Познавательный досуг "Зимняя сказка"
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме

Щербинина Татьяна Александровна

    Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству, развивать познавательную активность через экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnyaya_skazka.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

               «Зимняя сказка»

                                    Познавательный досуг

 на основе русского фольклорного материала для детей дошкольного возраста.

Цель: Развитие познавательного интереса через приобщение к русской

           народной культуре.

Задачи:

            1.Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.

            2. Развивать в детях оригинальное, творческое восприятие содержания

                знакомых сказок.

            3. Совершенствовать образную речь детей, развивать мышление.

            4. Развивать познавательную активность через экспериментирование.

            5. Активизировать участие родителей в образовательном процессе детей.

Предварительная работа: чтение сказок «Мороз Иванович», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Снегурочка»; обучение детей приему игры «Лошадка» на деревянных ложках; инсценирование эпизодов из сказок, русской народной песни «Как на тоненький ледок»; разучивание стихов, загадок; проведение экспериментов с водой, снегом, льдом, магнитом; изготовление родителями «соляных веточек» для дальнейшего их использования вместе с детьми в домашних условиях; замораживание воды в тазу; изготовление ледышек разной формы.

Атрибуты: колокольчик, сундучок, бирюльки (маленькие игрушки, пуговицы, ленточки и т.д.), блюдо и яблоко из папье-маше (один магнит прикрепляется к яблоку, а второй передвигается с тыльной стороны блюда), «соляные веточки», по две деревянные ложки на каждого ребенка, ширма для кукольного театра, куклы бибабо – лиса, волк; таз, маленькие отвертки, два ведерка, подушка-перина, полиэтиленовый нагрудник с замороженными цветными ледышками, горка, снежки, свечка, спички, металлическая ложка, настоящий снежок.

     Воспитатель звенит колокольчиком.

Воспитатель: Тише, тише, тишина, приходит к детям старина. Старина-старинушка вместе с русской зимушкой.

     Звучит русская народная мелодия. Входит Сказительница (второй воспитатель).

Сказительница: Здравствуйте, ребятишки, девчушки и мальчишки! Хожу я по белу свету, сказки сказываю, да уму разуму у добрых людей учусь. Вот я к вам пришла. Любите вы сказки слушать?

Дети: Да!

Сказительница: Ну что ж, сундучок мой вам загадки загадает, кто смышленый разгадает.

     Достает сундучок, дети подходят, вынимают различные бирюльки, загадывают загадки.

Дети: Он вошел – никто не видел,

           Он сказал – никто не слышал,

           Дунул в окна и исчез,

           А на окнах вырос лес. (Мороз.)

             

           Гуляет в поле, да не конь.

          Летает на воле, да не птица. (Вьюга.)

         

         

          Бел, как мел,

          С неба прилетел:

          Зиму пролежал,

          В землю убежал. (Снег.)

Сказительница: О каком времени года загадал загадки волшебный сундучок?

Дети: О зиме.

Сказительница: Вот и сказки у нас сегодня будут зимние, студеные. Уж ты, зимушка-зима, зима вьюжлива была, все кутила, все мела – примораживала, сказки детушкам-ребятушкам рассказывала.

     Сказительница достает «серебряное блюдечко и наливное яблочко», держит атрибут вертикально. С помощью магнитов передвигает яблочко по блюду.

Сказительница: Катись, катись яблочко – по серебряному блюдечку. Покажи нам сказку, да не простую, а зимнюю. Яблочко прикатилось прямо в зимний лес.

Воспитатель: Дети, возьмите «соляные веточки» и мы с вами изобразим сказочный зимний лес.

     Дети берут «соляные веточки» и под музыку исполняют творческую импровизацию «Зимний лес».

Сказительница: Прислушайтесь, слышится стук копыт.

     Сказительница напевает, наигрывая на деревянных ложках прием игры

«Лошадка»: «Слышен, слышен стук копыт, по лесочку конь бежит».

     Воспитатель предлагает детям взять деревянные ложки и изобразить стук копыт.

Сказительница: Да это же старик везет на санях мерзлую рыбу. Лиса увидела рыбку, хочет поживиться. Решила мужика обмануть. Да и обманула. Потом перетаскала всю рыбу к себе в нору, села у норы и рыбку кушает.

     На ширме кукольного театра появляется Лиса, она кушает рыбку. Бежит Волк.

Волк: Здравствуй, сестрица! Что кушаешь?

Лиса: Рыбку. Здравствуй, братец!

Волк: Дай мне хоть одну.

Лиса: Налови сам да и кушай.

Волк: Я не умею.

Лиса: Эка невидаль. Ведь я же наловила. Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика». Рыба к тебе сама на хвост прицепится. Да смотри, сиди подольше, а то не выловишь.

     Воспитатель выставляет таз с замороженной водой.

Воспитатель: И у нас появился ледок. Пока волк бежит на речку, мы исполним песенку «Как на тоненький ледок».

     Дети инсценируют русскую народную песню «Как на тоненький ледок».

Воспитатель: Дети, представьте, что волк прибежал на замерзшую речку. Что нужно сделать, чтобы наловить рыбу?

     Дети отвечают, что необходимо сделать прорубь.

Сказительница: Что ж, теперь волк столько рыбы наловит… Нет? Чем сказка-то закончилась?

     Дети рассказывают.

Сказительница предлагает ребенку «покатать» яблочко по серебряному блюдечку, приговаривая слова: «Катись, катись яблочко – по серебряному блюдечку. Покажи нам сказку, да не простую, а зимнюю».

Сказительница: Жили-были на свете две девицы: Радивица и Ленивица. Радивица рано утром проснется, воды нанесет, печку затопит, пирогов напечет, о бабушке позаботится. А Ленивица? Почему ее так назвали, доскажите?

     Дети рассказывают.

Сказительница: А помните, как они у Мороза Ивановича оказались? Правильно, ведерко упало в колодец. И очутились девицы по очереди у Мороза Ивановича в гостях. Радивицу он одарил златом и серебром за доброту и умение. А вот Ленивицу…

     Выходят Ленивица и Мороз Иванович (дети исполняют роли):

Мороз Иванович: А ты, девица, воды наноси, вот ведерки стоят.

Ленивица: А у нас дома сестрица воду носила.

Мороз Иванович: Тогда, девица, печку затопи, пирогов напеки.

Ленивица: А у нас дома сестрица печку топила, тесто месила, пироги пекла.

Мороз Иванович: Ну тогда перину мою взбей непростую, а снежную. Как взобьешь, полетят на землю снежинки-пушинки.

Ленивица: Перина-то тяжелая, я ее не подниму. И без снежинок обойдемся. Давай скорее золото и серебро.

Мороз Иванович: Ну что ж, девица-красавица, вот тебе подарок от Мороза Ивановича за усердие и доброту.

     Мороз Иванович дарит Ленивице ожерелье (замороженные цветные ледышки прикреплены на нитку и запрятаны в полиэтиленовый нагрудник).

Сказительница: А в это время на землю ледененье пришло, снег заледенило, лед на речке вымело. Ребят в санки усадило, с горки покатило.

     Под русскую народную мелодию дети импровизируют катание на санках и игру в снежки.

Воспитатель: А вот и наша Ленивица вернулась.

Ленивица: Посмотрите, какое ожерелье мне подарил Мороз Иванович. А я ничего не делала.

Воспитатель: А где же у тебя ожерелье? Ребята, что случилось с ним?

     Дети отвечают, что это были цветные ледышки, которые от тепла растаяли.

Воспитатель: Вот так, Ленивица, по заслугам и награда.

Сказительница: Уж ты, зимушка-зима, зима вьюжлива была, все кутила, все мела – примораживала.

Дети: Зима студеная, снега глубокие, снега глубокие, насты высокие. Полно зимушке зимовати, пора матушке-весне наступати.

Сказительница: Ребятушки, а какую сказку вы знаете, которая зимой начинается, а весной заканчивается?

Дети: «Снегурочка».

Сказительница: А помните, как Снегурочка растаяла?

     Дети рассказывают.

Воспитатель: Ребята, мы попробуем создать такую же ситуацию, как в сказке. Зажженная свечка – это костер, снежок – это Снегурочка. Если проводить снежком (положить в ложку) по горячему пламени, что будет происходить?

     Дети отвечают.

Сказительница: Вот так и Снегурочка. Прыгнула над огнем и растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе.

Сказительница: Вот и наша зимняя сказка подошла к концу. Хорошо было с вами, интересно, познавательно. Пойду дальше по белому свету сказки сказывать, уму разуму учиться. До свидания!

     Дети прощаются.

Сказительница уходит. (Дети вместе с воспитателем в группе повторяют опыты, а на прогулке можно создать красивую клумбу из цветных ледышек, соорудить

снежные постройки в виде сказочного дворца Мороза Ивановича).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Познавательные экологические сказки как активное средство в умственном воспитании детей дошкольного возраста.

Познавательные  экологические сказки формируют у детей осознанно-правильное отношение к различным природным объектам, и прежде всего к тем, которые рядом с ними. Сказки  не уводят дошкольник...

Творческо- познавательный проект «Сказки К.И.Чуковского.»

Цель: приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством К.И.Чуковского....

Презентация к Познавательной викторине "Сказки Пушкина А.С"

Данная презентация помогает проиллюстрировать фрагменты мероприятия, проведеннго совместно с учителями-логопедами детского сада в день рождения А.С. Пушкина. Может использоваться для работы с детьми м...

Конспект итоговой ООД по познавательному развитию "Сказка на новый лад"

Познавательно - экспериментальная деятельность....

Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования интеллектуально-познавательной направленности «Сказки Фиолетового леса»

Важной задачей дошкольного образования является организация и оптимизация в ДОО развивающей предметно-пространственной среды с целью активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольни...