Конференция 7 ноября 2012 г
статья по развитию речи на тему

Лошкарева Ирина Анатольевна

Развитие лексико-грамматических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon loshkareva_i.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Лошкарева И.А. Развитие лексико- грамматических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

        Известно, что правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложении составляют суть грамматического строя языка. Следует отметить, что в последние годы все больше возрастает процент детей с различными видами речевых нарушений, чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико- грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников. И, наконец, непременным условием для написания изложений и сочинений  является высокий уровень сформированности лексико- грамматического строя речи.  Поэтому формирование лексико- грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.

     Анализ показал что, несмотря на многообразие различных пособий для развития лексико- грамматических средств, ни в одном из них не выделено прямых методик по формированию лексико- грамматических конструкций речи. Все пособия содержат разнообразный материал (игры, упражнения), который может использоваться в непосредственно образовательной деятельности для формирования лексико- грамматических навыков и для закрепления. Поэтому  была поставлена цель: совершенствование системы формирования лексико- грамматических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Отсюда определила основные задачи работы: 1. Показать необходимость формирования лексики и грамматического строя речи у дошкольников.2. Создать систему работы по формированию лексико- грамматических навыков у детей.3.Пополнить предметно - развивающую среду необходимыми материалами (пособия, игры и т. д.) и литературой по лексико- грамматическому строю речи. Работа  состояла из нескольких этапов. Составила непосредственно образовательную деятельность по лексико - грамматике. При разработке и отборе лексико- грамматического материала ориентировалась на тематические циклы. Так как первым системообразующим фактором в дошкольном образовании выступают образовательные области. Вторым  фактором является их интеграция на основе календарно- тематического планирования: выбор определенной темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание. Темы могут использоваться для гибкого проектирования целостного образовательного процесса. Например, тема « Осень» определяет выбор таких образовательных областей, как « Социализация», « Коммуникация», « Познание», « Музыка», «Труд», « Чтение художественной литературы», « художественное творчество», а также видов деятельности: художественно- творческая, игровой, читательской, познавательно- исследовательской. Единой организационной формой, поход в березовую рощу .

      Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающая его среда, в которой он находится большую часть времени пребывания в детском саду. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает ребенку включиться в активную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и педагогами. Окружающая детей обстановка в группе комфортна и эстетична, оформление привлекательное для детей.

       Для достижения положительной динамики по формированию лексико- грамматических навыков спланирована работа с педагогами по данной проблеме: консультации, беседы, семинары, игры направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, подобраны игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем мире и формирование словаря.

       Для совершенствования речи спланирована работа с родителями: собрания, консультации по данной проблеме, папки передвижки, буклеты, так как родители играют немаловажную роль в успешном обучении и воспитаний детей. Беседы с родителями помогают выяснить особенности умственного и психического развития каждого ребенка, в каких условиях воспитывается ребенок, какая речевая среда его окружает. Взаимодействие с родителями носит как индивидуальный, так и коллективный характер. Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более ответственному отношению взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ НА НОЯБРЬ ПО ТЕМЕ: «Я И МОЯ СЕМЬЯ», «МОЙ ДОМ, МОЙ ГОРОД». 01.11.2012 – 06.12.2012

формировать представление о семье, называть свое имя, фамилия, отчество, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать гендерные представления. Формировать образ. Уверенность в се...

Газета для родителей "Носики-курносики" ноябрь 2012 г.

Представлен материал "Трудовая деятельность дошкольников"...

«О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международной научно-практической конференции 29 ноября 2019 г. Часть 2. 124 с

laquo;О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международн...

«Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам международной научно-практической конференции 30 ноября 2020 г. Часть 5.

laquo;Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам междун...

Ссылка на книгу по итогам конференции: Материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции: "Инновационная деятельность педагога в условиях реализации образовательных и профессиональных стандартов" 26 ноября по 31 декабря 2021 г.

Материалы 2 Всероссийкой научно-практической конференции:   "Инновационная деятельность педагога в условиях реализации образовательных и профессиональных стандартов"   26...

Ссылка на книгу по итогам конференции: Материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции: "Инновационная деятельность педагога в условиях реализации образовательных и профессиональных стандартов" 26 ноября по 31 декабря 2021 г.

Ссылка на книгу по итогам конференции: Материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции: "Инновационная деятельность педагога в условиях реализации образовательных и профессиональных ста...

Ссылка на книгу по итогам конференции: Материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции: "Инновационная деятельность педагога в условиях реализации образовательных и профессиональных стандартов" 26 ноября по 31 декабря 2021 г.

Ссылка на книгу по итогам конференции: Материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции: "Инновационная деятельность педагога в условиях реализации образовательных и профессиональных ста...