.д. Непосредственно на занятии по математике отправлялись «по магазинам». На столах были разложены карточки с изображением видовых понятий, одна карточка лишняя. Детям давалось задание определить, в какой магазин мы зашли (назвать родовое, обобщающее понятие), определить, что лишнее в магазине, «купить» заданное количество товара, а лишний предмет отнести в соответствующий магазин.

Для отработки обобщающих понятий можно использовать такие задания:

1). Продолжи ряд: 

  1. Груша, яблоко...
  2. Репка, картошка...
  3. Стул, диван...
  4. Воробей, синица...

2). Назови одним словом: 

  1. Рубашка, майка, свитер, брюки - это...
  2. Сандалии, ботинки, сапоги - это...

3). Найди лишнюю картинку: 

  1. Карась, сом, утка.
  2. Яблоко, лимон, репа.
  3. Стол, часы, диван и т.д.

Огромный интерес у детей вызывали «путешествия». Во время таких «путешествий» на поезде, построенном из стульев, наряду с формированием навыков количественного и порядкового счёта, ребята представляли, что они могли увидеть в окно поезда слева и справа. Таким образом, каждый ребёнок имел возможность пофантазировать и выразить свои мысли вслух.  

Использование раздаточного материала

В дополнение к практическому курсу «Игралочка» были подготовлены карточки. Исследуя различные математические объекты, изображённые на карточках, дети учились находить логические закономерности, продолжать их, выполнять задания, допускающие различные варианты решения, выражать свои умозаключения в речи. Учитывая, что в группе находились дети с разным уровнем подготовленности и развития, материал подбирался разной сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.

 Рассуждения детей 

  1. «Все фигуры – круги, а один квадрат. Он лишний, так как отличается по форме».
  2. «Все круги маленькие, а один большой. Большой круг лишний. Он отличается размером. Все круги синие, а один красный. Он отличается цветом».
  3. «Все квадраты маленькие, а один большой. Большой квадрат лишний. Он отличается размером».
  4. «Все круги жёлтые, а один красный. Красный круг лишний. Он отличается цветом».
  5. «Все круги маленькие, а один большой. Большой круг лишний. Он отличается размером».
  6. «Здесь нет лишней фигуры, т.к. все фигуры – маленькие красные квадраты».

Для более подготовленных детей подбирались более сложные задания. Ребятам давался образец рассуждений, помогающий правильно выполнить задания.

  1. Как фигуры чередуются в столбцах?
  2. Как фигуры чередуются в строках?
  3. Что меняется (форма, размер, цвет)?
  4. Какой фигуры не хватает?

Рассуждения детей: «У первой фигуры три полоски смотрят вправо, у второй – две полоски смотрят вправо, у третьей – одна. Значит, у недостающей фигуры ни одной полоски, смотрящей вправо».
Найти лишний цветок и объяснить, почему он лишний.

Рассуждения детей: «У всех цветов три лепестка, а у одного четыре. Цветок с четырьмя лепестками лишний».

Часто детям предлагалось самостоятельно придумать свою закономерность, используя счётный материал, игрушки, природный материал, окружающие предметы и объяснить свой выбор. Примеры таких закономерностей: помидор, яблоко, огурец, груша (чередование овощей и фруктов). Следующая закономерность: мальчик, девочка, мальчик, девочка.

С большим интересом ребята сами придумывали задания на нахождение лишнего предмета и предлагали решить такие задания друг другу. Например: помидор, огурец, репка, лук. Ответ детей: «Помидор, лук и репка круглые, а огурец овальный. Он лишний». Другой пример: блюдце, чашка, сахарница, нож. Ответ детей: «Нож лишний, потому что он относится к столовым приборам, а всё остальное – чайная посуда».

 5. Результативность.

Все перечисленные методы и приёмы, использованные в течение учебного года, дали положительный результат:

  1. у детей обогатился словарный запас;
  2. благодаря созданию речевых ситуаций, у ребят активизировался словарный запас;
  3. игровые ситуации, положительный эмоциональный окрас занятий поддерживали интерес у детей и способствовали развитию внимания, умению слушать;
  4. дети учились грамотно выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, правильно использовать грамматические формы слов.

6.Литература.

1. Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Москва «Баласс», 2001.

2. В.П. Новикова. «Математика в детском саду». Москва: «Мозаика-Синтез», 2000.

3. М.Р. Львов «Методика развития речи» Москва: «Просвещение», 1985.

4. М.А. Беженова. «Весёлая математика» Донецк: «Сталкер», 2000.

5. Л.Я. Береславский «Азбука логики» Москва: «Астрель», 2001.

6. Л.Н. Бабич «365 увлекательных занятий для дошкольников» Москва: «Рольф», 2000.

7.М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения.

8.М.МюКольцова, М.С.Рузина. Ребенок учится говорить.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини программа "Я расту, я развиваюсь, физкультурой занимаюсь"

Данная программа направлена на охрану и укрепление здоровья детей, их всесторонне физическое развитие....

Конспект физкультурного досуга для детей средней группы «Растем, развиваемся, физкультурой занимаемся»

Конспект физкультурного досуга для средней группы ДОУ "Растем, развиваемся , физкультурой занимаемся"....

презентация "Занимаемся математикой"

занимательная и интересная презентация....

Беседа-консультация для родителей «Как дома заниматься математикой»

Беседа-консультация для родителей «Как дома заниматься математикой»Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помо...

Памятка "Как заниматься математикой с детьми 3-4 лет"

Предназначена для работы с родителями детей младшего возраста...

Конспект физкультурно-игрового досуга: «Растем, развиваемся, спортом занимаемся».

Возрастная группа: младшая.Тема: физкультурно-игрового  досуга: «Растем, развиваемся, спортом занимаемся».Ведущая образовательная деятельность:  «Физическое развитие»...