"Волшебные пальчики". Ким Е.А.
материал по развитию речи на тему

Ким Елена Алексеевна

Предлагаю вниманию коллег картотеку пальчиковых игр, которую разработала сама и очень часто использую в своей работе. Данные игры можно использовать с детьми разных возрастов для развития мелкой моторики рук детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Картотека пальчиковых игр.386 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр.

Волшебные пальчики.

Подготовила: Ким Елена Алексеевна.

Прогимназия «Сезам».

                                       Картотека пальчиковых игр.

 «Волшебные пальчики».

Важным элементом развития мелкой моторики рук дошкольников является использование пальчиковых игр. Эти забавные игры научат детей 2- 3 лет копировать движения пальцев взрослых, а также повторять и запоминать слова, обыгрывающие эти действия. Дошколятам они помогут совладать со своими, не всегда послушными, пальчиками, развить координацию  и точность движений рук, а значит, подготовиться к предстоящему обучению письму. Складывая фигурки из пальчиков, ребёнок будет с удовольствие, отгадывать загадки, запоминать весёлые стихи и повторять их. Играя со своими пальчиками, дети узнают много нового, об окружающем их мире, знакомятся с русским фольклором и, конечно же, расширяют свой словарный запас.

Представляем  Вашему вниманию пальчиковые игры для детей, начиная с 2-3 лет. Все игры и упражнения тематически объединены.

Как играть.

Покажите малышу, как должны двигаться пальчики, и загадайте ему загадку о том предмете или животном, которое вы изображаете. Когда загадка будет отгадана, попросите ребёнка самого изобразить пальчиками какое– нибудь действие, предмет или животное. Если малышу будет трудно, помогите ему.

В некоторых упражнениях вместо загадок предлагаются стихи. В этом случае ребёнок сначала слушает стихотворение и наблюдает за тем, как выполняется упражнение, а после этого уже копирует положение пальцев.  Пока малыш складывает пальчики, ещё раз прочитайте стихотворение. Постепенно вы приучите его с удовольствием подражать определённым звукам  или повторять запомнившиеся слова.

Мы по дому помогаем.

Начните игру с таких слов:

Наши ручки не только играют,

Но маме  с папой помогают.

Кто не ленивый, тот трудится смело,

Тот с радостью возьмётся за дело.

Что я делаю – скажи?

Моем и стираем – маме помогаем.

Подметаем пол.

Кончиками растопыренных пальцев водите по столу слева направо и справа налево, словно веником подметаете пол.

Загадка.

Скручен, связан,

По полу пляшет –

Тут и там Маше

       (Веник)

Гладим бельё.

Похвалите малыша за помощь и продолжайте «работу»: «Мы пол подмели, а теперь поможем маме погладить бельё».

Ладонью скользите по полу вперёд – назад, как будто гладите утюгом.

Загадка.

Где пройду я – там порядок:

Не морщинок нет, ни складок.

П-ш-ш, п- ш- ш….

(Утюг)

Молоток.

А теперь поможем папе.

Поработаем молотком.

Сожмите руку в кулак и постучите им по столу.

Загадка.

Сам худ,

Голова с пуд.

Стучит; «Тук- тук,

Тук-тук».

Попросите ребёнка изобразить молоток, произнося при этом : «Тук- тук, тук- тук».

Отвёртка.

Скажите ребёнку: «А теперь поможем папе вворачивать в стену шурупы, на них мы повесим полку для книг».

Сожмите правую руку в кулак, указательный палец выпрямите. Совершите им несколько вращательных движений вокруг своей оси.

Надо нам отвёртку взять

И вращать, вращать, вращать.

Пила.

Поставьте ладонь ребром на стол и начинайте «пилит» ею вперёд – назад.

Загадка.

Едет, едет взад – вперёд,

На две части разоймёт.

С ней работать я привык,

«Вжик – вжик, вжик – вжик…».

Попросите ребёнка самого изобразить пилу и повторить её песенку: «Вжик-вжик, вжик-вжик»

На прогулку – круглый год.

Осенняя пора.

Листопад.

Скажите ребёнку: «Подул ветерок   - зашелестели листочки на дереве. Вот послушай…».

Поднесите кисти к ушам и быстро пошевелите пальцами. Эффект шуршания получается за счёт трения пальцев друг о друга.

Попросите ребёнка изобразить, как шуршат листочки на ветру, и послушать их шорох.

Скажите ребёнку: «А ветер дует всё сильнее, один за другим облетают листья с дерева – начинается осенний листопад».

Поднимите руки на уровень плеч и начните плавно сближать и разводить их в стороны, постепенно опуская ниже и ниже.

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Жёлтые листочки

С дерева срывает.

Зонтик.

Скажите ребёнку: «Дождь идёт, а мы не боимся, потому что у нас есть…»

Изобразите зонтик и попросите ребёнка угадать задуманный предмет. Для этого поднимите левую ладонь и согните её так, чтобы получился купол. Указательным пальцем правой руки упритесь в середину левой ладонью (ручка зонтика).

Загадка.

Из-под крыши крыша

Под дождик вышла.

И рады мы  проказам матушки – зимы… 

Снегопад.

Согните руки в локтях и поднимите их. Плавными зигзагами, образными движениями , не спеша опускайте руки.

Скажите ребёнку: «Всюду лежит белый пушистый снег: на земле, на деревьях, на крышах домов»

Мороз.

Расскажите малышу стихотворение:

Но вечер приближается (разведите руки в стороны) –

Вьюга начинается

(покачайте над головой руками из стороны в сторону).

Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки) –

Щиплет щёки, щиплет нос

(пальцами слегка ущипните нос и щёки)

Солнышко.

Скажите ребёнку: «Встало утром солнышко, осветило всё вокруг своими ласковыми лучиками»

Согните руки в локтях и поднимите их, скрестите их, прижав друг к другу на уровне запястья. Пальцы растопырьте, словно это солнечные лучи.

Весна в окно стучится…. 

Солнышко проснулось.

Проснулось теплое солнышко

(не спеша поднимите руки и разведите их в стороны).

Осветило, обогрело землю своими лучиками

(пальчиковое упражнение «Солнышко»).

Треснул на реках лёд

(сцепите кончики пальцев, с усилием потяните руки, пытаясь разорвать                     место соединения).

Ручейки побежали

Запели, зажурчали.

 (соедините ладони и совершите несколько волнообразных движений)

Весной в лесу.


Хорошо весной в лесу!

На деревьях лопнули почки-

Показали нос листочки

(согните руки в локтях, поднимите, сожмите в кулаки – это «почки»; резко разожмите кулаки и покажите ладошки, ладони прижаты друг к другу – это «листочки»).

А в саду уж перезвон

(прижмите ладони друг к другу тыльными сторонами, пальцами вверх; пальцы раздвиньте и чуть согните, как ветки дерева),

Летят скворцы со всех сторон.

Не волнуйтесь, что вы, что вы!

Вам дома уже готовы

(соедините кончики пальцев и расположите их под углом друг к другу – это «крыша домика»; кончики больших пальцев также соедините).

Будут скворцы в скворечниках жить,

Сады от вредных жуков сторожить.

Спасибо, скворцы!

Затем попросите ребёнка отгадать загадку:

Есть на дереве дворец –

Во дворце живёт певец.

Он не лает, не кусает,

Сад фруктовый охраняет.

(Скворец).

Ах, лето красное... 

Расскажите малышу: «Вот и лето за весной пришло. В это время года дети живут на даче, в деревне. Там можно увидеть много нового и интересного. Отправимся на зелёный лужок. Солнышко светит, цветы благоухают, над ними бабочки порхают да пчёлки летают. Вдруг мимо промчался майский жук. Летит, жужжи, куда-то спешит. Хорошо летом на лугу!

 Жук.

Пальцы сожмите в кулак. Указательный палец и мизинец выпрямите, разведите в стороны и пошевелите ими, словно это усы у жука.

Загадка.

Попросите ребёнка изобразить жука и прочитайте стишок: Жук летит- жужжит, жужжит  И усами шевелит.

Бабочка.

Прижмите ладони друг к другу – бабочка сложила крылышки.  Разведите ладони в стороны, руки остаются соединенными лишь в области запястья – бабочка машет крыльями.

Загадка.

Над цветком порхает, пляшет =

Веерком узорным машет.    (Бабочка)

Пчела.

Пальцы сожмите в кулак. Выпрямите указательный палец, повращайте в разные стороны. Не забудьте пожужжать!

Загадка.

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.    (Пчела)

Комарик.

Покажите  пальчиковое упражнение «Пчела», но при этом не жужжите, а произносите звук: «З-з-з…» Дотроньтесь пальчиком до малыша, как будто комарик его укусил.

Загадка.

Не зверь, не птица –

Нос как спица.

Летит – пищит,

Сядет – молчит.

Кто его убьёт,

Кровь свою прольет.    (Комар)

Здравствуй, комарик!  Попросите малыша изобразить комарика. Скажите малышу, что ваш комарик хочет поздороваться с его комариком. Для этого дотроньтесь кончиком указательного пальца до пальчика ребёнка и скажите; «З-з-здравствуй, комарик!»

Морские приключения.

Начните игру с таких слов: «Тот, кто был на море, тот, конечно, видел такую картину…»

Волны.

Согните руки в локтях, переплетите кончики пальцев, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцеплёнными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

Ходят волны на просторе.

Вы узнали? Это море.

Кит.

Скажите ребёнку: «Ой, а кто это такой большой – большой плывёт по волнам?»

Вытяните руки вперёд, переплетите пальцы. Руки слегка округлите, изображая округлое тело кита.

Загадка.

Через море – океан

Плывёт чудо – великан,

Фонтаны пускает,

Кто его узнает?

(Кит)

Дельфин.

Запястья прижмите к телу, ладони округлите, кончики пальцев соедините.

А рядом вижу чьи – то спины,

Плывут на волнах ко мне…

                                  дельфины.

Пароход.

Поставьте слегка округлённые ладони на рёбра.  Прижмите их к поверхности стола. Кончики указательных, средних и безымянных пальцев соедините. Большие пальцы поднимите – это труба парохода.

Посмотрите: пароход по волнам плывёт вперёд.

Бинокль.

Сложите пальцы так, чтобы получились окуляры бинокля, и поднесите окуляры к глазам. Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним.

Подзорная труба.

Ещё раз сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры». Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним. Теперь один кулачок приставьте к другому, чтобы получилась труба. Посмотрите в подзорную трубу. Второй глаз должен быть закрыт!

Встал на мостик капитан,

Смотрит здесь, смотрит там.

То в бинокль, то в трубу –

Влево, вправо, на корму.

Кораллы.

Согните перед собой руки в локтях. Пальцы раздвиньте веером.

А под водой подводные лодки стоят.

Это – кораллы.

Вы их узнали?

В мире животных.

Домашние животные.

Расскажите ребёнку, что у людей есть верные друзья и помощники – домашние животные: корова, лошадь, кошка, курицы и гуси. Предупредите, что вы попробуете показать этих животных и рассказать о них.

Корова.

Пальцы сожмите в кулак, а указательный и мизинец разведите в стороны – получатся «рога». Покачайте рукой, произнеся при этом: «Му-у-у…» (положение пальцев то же, что и в пальчиковом упражнении «Жук»).

Загадка.

Стоит копна посреди двора –

Впереди вилы, сзади метла.

(Корова)

Лошадь.

Правую ладонь держите горизонтально, тыльной стороной наружу,- это «морда лошади». Поднимите большой палец. Сверху обхватите правую ладонь левой, большой палец левой руки поднимите. Большие пальцы обеих ладоней – это «уши лошади», остальные пальцы левой ладони – «грива».

Загадка.

Груз везёт,

Сено жуёт,

Хвостом помахивает,

Гривой потряхивает

(Лошадь)

Попросите ребёнка повторить ваши действия и спеть песенку лошадки: «И-го-го, и-го-го – поскачу я далеко!»

Кошка.

Средний и безымянный палец соедините с большим так, чтобы получилось колечко,- это «мордочка кошки». Указательный палец и мизинец приподнимите – так торчат кошачьи ушки.

Загадка.

Мягкие лапки,

А в лапках цап- царапки.

(кошка)

Покажите, как кошка выпускает коготки. Для этого нужно поджать кончики пальцев и зашипеть: «Ф-ф-ф…»Затем выпрямите пальцы и скажите : «Мяу».

Попросите ребёнка показать сердитую и ласковую кошку.

Собака.

Средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки – это «морда собачки». Указательный палец и мизинец поднимите – это «уши».

Загадка.

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу.

Гав, гав, гав!    (собака)

Когда собака «лает», она раскрывает «пасть», для этого слегка разводите пальцы, изображающие собачью морду.

Петушок.

Пальцы обеих рук переплетите в замок. Поочерёдно поднимите пальцы.

Петя, Петя, Петушок,

Покажи свой гребешок.

Вот этак и вот так:

То ладошка, то кулак.

Курочка.

А теперь покажите малышу курочку. Курочка похожа на петушка, только пальцы («гребешок») должны быть полусогнуты.

Загадка.

Зернышки клюёт:

«Ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»    (Курочка)

Пусть малыш изобразит курочку и покажет, как она кудахчет: «Ко-ко-ко!»

Цыплята.

Загадка.

Вышла курочка гулять,

Свежих зёрен поклевать,

А за ней ребятки –

Жёлтые….     (Цыплятки)

Каждый пальчик (это «цыплята») по очереди соедините с большим, при этом каждый цыплёнок должен пропищать: «Пи-пи!»

Гуси.

Поднимите согнутые в локтях руки.  Ладони  должны находиться под прямым углом к предплечью. Большой палец соедините с указательным (получится «гусиный клюв»), а все остальные плотно прижаты друг к другу. Теперь можно раскрыть «клюв», опуская большой палец, и сказать на «гусином» языке: «Га-га-га!»

Загадка.

По двору гуляет,

Шею загибает,

Шипит и гогочет.

Чего же он хочет?

Ущипнуть за пятки –

Берегись, ребятки!    (Гусь)

Утка.

Расположите предплечье горизонтально. Пальцы сложите щёпотью, большой палец напротив остальных – получится «клюв». Раскрывая «клюв»,

Загадайте загадку:

Загадка

Кря-кря!

Ищу червя,

Кто я?    (Утка)

Дикие животные.

Медведь

Обопритесь всеми пальцами, кроме среднего, на стол – это «ноги медведя. Средний палец согните – получится «медвежья голова».

Загадка.

Кто в  лесу глухом живёт –

Неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мёд,

А зимой  сосёт он лапу?  (Медведь)

Белка.

Средний  и безымянный палец соедините с большим так, чтобы получилось колечко – это «мордочка белки». Указательный указательный палец и мизинец поднимите вверх – это «ушки». Быстро соединяя и разъединяя пальцы, покажите, как зверёк грызет орешки.

Загадка.

В дупле живёт

Да орешки грызёт.   (Белка)

Змея.

Положите ладонь на стол, слегка округлив ладонь, - это «змеи ная голова». Совершая зигзагообразные движения, продвигая руку вперёд, как будто змея ползёт.

Загадка.

Вьётся верёвка,

На конце – головка.   (Змея)

Крокодил.

Положите ладонь на стол. Большой палец спрячьте под ладонь. Указательный и мизинец – глаза – согните и прижмите, соответственно, к среднему и безымянному пальцу.

Загадка.

У прохожих дрожь по коже –

Кто там это ходит лёжа?

Злой, зелёный и зубастый –

Он совсем не безопасный.   (Крокодил)

Заяц.

Сожмите руку в кулак, а указательный и средний пальцы поднимите. Пошевелите ими – это «заячьи ушки».

Загадка.

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает локо,

Любит морковку.   (Заяц)

Любимый праздник – Новый год.

Ёлочка – красавица.

Загадка.

Зелёная красавица

В лесу всегда растет,

А в Новый год нарядится,

На праздник к нам придёт.   (Ёлка)

Когда малыш отгадает загадку, покажите пальчиковое упражнение «Ёлочка» и одновременно прочитайте стишок:

Посмотри: на нашей ёлке

Очень колкие иголки.

От низа до макушки

Висят на ней игрушки:

Звёздочки и шарики,

Яркие фонарики.

Предложите ребёнку изобразить пальчиков ёлочные игрушки, которыми украшена новогодняя ёлка, и прочитайте стихи и загадки о ней.

Шарики.

Руки согните в локтях и , подняв их вверх, соедините пальцы. Повращайте кистями рук.

Не глазах у детворы

Ёлка наряжается.

Разноцветные шары

На ветвях качаются.

Фонарики.

Положение рук то же., но пальцы сложены в виде цветка.

Посмотри – ка, посмотри:

Зажигаются огни,

Засверкали шарики –

Яркие фонарики.

Бусы.

Соедините большой и указательный палец руки колечком. Соедините колечки, словно это звенья цепочки. Затем разомкните «кольца» и измените положение кистей рук, развернув их на девяносто градусов. Вновь соедините «звенья цепочки». Повторите несколько раз.

Ёлочка, ёлочка,

Яркие огни!

Золотыми бусами,

Ёлочка, звени!

Домик.

Соедините кончики пальцев обеих ладоней под углом друг к другу – это «крыша домика».

Домик крохотный висит,

А в окошке свет горит.

Колокольчики.

Кисти рук опустите вниз. Слегка покачайте расслабленными кистями, словно колокольчики качаются.

Колокольчики на ёлочке звенят –

Всех мальчишек и девчонок веселят.

Флажки.

Опустите кисти рук. Пальцы плотно прижмите.

А на нашей ёлке - шишки.

Шишки не простые –

Шишки золотые.

Бантик.

Сложите пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев в виде восьмёрки – получится «бантик».

Бантики на ёлочке блёстками горят,

Радуют взрослых, веселят ребят.

Хлопушки.

Округлите ладони и хлопните погромче.

Загадка.

Затыкайте ушки,

У нас в руках…

(Хлопушки)

Угощаем гостей.

Начиная новую игру, расскажите малышу стихотворение:

Поиграли, потрудились-

Всюду ручки пригодились.

А теперь пора узнать,

Как гостей нам принимать!

«Дзинь!» - звенит звонок в прихожей.

Это кто же, кто же, кто же?

Расскажите, что гостей нужно встречать словами: «Проходите, дорогие гости, садитесь, пожалуйста». И, конечно же, гостей следует угостить.

Стол.

Заинтригуйте ребёнка, спросив: «А теперь отгадай, к4уда мы пригласим наших гостей?»

Сожмите левую руку в кулак. Сверху положите ладонь правой руки – получится стол.

Загадка.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше чашки да ложки.

(Стол)

Скажите: «Приглашаем всех гостей за стол». Попросите ребёнка изобразить стол с помощью рук.

Чашка.

Скажите ребёнку:: «Надо стол накрыть, гостей чаем напоить».

Сложите округлённые ладони так, чтобы получился ковшик.

Загадка.

На столе она стоит,

Чай горячий в ней налит.    (Чашка)

Чайник.

Скажите ребёнку: «Ой, а что это пыхтит?»

Загадка.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.    (Чайник)

«Наливая» чай, произнесите: «С-с-с», имитируя звук льющейся из чайника воды. Сожмите правую руку в кулак, оттопырив большой палец – это «носик чайника». Наклоните кулак так, чтобы «носик чайника» оказался над «чашкой! ребёнка.

Угощение.

Спросите малыша: «А с чем же мы  будем чай пить?» Чем гостей угощать? У нас есть:

Сушки

(соедините большой и указательный пальцы колечком на обеих руках),

Пироги

(хлопните правой ладонью по левой, а затем левой ладонью по правой)

Ватрушки

(сложите ладони, придав им слегка округлый вид)

Блины

(протяните вперёд обе ладони)

Попросите ребёнка показать различные угощенья с помощью пальчиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа изостудии "Волшебные пальчики".

ЗадачиРисование§  Совершенствовать у детей технику рисования пастелью, акварелью, гуашью, простым карандашом, восковыми мелками;§  Учить детей применять нетрадиционные техники художественной...

кружок по развитию мелкой моторики пальцев рук "Волшебные пальчики". занятие "Зимняя сказка" (средняя группа)

занятие ,развивающее мелкую моторику, композиционные умения, восприятие цвета. в гости к детяи приходит сказочный персонаж и игает с детьми....

Занятие в старшей группе "Волшебные пальчики"

Занятие направленное на развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, двигательной координации....

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

Консультация для родителей "Волшебные пальчики"

Игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста...

МАСТЕР КЛАСС "ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ"

МЕТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ РУК...

Рабочая учебная программа по образовательной области «Художественное творчество» образовательный компонент «Лепка» для детей дошкольного возраста (4-7 лет). Кружок «Волшебные пальчики»

Техника пластилиновой живописи в лепке уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумаывают новые цвета и оттенки из пластилина. Это разнообразит палитру, сближает лепку с рисование...