Вопрос как средство развития речи
план-конспект урока по развитию речи по теме
Основной целью практического занятия для педагогов является формирование у них системного видения процесса развития и поддержки речи воспитанников.
На этом занятии воспитатели могут познакомиться с терминологической областью темы, узнать какие типы вопросов существуют, какие цели преследует каждый тип вопроса. Воспитатели могут принять участие в выполнении разных заданий по тме, разработать рекомендации по обучению умения задавать вопросы и отвечать на них. Также они могут поупражняться в освоении приемов работы необходимых для общения и развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практическое занятие для педагогов | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопрос как средство развития речи
Цель: Формирование у педагогов системного видения процесса развития и поддержки развития речи воспитанников.
Задачи:
Включение педагогов в процесс методического поиска и творчества в работе с детьми;
Упражнять педагогов в освоении приемов работы, необходимых для общения и развития речи.
Приветствие «Мне в тебе нравится…»
Задача: Создать положительный настрой, работа на сплочение группы.
Упражнение
Участники в кругу по очереди говорят комплимент соседу справа. После завершения круга подвожу педагогов к мысли о совместной работе.
Упражнение
Участники стоят в ряду. Посередине проходит разделение (полосками бумаги). Ведущий называет какие-то качества, и те, у кого они есть, переходят на правую сторону, а те, у кого их нет, - на левую.
- Перейдите на правую сторону, если у вас есть брат или сестра;
- Будьте внимательными и обратите внимание, кто с вами оказался рядом.
- У кого есть домашнее животное;
- Кто родился в г. Озерске;
- Кто любит петь;
- Занимается спортом;
- Делает зарядку хотя бы изредка;
- Живет недалеко от детского сада;
- Носит очки;
- Любит мороженое;
- Рано встает;
- Любит вкусно поесть;
- У кого есть дети;
Вопросы для обсуждения
- Все ли ваши коллеги побывали на правой и левой стороне?
- С кем чаще других встречались?
- С кем реже?
- Что вы чувствуете после выполнения упражнения?
Делаю акцент на слайде в начале работы. На слайд:
«Когда мы учим детей спрашивать, и искать ответы, мы создаем наилучшие предпосылки для их творческого развития. Такой метод обучения помогает развитию как интеллектуальных, так и эмоциональных способностей ребенка». (Эрика Ландау, Одаренность требует мужества)
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Общение людей невозможно без вопросов человека к человеку, педагога к ребенку, ребенка к педагогу. Прежде всего это вызвано стремлением получить информацию от собеседника. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своем отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности.
Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи, малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. Именно в дошкольном периоде на основе общения происходит развитие развернутой диалоговой речи.
Речь как средство выражения мысли является основным механизмом мышления. Она тесно связана со всеми психическими процессами. Корней Иванович Чуковский отмечал: «…воспитание речи есть всегда воспитание мысли».
- Хочу обратиться к вам. Сформулируйте определения:
- Речь – это…
- Вопрос – это…
Заслушиваем несколько вариантов…
На слайд:
В словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Крысиной:
Речь – способность говорить;
разновидность или стиль языка;
разговор, беседа;
В современном психологическом словаре Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко:
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
В словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Крысиной:
Вопрос – это обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа. То есть вопросом мы озадачиваем кого-то.
Вопрос – предложение, требующее ответа, элемент структуры вопросника или анкеты;
Вопрос – форма мысли, выраженная в языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, т.е. узнать какую – либо информацию или что-нибудь спросить.
Словарь терминов логики:
Вопрос – предложение, выражающее недостаток информации о каком-либо объекте, обладающее особой функцией и требующее ответа, объяснения.
- Один из самых сильных инструментов, с помощью которых оратор, ведущий может притягивать к себе внимание слушателей – это вопрос.
- Попробуем сформулировать, роль вопроса в речи человека. (Совместно с аудиторией формулируем и перечисляем.)
На слайд:
Вопросы позволяют:
Активизировать внимание слушателей;
Наладить контакт с аудиторией. В этом случае оратор переходит от монолога к диалогу, живому общению. Слушатели чувствую себя сопричастными к происходящему, собеседниками;
Сделать акцент на содержании сообщения;
Скорректировать темп подачи материала. Вопрос позволяет понять, успевают ли слушатели за оратором;
Повторить ранее пройденный материал, связывая его с настоящим;
- Педагог должен в совершенстве владеть искусством задавать вопросы.
Давайте рассмотрим подробнее типы задаваемых вопросов.
Предлагаю вам классификацию вопросов Ю.Г.Тамберг
Даю группе задание: Расставьте цели в соответствии с типом вопроса.
На слайд:
Осведомительные вопросы | Цель – получение новой информации. (Что это? Зачем?) |
Контрольные вопросы | Цель – проверка знаний (своих и чужих). Эти вопросы побуждают вспоминать. |
Олимпиадные вопросы | Цель – контролируют не столько знания, сколько умение пользоваться ими для решения задач. Контролируют склонность детей к научному анализу, к умению мыслить логически, системно. |
Наводящие вопросы (принцип сведения сложного к простому) | Цель – помогают решить проблему, найти сильную идею или понять ситуацию. |
Проблемные или развивающие вопросы | Цель – побуждают думать и понимать. Их еще называют творческими или полифункциональными (на воспоминание, на логику, анализ и синтез, на смекалку, на оригинальность мышления). |
Критикующие вопросы | Цель – оценить и выявить недостатки. |
Вопросы на самоопределение (на рефлексию) | Цель – осмысление создавшейся ситуации, самоанализ. |
Отсекающие вопросы | Цель – отсекают предельно большое поле неизвестности. |
Прогнозирующие вопросы | Цель – определение причинно-следственных связей. |
Занимательные вопросы | Цель – заинтересовать детей определенной тематикой и стимулировать мышление. |
Провокационные вопросы | Цель – либо нанести вред, либо вызвать настороженность, мгновенную готовность противостоять нападению, подвоху, обману или предательству, выработать бдительность, критическое отношение и здоровое сомнение. |
Мудрые вопросы | Цель – умение принять правильное решение в условиях дефицита информации и времени. |
Глупые вопросы | Цель – высветить глупость задающего. |
Предлагаю участникам:
- Придумайте вопрос любого типа и объясните, почему вы относите вопрос именно к этой группе.
- Как вы думаете, какие вопросы способны побуждать ребенка самостоятельно мыслить?
-Какие вопросы считаете наиболее сильными в работе с детьми?
(проблемные или развивающие вопросы, занимательные, прогнозирующие)
Вывод:
Давайте попробуем подытожить нашу работу. Мы познакомились с классификацией типов вопросов. Среди различных вопросов - есть вопросы, которые могут активизировать речь ребенка, побуждать его самостоятельно мыслить.
- Хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.
- Предложить подумать, почему дети задают мало вопросов, не отвечают на вопросы или отвечают плохо?
(записать на доске)
Как вы думаете, почему дети задают мало вопросов? | Почему дети не отвечают на вопросы или отвечают плохо? |
Причины | Причины |
В литературе достаточно много примеров, подтверждающих роль вопроса в жизни человека. В.Вересаев описал в «Рассказах о детях» такую ситуацию:
«Мальчик Игорь изводил всех вопросом «Почему?». Знакомый профессор психологии(!) посоветовал родителям: «Когда вам надоест, отвечайте ему «Потому что перпендикуляр», - увидите, скоро он отвыкнет». Родители так и сделали. Через некоторое время наступила непредвиденная реакция. Игорь на все затруднительный вопросы стал отвечать: «Потому что перпендикуляр».
- Ты, почему не одел калоши?
- Потому что перпендикуляр.
- Почему ты грубишь?
- Потому что перпендикуляр.
Так закладываются «перпендикулярные» отношения, может быть, на всю жизнь.
Вывод: В настоящее время существует проблема – дети не умеют или не хотят задавать вопросы. Такое качество, как любознательность, очень редко встречается у современных детей. Решение одной проблемы автоматически приводит к решению другой.
- Эта проблема может решаться в разных направлениях. Необходимо организовать работу с педагогами, родителями и с детьми.
Как доступно донести до родителей и педагогов значимость проблемы?
- Я предлагаю вам разделиться на две группы по номеру на программке.
- Первая группа пишет рекомендации для родителей, вторая для воспитателей на тему:
«Как научить детей задавать вопросы и искать на них ответы»
- Вы должны написать не менее пяти лаконичных, доступных по содержанию рекомендаций.
На выполнение задания дается 7-8 минут. Слайд с названием и мелодией.
- Предлагаю группам обменяться рекомендациями, проанализировать их и дополнить.
На выполнение дается 5-6 минут.
Заслушиваем анализ обеих групп.
Вывод:
Основной подход к обучению детей отвечать на вопросы и задавать их заключается в создании дружелюбной атмосферы, которая дает ребенку абсолютную раскованность, уверенность, что над ним не будут смеяться. Вводить детей в непринужденные беседы, с большим количеством вопросов и ответов. Ребенку нужно объяснить, что если он не знает ответа, не нужно бояться. Лучше сказать: «Сейчас не знаю, но узнаю (или подумаю) и отвечу».
На все вопросы детей нужно отвечать точно и доступно. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Надо убедить детей в том, что задавать вопросы – это полезно: можно больше узнать интересного. Надо поощрять детей за умный вопрос.
Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится.
Креативная постановка вопросов
Эрика Ландау в своей публикации по проблемам творчества и одаренности предложила следующий алгоритм обучения креативной постановке вопросов
Куда дальше?
Вопрос, ориентированный на
будущее
Что правильно, а что нет? Оценочный вопрос
Что было бы, если бы? Воображаемый вопрос
Что я чувствую, что я знаю? Субъективный вопрос
Почему, кто, как, что делает? Каузальный вопрос ( Относящийся к
причинно-следственным отношениям, к
выражению этих отношений - Толковый
словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой)
Кто, как что, где, когда? Описательный вопрос
Уровни креативной постановки вопросов
На слайде:
На первом уровне ставятся описательные вопросы, которые связаны с настоящим и описывают нынешнюю ситуацию – здесь и теперь. Это приводит к осмыслению заданной ситуации.
На втором уровне, когда ситуация или проблема точно описана, задают каузальный вопрос «Почему?» и связывают друг с другом вопросы «Кто?», «Где?», «Как?», «Когда?». Этот уровень требует понимания и установления связей.
Эти два уровня позволяют научить ребенка объективно наблюдать, описывать, устанавливать связи и усваивать новые знания.
Третий уровень. Приходит очередь субъективных вопросов. Они требуют эмоционального подхода. Через ассоциации и аналогии дети приходят к пониманию проблем, что способствует гибкости их мышления и главное вовлеченности в процесс. Неизвестная проблема теперь им известна. Движение продолжается по спирали, от известного к неизвестному.
Четвертый уровень. Когда ребенок подошел к решению проблемы, мы задаем вопрос «Что было бы, если….?»
Пятый уровень. Оценочные вопросы: «Что правильно, что лучше среди имеющихся альтернатив?» Оценка должна последовать только теперь. Если она появиться раньше, мы будем ограничены в сырье для мышления. Отыскиваются и испытываются новые способы связи отдельных факторов и проблем.
Хотя мы уже знаем решение, мы должны приучать детей к дальнейшим вопросам: «Что еще тебя интересует в этой проблеме, что ты можешь еще сделать?» Этот вопрос бросает ребенку вызов, заставляет воображение работать.
- Эта последовательность вопросов используется сегодня в детском проектировании.
Деление на группы: по цвету маркировки на «раздатке».
Есть достаточное количество эффективных техник, которые позволяют научить детей задавать вопросы и отвечать на них.
Прежде чем приступить к выполнению заданий, хочу обратить ваше внимание на то, что вопросы также подразделяются на открытые и закрытые вопросы. Открытый вопрос – вопрос, требующий развернутого полного ответа. Закрытый вопрос – предполагает однозначный, короткий ответ (да, нет, не знаю). Прошу при составлении ответов учитывать эту информацию.
Упражнения на умение задавать вопросы для работы воспитателя с детьми.
- Перед тем, как приступить к выполнению, каждая команда рассматривает репродукцию известной картины несколько минут. Затем, мы поменяем репродукцию первой команды и покажем ее участникам второй команды. Вы должны продумать и задать вопросы обо всех деталях картины вашим соперникам. Ваши вопросы должны быть открытые, направленные на активизацию внимания ваших оппонентов.
- Вам понравилась игра?
- Что Вам показалось легче задавать вопросы или отвечать на них?
- Почему?
- Какой можно сделать из этого вывод?!
В раздатках вы найдете некоторые упражнения на развитие умения задавать вопросы и отвечать на них, классификации типов вопросов.
Вывод:
Целью сегодняшнего тренинга было желание обратить Ваше внимание на пути развития речевого пространства в ДОУ. Поставленные сегодня задачи мы проработали, определили эффективные пути, освоили некоторые приемы работы, необходимые для общения и развития речи ребенка. Ваша задача – реализовать полученные знания на практике, расширяя творческое пространство повышения квалификации педагогов.
Рефлексия
«Как мне повезло, что я…» - участники заканчивают эту фразу в форме текста.
Быть руководителем тяжело, и не каждый уверен, что знает столько, чтобы учить других. Поэтому наша сегодняшняя встреча важна тем, какие открытия останутся с Вами и как они вдохновят Вас на организацию качественной работы. Воспитатели ждут от Вас объективного отношения к результатам их деятельности, личной поддержки, реальной помощи и участия в ожидаемых успехах.
Желаю вам профессиональной удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...
Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме: «Игротерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Материал в помощь родителям...
Консультация для родителей по вопросу особенностей применения пальчиковых игр как средства развития речи
Консультация для родителей по вопросу особенностей применения пальчиковых игр как средства развития речиОписание: индивидуальная консультация направлена на повышение информированности...
План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)
Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...