Пальчиковые игры для детей с ограниченными возможностями.
материал по развитию речи по теме

Подборка пальчивых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_pechat.palchikovye_igry_dlya_umstvenno_otstalyh_detey.docx853.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры для умственно отсталых детей

Мухомор

Красный-красный мухомор  –  

(соединяем кончики пальцев – изображаем шляпку гриба).

Белых крапинок узор.

(Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показывают «крапинки»)

Ты красивый, но не рвем!

(Погрозили пальчиком)

И в корзинку не берем!

(Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест)

Овощи

Я — зелёная капуста,

(Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.

(Наклонили голову — «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,

И останусь только я!

(Разводим руки в стороны.)

Лимон

Жёлтый-жёлтый наш лимон,

(Одноимённые пальцы соединяются подушечками — показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.

(Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим

(Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.

(Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения — «помешиваем чай».)

Осень

Вышла осень погулять,

(«Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать.

(Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Игрушки

Мой весёлый круглый мяч,

(Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!

 (Смена рук.)

Я тебя поймаю,

(Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю!

(Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Одежда

Я надену сапоги, курточку и шапку.

(Показываем на ноги, туловище, голову.)

И на руку каждую

(Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая — проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.

(Смена рук.)

        

Птицы

Дятел дерево долбит:

Тук-тук-тук.

(Одна ладонь прямая — это «дерево», другая — «дятел» — кулачком стучите неё.)

Целый день в лесу стоит:

Стук-стук-стук.

(Смена рук.)

Дикие животные

Заяц и ёжик навстречу друг другу

Шли по дорожке по полю, по лугу.

(Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)

Встретились — и испугались они.

(Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали — поди догони!                                            

(Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Домашние животные

Вот, убрав царапки,                                                                          

 Кошка моет лапки.

(«Моем руки».)

Мордочку и ушки

(Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке.

(Чуть согнутые ладошки движутся за ушами — показываем, как кошка моет ушки.)

Домашние птицы

Зёрна курочка клюёт,

(Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут.

(Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт,

(Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут.

(Погрозили пальчиком.)

Возвращение птиц

Только мухи оживут —

(Машем пальцами обеих рук.)

Птицы их клюют, клюют.

(«Клюём» щепотками рук.)

Зима

Снег ложится на дома,

(Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.

(Руки «домиком».)

ТИХО (палец к губам)

к нам идёт зима,

(«Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим...

(Рука за ухом.)

Новый год

— Здравствуй, Дедушка Мороз!

(Ладонь поглаживает подбородок — «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?

(Руки вперёд ладонями вверх.)

— Громкие хлопушки,

(Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.

                (Вертим кистями.)

Части тела

(Слушаем стихотворение и указываем

на соответствующие части тела.)

У меня есть голова,

Грудь, живот, а там — спина,

Ножки — чтобы поскакать,

Ручки — чтобы поиграть

Транспорт

По шоссе идут машины,

(Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины.

(Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,

(Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».

(Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен — «сигналим».)

Мебель

На кроватке мы поспали,

(Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали.

(Свободно двигаем руками  - «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели

(Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели.

(Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Посуда

Из тарелок, как один,

(Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим.

(Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты,

(Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец — «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты.

(«Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Чем мы едим?

(Ложкой, вилкой).

Армия

Илья Муромец —

(Приосаниться.)

Добрый молодец.

(Показать бицепсы.)

Зорко в даль глядит

(Рука козырьком.)

Да врагов разит.

(«Бросить копьё».)

Животные жарких стран

Хобот носит только он —

(Рукой плавно двигаем перед собой — изображаем хобот.)

Лопоухий серый слон.

(Приставляем руки к ушам.)

Профессии

Воспитатель помогает

(Показываем указательными пальцами обеих рук лист бумаги.)

Нам картинки рисовать,

(Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки — держим «кисточку» и делаем произвольные движения  - «рисуем».)

С нами в игры он играет

(Руки перед собой, вращаем кистями.)

И укладывает спать.

(Руки под щёку.)

Весна

Вот уж две недели

Капают капели.

(Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Снег на солнце тает

(Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает.

(Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

Первые цветы

Солнышко пригрело,

(Растираем ладони друг об друга.)

И набухли почки.

(Ладони соединяем вместе только кончиками пальцев и запястьями.)

Лезут то и дело первые цветочки.                                        

 (Запястья вместе, пальцы развести «цветком», можно пошевелить пальцами.)

Космос

Утро — солнце всходит.

(Поднимаем растопыренную ладошку.)

Ночь — луна приходит.

(Поднимаем другую руку, пальцы полукругом — «месяц».)

Насекомые

Мы пошли гулять на луг,

(«Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)

А по лугу ползал жук!

(Одна рука «ползёт» по бедру или по другой руке.)

Ромашки

Ромашки белые цветки —

Как пальцы маленькой руки.

(Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть — это «ромашка».)

И вот слетаются жуки

Считать ромашки лепестки.

(Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Город

В городах людей немало;

(Водим рукой, как в считалке.)

Много окон

(Указательными пальцами «рисуем» окно.)

и дверей,

(Подвигать ладонью перед собой — «открыть дверь».)

Много улиц и каналов,

(Ладони параллельно друг другу движутся вперёд.)

Мало водится зверей!                                                                              (Развести руки в стороны.)

Лето

Солнцем ласковым согрето,

За весной приходит лето.

                («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Будем в озере нырять

(«Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)

И цветочки собирать.

(«Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры для детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль игры для социализации и развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Игра как интегративная деятельность, с помощью которой может обеспечиваться синтез всех образовательных областей в...

Дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья

Пособие содержит дидактические игры и коррекционные упражнения на развитие сенсорно – моторной зоны у детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный материал разработан на основе методик известн...

Развитие сюжетно-ролевой игры у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболее универсальное значение для общего психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет игра. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, чере...

Консультация для родителей «Игры для детей с ограниченными возможностями здоровья для развития сенсорного опыта»

Сенсорное развитие детей– это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, запахе, вкусе…). И именно дошкольный возраст является наи...

Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ

в картотеке представлены игры на формирование двигательных умений, развитие физических качеств и личностных особенностей ребенка...

Развивающие игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Развивающие игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...

"Весёлые игры для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Данные материалы могут быть интересны педагогам-психологам, логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, а так же родителям....